Диспансериза́ция - активное динамическое наблюдение на состоянием здоровья населения, включающее комплекс профилактических, диагностических и лечебно-оздоровительных мероприятий.
Первоначально принципы и методы Д. использовались для борьбы с социально опасными болезнями — туберкулезом, сифилисом, трахомой и др. В последующем диспансерный метод нашел применение для наблюдения за беременными, детьми, трудящимися ведущих отраслей промышленности и с.-х. производства, больными, страдающими хроническими заболеваниями. Решается задача перехода к всеобщей Д. населения.
Целью Д. является формирование, сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний, снижение заболеваемости, инвалидности, смертности, достижение активного долголетия. Д. входит в качестве составной части в широкую систему мер по профилактике заболеваний, осуществляемых государством, обществом.
Диспансеризация включает: ежегодный Медицинский осмотр с проведением лабораторно-инструментальных исследований для выявления заболеваний в ранних стадиях, а также обследование лиц, имеющих факторы риска развития заболеваний; дообследование нуждающихся с использованием современных методов диагностики; определение состояния здоровья каждого человека; осуществление комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий больным и лицам с факторами риска и последующее систематическое наблюдение за состоянием их здоровья.
Использование при массовых обследованиях в рамках Д. всех существующих методов диагностики представляется малооправданным, поскольку наряду с малой экономической эффективностью это привело бы к перегрузке лечебно-профилактических учреждений и к негативной реакции населения на чрезмерно частые анализы, функциональные и другие исследования. Поэтому МЗ СССР определен сравнительно узкий круг лабораторно-инструментальных исследований, позволяющий, тем не менее, выявить или заподозрить наличие наиболее распространенных заболеваний, имеющих медико-социальную значимость.
Ведущая роль в осуществлении Д. отводится участковому врачу, который координирует работу всех других специалистов, проводит и контролирует выполнение намеченных лечебно-оздоровительных мероприятий, осуществляет пропаганду здорового образа жизни. Организация работы амбулаторно-поликлинического учреждения должна быть направлена на успешное выполнение участковым врачом этих задач. Принципиально важным является, с одной стороны, наиболее полный охват населения диспансерным наблюдением, с другой — исключение дублирования при проведении этой работы. В связи с этим участковая медсестра ежегодно уточняет списки лиц, прикрепленных к врачу, исключает повторное профилактическое диспансерное обследование лиц, прошедших Д. в период лечения в стационаре, в ведомственных и других учреждениях здравоохранения в течение предшествующих 6 мес.
Главная роль в проведении Д. населения принадлежит амбулаторно-поликлиническим учреждениям, однако в ней участвуют и многие другие учреждения. Центры специализированной медпомощи и диспансеры (кардиологические, эндокринологические, онкологические и др.) осуществляют дообследование пациентов, проводят лечение, а в ряде случаев и последующее наблюдение больных и реконвалсецентов. Высококвалифицированную лечебно-консультативную и методическую помощь в условиях проведения Д. оказывают поликлиники (поликлинические отделения) вузов и НИИ медицинскою профиля. Эти учреждения формируют выездные бригады для диспансерных осмотров и консультативной работы в сельской местности, на предприятиях промышленности, строительства, транспорта и связи.
ПЛАНИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: ПРИНЦИПЫ, ВИДЫ ПЛАНОВ, ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ, ПОКАЗАТЕЛИ ПЛАНА, МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ.
Одной из важных и сложных проблем здравоохранения является планирование медицинской помощи населению. План здравоохранения - это составная часть государственного плана экономического и социального развития страны. Он направлен на наиболее рациональное и эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов здравоохранения как важнейшей отрасли народного хозяйства.
Основными принципами планирования здравоохранения в России в настоящее время являются:
– направленность здравоохранения на достижение конкретных результатов в улучшении здоровья граждан;
– адекватность финансовых ресурсов здравоохранения государственным гарантиям предоставления населению медико-социальной и лекарственной помощи;
– обеспечение социальной справедливости и доступности помощи при реализации государственных гарантий вне зависимости от социального статуса, уровня дохода и места жительства граждан;
– высокая эффективность использования ресурсов при реализации государственных гарантий за счет оптимизации структуры объема и технологий медицинской помощи;
– политическая приемлемость принципов организации системы здравоохранения;
– приемлемый уровень административных расходов;
– обеспечение высокой эффективности внедрения современных медицинских технологий.
По срокам исполнения планы делятся на текущие и перспективные. Текущие планы рассчитаны на 1 год и являются составной частью перспективных планов. Перспективные планы в последние годы разрабатываются в форме концепции развития здравоохранения на 5–10 лет.
В планировании здравоохранения применяют различные методы.
- Аналитический метод используется для оценки исходного и достигнутого уровней при составлении плана и анализе его выполнения. С помощью аналитического метода определяется обеспеченность населения медицинским персоналом, больничными койками, исчисляются объемы медицинской помощи (процент госпитализации, среднее число амбулаторных посещений на одного жителя и т.д.).
- Сравнительный метод – составная часть аналитического, дает возможность определить направление процессов развития, например, заболеваемости, смертности и т.д.
- Балансовый метод – позволяет вскрыть намечающиеся диспропорции во время выполнения плана, например, балансы подготовки кадров и роста сети лечебно-профилактических учреждений.
- Нормативный метод применяется при составлении любого плана, основанного на использовании балансового метода. Так, при планировании здравоохранения используются нормативы потребности населения в медицинской помощи, нормы нагрузки врачей и среднего медицинского персонала.
- Экономико-математические методы применяются при необходимости научно обосновать оптимальные варианты плана.
При формировании плана учреждения здравоохранения органы управ ления предоставляют следующие исходные данные:
– контрольные цифры;
– государственный заказ;
– долговременные экономические нормативы;
– лимиты.
Контрольные цифры включают:
– численность и состав населения;
– объем выполняемых учреждением медицинских услуг;
– показатели технического оснащения учреждения;
– показатели социального развития территории.
Государственный заказ определяется на ввод в действие новых объектов, реконструкцию, техническое обновление действующей сети медицинских учреждений за счет государственных средств и капитальных вложений.
Долговременные экономические нормативы должны обеспечить связь общественных интересов с интересами медицинского учреждения.