ГПТ обладает определенной социальной значимостью для населения. Это выражается:
а) в экономии времени и сил при передвижении;
б) в экологических последствиях для городской среды обитания;
в) повышение безопасности дорожного движения.
а) Установлено, что ежедневные затраты времени на транспортные передвижения не должны превышать 1час 10мин. В противном случае возникает транспортная усталость пассажиров, что ведет к различным физиологическим расстройствам (депрессия). Каждые 10 мин. излишне проведенные в переполненном транспортном средстве приводит к сокращению производительности труда на 4% для работников с нормированной оплатой труда.
б) ГПТ создает значительную экологическую нагрузку на городскую среду обитания. Порядка 60-80% загрязнений, поступающих в воздушный бассейн МО, связанны с автотранспортом.
За правонарушения, связанные с невыполнением установленных экологических требований и причинением экологического вреда, законом установлена административная/уголовная ответственность.
Помимо экологических проблем существуют шумовые проблемы.
Так скопление автотранспорта на дорогах приводят к значительным шумовым перегрузкам. Существует допустимый уровень внешнего шума от городских автобусов, уровень устанавливается в зависимости от их массы и мощности и составляет от 81 до 85 децибел (120 децибел – предельный шум для человеческого уха).
в) Поездка на различных видах ГПТ характеризуется определенными характеристиками сравнительной опасности (за единицу принимается риск гибели пассажира в автобусе).
Городской автобус – К=1
Трамвай – К=1.7
Троллейбус –К=1.2
Легковой автомобиль – К=26
Порядка 70% травм, полученных пассажирами ГПТ приходится на посадку и высадку из транспортных средств, что следует учитывать при организации остановочных пунктов, при формировании подвижного состава и при работе с водительскими кадрами.