Эпоха Возрождения и Новое время

Средневековье

Человек и природа – родственные создания, бессмертные и бесконечные. Всё из вне – от Бога!
Фома Аквинский – душа осуществляется в материи и не существует в неактивном состоянии. Целостность души от Бога. Душа – центр мироздания.

Эпоха Возрождения и Новое время

Существует культ человека, развивается анатомия, искусство, открытия науки. Мир и человека нужно изменять.
Декарт – дуализм (материалисты/идеалисты)

1. Наука – многообразный опыт, который получается множеством идей.

2. Наука предполагает интеллектуальную деятельность по осмыслению опыта. Внешний мир познаваем через эксперименты. Учение «механицизм» — появляются ж.духи и ж.механизмы

3. Существует душа разумная и бестелесная, противостоящая механическим действиям тела (ощущение, ассоциации, страсти)

Т.Гоббс – 17в, позиция материализма психологии. Признает единую субстанцию – материальный мир. Душевные явления и идеи, выводящиеся из этих явлений – это побочный продукт деятельности материального тела (эпифеномен). Знания, единичные факты, опыт дают лишь вероятностные характеристики внешнего мира. Всё субъективно.
Б.Спиноза – материалист, стремится доказать единство мира. Выстроил душевные явления в единую материальную субстанцию. Природа – причина самой себя, которая обладает множеством явлений. Человек — часть природы, обладает телом и душой, которые можно отнести к атрибутам единой субстанции. Они обладают протяженностью и мышлением.
2 части души

Разум Аффекты
-это непосредственное усмотрение и интуиция -чувственные знания

Цель знания – совершенствование самого человека.
Джон Локк – 18в, занимался Э. и полит. деятельностью в Англии. Психика – единый источник всех идей, которые можно получать через опыт. Человек рождается, не имея никакого психического понимания. Душа – чистая доска, на которую внешний мир воздействует и может нанести любой след. Идеи, приобретенные из опыта, являются основанием для знания. Знание – это усмотрение не/соответствия идей по отношению друг к другу.
Д.Гартли – англ. медик, материалист. Психический мир складывается постепенно, путем усложнения ассоциаций. Объекты внешнего мира воздействуют на органы чувств через сенсорные нервы, которые передают вибрации в мозг и к мышцам. Внешние воздействия вызывают ощущения и идеи. Повторение одних и тех же идей ощущений вызывает восстановление следов, оставленных в нервной системе других ощущений, прежде связанными с ними. Если раздражителями выступают слова, то они вызывают по ассоциации те поступки, которые вызывали прежде прямые чувственные воздействия.

4. Развитие психологии в рамках философских воззрений (Российская традиция).

Г. Сковорода – философское понимание человека. Поднимает проблемы зависимости развития человека от просвещения и самосознания. Для того, чтобы Ч.развивался, его надо учить, просвещать.
М.Ломоносов – естественно-научное направление, изучал ощущения, пришел к выводу, что ощущение – это продукт воздействия предметов внешнего мира на органы чувств. В различии ощущений главную роль играет головной мозг. Особо интересовала зрительная система.
А.Н.Радищев – психика-это функция мозга и нервов. Мышление активно само по себе, но Ч.властен над ним. В формировании сознания велика роль языка и речи. Душа смертна, но мысль уничтожить невозможно. Воспитание должно производится с учетом природных данных ребенка.
Н.Г. Чернышевский – впервые выдвинул идею изучения Ч.на основе антропологического принципа. Обнаруживает родство физиологических, телесных и психических явлений. Предлагает использовать достижения различных наук для изучения психики. Потребности Ч. и Ж. отличаются. У Ч. потребности порождаются его активностью. (Н/п потребность в красоте и искусстве)
Михайловский и Ковалевский – представители социологии, провели анализ поведения масс и сделали выводы: психологический фактор очень сильно влияет на исторический процесс.
Н.Н.Ланге – впервые открывает экспериментальную лабораторию, изучал вопросы наследственности, приходит к выводу, что биологическая наследственность присуща лишь Ж, а у Ч передача культуры происходит ч/з подражание и обучение путём социальной преемственности. При соц. преемственности высока роль языка, благодаря которому в сознании Ч вводятся нормы, категории, которые оказывают влияние на формирование личности. С помощью наблюдения невозможно изучить явления восприятия и внимания. Господствующий метод психологии на тот момент – интроспекция. Необходимы эксперименты.
Психология начинает быть, как самостоятельная наука.
М.М.Троицкий – занимался вопросами православной этики – именно эту линию он выдерживает в науке. заведует кафедрой философии в московском универе. Предмет психологии: явление «духа», но сущность духа не постижима, потому что это вера. Дух может познавать себя в различных формах своего существования, и может быть предметом собственного наблюдения. В этом и заключается психические явления.
П.А.Флоренский (1882-1937) – религиозный философ, ученый с энциклопедическими знаниями, занимался культурно-исторической психологией. Всё развитие человечества – это развитие орудий труда (слово, речь, язык). Слово – это воздушное орудие мысли. Развивает идею органопроекциии, считает, что человек создает орудия труда по образу подобия его внутренних органов и предметов деятельности. Расстрелян в 1937г.

5. Эволюция предмета психологии как самостоятельной науки (западная традиция).

Вильгельм Вундт – родоначальник экспериментальной психологии. 1879г-открытие первой экспериментальной лаборатории в Европе.

1. Аналитическая (Титченер, Вундт) – полное расчленение чувственного образа на элементы, не впадая при этом в ошибку стимула. Взгляд со стороны.

2. Метод семантических (=смысл) свойств. Вюрбургская школа – прослеживают стадии процесса мышления с использованием ретроспективного отсчёта (прокручивать периоды жизни назад). Ч сам отслеживает, как он мыслит.

3. Метод феноменологического самонаблюдения – от наивного испытуемого требовали непредвзятого описания психологических феноменов в их непосредственности и целостности.

6. Эволюция предмета психологии как самостоятельной науки (Российская традиция).

И.М. Сеченов (1829-1905) – физиолог, 1860-70 предлагает программу построения психики, как самостоятельной науки. Изучал явление «центрального торможения», которое объясняет явление произвольного поведения. Головной мозг – главное звено психической организации человека.
Предмет психологии – виды психической деятельности субъекта. Рассматривает и человека, и животного. Надо изучать развитие в системе связей и в историческом процессе. Метод объективного наблюдения внешних и внутренних форм проявления.
Явление торможения – объяснение появления моральных норм (вначале – внешние запреты, потом – внутренний тормоз).
И.П.Павлов (1849-1939) – физиолог, учения о высшей нервной деятельности. 1904 – получает Нобелевскую премию за работу о пищеварении. Учение я психике человека и животного – это основа учения о бихевиоризме. Фундамент будущей психологии – это физиологические исследования.
1950г – некоторые психологи перестали видеть связь между психологией и физиологией. Что является предметом изучения?
Г.Н Челпанов (1862-1932) – философ.1912-1914 при Московском университете создает первые в России институт экспериментальной психологии. Стоит на позиции интроспекционного метода. Популяризатор психологической науки. Нач1920 – жесткая критика за скептицизм к реформам большевиков образования.
А.А.Ухтомский (1875-1942) – физиолог, основатель физиологической школы ленинградского университета. Учение о доминанте. С помощью доминанты пытался объяснить аффекты, внимание, творчество, интуицию, личность.
Л.С.Выгодский (1896 – 1934) – психолог, культуролог, методолог и теоретик. 10 лет занимался дефектологией. Учение «Культурно-историческая концепция развития высших психических функций» (мышление и речь). Эти психические функции могли появиться только у человека. Интересна для него психология искусства. Появляется программа построения психологии. 1925-1926 – появляется лаборатория психологии аномального детства в Москве. Изучает проблемы соотношения мышления и речи, а так же проблемы развития и значения слов. Появляются «зоны ближайшего развития».

7. Бихевиоризм и необихевиоризм

Основоположник Д.Уотсон. Б.(от англ. behaviour - поведение) — направление в американской психологии XX в. Уотсон считал, что психология как наука должна заниматься не сознанием, душевными явлениями, а поведением. Основная задача бихевиоризма заключается в накоплении наблюдений над поведением с таким расчетом, чтобы можно было сказать наперед какая будет реакция на соответствующий стимул. Но связь между стимулами и реакциями не являются прямыми. Направление стимулировало развитие социологии, кибернетики, антропологии. НЕОБИХЕВИОРИЗМ — направление в американской психологии, возникшее в 30-х гг. XX в. Восприняв главный постулат бихевиоризма, согласно которому предметом психологии являются объективно наблюдаемые реакции организма на стимулы внешней среды, Н. дополнил его понятием о “.промежуточных переменных” как факторах, служащих опосредствующим звеном между воздействием стимулов и ответными мышечными движениями. Следуя методологии операционализма, Н. полагал, что содержание указанного понятия (обозначавшего “ненаблюдаемые” познавательные и мотивационные компоненты поведения) выявляется в лабораторных экспериментах по признакам, определяемым посредством операций исследователя. Н. свидетельствовал о кризисе “классического” бихевиоризма, неспособного объяснить целостность и целесообразность поведения, его регулируемость информацией об окружающем мире и зависимость от потребностей организма. Используя идеи гештальт-психологии и фрейдизма (Э. Ч. Толмен), а также учения Павлова о высшей нервной деятельности (К. Л. Халл), Н. стремился преодолеть ограниченность исходной бихевиористской доктрины, сохранив, однако, ее основную установку на биологизацию человеческой психики.

8. Гештальтпсихология

Направление 1/3 20в в Германии – изучение психики путем гештальтов (целостных структур). Гештальт первичен по отношению к другим элементам психики. Системную организацию целого определяют свойства и функции частей, образующих это целое. Преимущественное изучение восприятия. Вертхеймей, Кёлер, Коффка, Левин, Хайдер

Перлз терапия строится по принципу игры. Надо достичь эмоционального и интеллектуального потрясения, которое приводит к интеграции личности «АГА!» — это момент самопостижения.

Гештальт-психология, основанная Вертгейнером. Гештальт-психология считает, что окружающая среда воспринимается не в виде отдельных предметов, а как единое целое. Согласно статистике, в шестидесятые годы двадцатого века появилась когнитивная психология. Делали упор на то, что формирующиеся в мозгу человека знания и выводы идут дальше той простой информацией, идущей из внешней среды.

Бихевиористы не могли описать язык, память,рассудок.

Когнитивисты же считали, что на первый план выступает информация в мозгу человека, информация перерабатывается, при этом эбеспечивая необходимый контроль. Большое место заняли теории различия личности.

9. Фрейдизм и неофрейдизм.

Психоаналитический подход - автор Зигмунд Фрейд. Его выводы изменили взгляды на человеческую психику. Фрейд утверждал, что наше поведение подчинено подсознанию, влечению, которое обусловлено инстинктами, удовлетворению, которое запрещено сознанием.

Но эти желания продолжают действовать. Они проявляются в неадекватных явлениях, действиях.

Заслуга З.Фрейда в том, что он открыл мир, лежащий за пределами нашего сознания.

Регуляция трех уровней осуществляется следующим образом:

1. Сверх Я - мораль

2. Я – совесть

3. Оно – эмоции.

Некоторые положения Фрейдизма:

· Психологическое развитие человека движимо личностными мотивами.

· Развитию личности противостоит окружающая среда, к ней нужно приспособиться.

· Движимые силы психологического развития врожденные и бессознательны.

· Основная структура личности складывается в детстве и в дальнейшем существенных изменений не претерпевает.

Неофреидизм: ученики и последователи Фрейда:

К. Юнг; Карен Хорни; Эрик Эролин.

Альфред Адлер - австрийский офтальмолог.

С 1897 изучает работы Фрейда. В 1911 выступает с критикой основ фрейдийской теории. 1912- Разрыв Адлера и Фрейда. Адлер основывает Венское общество индивидуальной психологии.

· Главная сила, определяемая поведение человека: чувство общественности с людьми, стимулирующие социальные контакты.

· Важная тенденция: стремление сохранить в целостности свою индивидуальность.

· Определяющий путь: возможность менять направление развития личности, формирование собственного пути развития.

· Творческое «Я»=> личность уникальная (себя творит, осознанно управляет собой).

· Стремления к превосходству: стимул для самосовершенствования.

· Чувства влияют на общество в целом.

· Механизм для развития личности - компенсация:

а) сверхкомпенсация (знания и умения на пользу людям)

б) неполная компенсация (может привести к возникновению комплекса неполноценности).

в) полная компенсация (приводит к снижению влияния физических дефектов, к личному росту).

г) мнимая компенсация (может затормозит

Складывается из ее психологических свойств и особенностей, обычно называемые "чертами личности". Их очень много. Но все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое количество подструктур. Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Далее, уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.

10. Современные направления в психологии. Транзактная психология. НЛП. Когнитивная психология и др.

Гуманистическая психология или психология экзистенциализма

Адлер: на человека в момент сеансов психотерапии влияют: понимание и принятие своего стиля жизни, помощь психотерапевта, усиление соц. интереса (пробуждает потребность в кооперации).
Адлер начинал всю проф. деятельность с поиска проблем (в детстве, в пути развития). Цель психотерапевта – создать атмосферу сочувствия, поддержки, доброжелательности, безопасности. Именно в такой обстановке человек может принять свой стиль жизни.
Задачи психотерапевта: интегрировать прошлый и настоящий опыт, представить взгляд со стороны, вернуть пациенту вновь возникшую целостность.
Ответственность за успех возлагается на пациента. Эмоциональная реакция и прошлый опыт пробуждает интерес к проблемам ближним.
Г.Айзенк выделение клинической психологии в самостоятельную дисциплину. Готовит мед. психологов, использует методы поведенческой психотерапии через научение. Психология – наука естественная. Враждебно относится к субъективным подходам к психологии. Человек – биосоциальный организм, действия человека обусловлены в равной степени факторами: биологическими (гены, гормоны, физиология)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: