К государственным органам общей компетенции относятся:
• Президент Республики Беларусь;
• Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь;
• Правительство – Совет Министров Республики Беларусь;
• местные исполнительные и распорядительные органы.
Будучи представительным и законодательным органом, Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь принимает законы нашего государства. В соответствии со статьей 100 Конституции любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией, вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики. Как правило, законопроект, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией, становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты.
Правительство Республики Беларусь является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляющим в соответствии с Конституцией исполнительную власть в стране и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов.
|
|
Совет Министров Республики Беларусь в пределах своей компетенции обеспечивает исполнение Конституции Республики Беларусь, законов, актов Президента Республики Беларусь, осуществляет контроль за их исполнением подчиненными ему органами государственного управления и другими органами исполнительной власти, физическими и юридическими лицами.
В пределах Конституции, законов, актов Президента Совет Министров Республики Беларусь в области использования и охраны земель:
— обеспечивает проведение единой государственной политики;
— утверждает региональные схемы использования и охраны земельных ресурсов, схемы землеустройства областей и обеспечивает их реализацию;
— утверждает перечень населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов, расположенных на площадях залегания разведанных месторождений полезных ископаемых, в границах которых земельные участки не подлежат предоставлению в частную собственность;
— устанавливает порядок организации и проведения аукционов;
— устанавливает порядок выкупа земельных участков, находящихся в частной собственности, для государственных нужд, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь;
— устанавливает порядок определения размеров убытков, причиненных землепользователям изъятием у них земельных участков;
|
|
— устанавливает порядок определения размеров потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства и их возмещения;
— устанавливает порядок мониторинга земель и использования его данных;
— устанавливает порядок государственного контроля за использованием и охраной земель;
— устанавливает порядок образования комиссий по подготовке материалов по рассмотрению земельных споров;
— устанавливает порядок определения размера платы за право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности;
— утверждает типовую форму договора аренды земельного участка; — в соответствии с решениями или по поручению Президента Республики Беларусь заключает договоры о приобретении земельных участков или принимает решения об изъятии и предоставлении земельных участков иностранным юридическим лицам и их представительствам, иностранным государствам, дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, международным организациям и их представительствам;
— осуществляет иные полномочия в области использования и охраны земель в соответствии с Конституцией, Кодексом о земле, иными законами и актами Президента Республики Беларусь.
К государственным органам специальной компетенции по управлению землями относятся те органы государства, которые в соответствии с положениями о них, утвержденными правительством либо отдельно принятыми правительственными актами, специально уполномочены выполнять соответствующие управленческие функции. К ним можно отнести:
• Государственный комитет по имуществу (Госкомимущество) и его органы на местах;
• Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды (Минприроды) и его органы на местах;
• Министерство сельского хозяйства и продовольствия (Минсельхозпрод) и его органы на местах;
• Министерство лесного хозяйства (Минлесхоз) и его органы на местах.
Будучи республиканским органом государственного управления, Госкомимущество в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, другими законами, декретами, указами, распоряжениями Президента Республики Беларусь, иными актами законодательства. Госкомимущество, подведомственные ему юридические лица, землеустроительные и геодезические службы исполнительных и распорядительных органов образуют единую систему. Основными задачами Госкомимущества являются разработка и проведение единой государственной политики в области регулирования земельных отношений, использования и охраны земельных ресурсов, геодезии и картографии.
Госкомимущество в соответствии с возложенными на него основными задачами в области использования и охраны земель:
• проводит единую государственную политику;
• устанавливает порядок проведения работ по установлению (восстановлению) и закреплению границ земельных участков;
• обеспечивает разработку проектов региональных схем использования и охраны земельных ресурсов, схем землеустройства административно-территориальных и территориальных единиц;
• устанавливает порядок проведения землеустройства, организует его проведение;
• устанавливает порядок информационного обеспечения и автоматизации землеустройства, в том числе средствами земельно-информационной системы;
• обеспечивает подготовку материалов по разрешению земельных споров и внесение их на рассмотрение областных, Минского городского, городских (городов областного подчинения), районных, сельских, поселковых исполнительных комитетов в соответствии с их компетенцией, предусмотренной Кодексом о земле, и судов;
• обеспечивает мониторинг земель;
• обеспечивает ведение государственного земельного кадастра, в том числе кадастровой оценки земель и земельных участков;
|
|
• устанавливает порядок ведения единого реестра административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь, реестра цен на земельные участки, регистра стоимости земельных участков и реестра земельных ресурсов;
• устанавливает содержание, порядок ведения и хранения землеустроительной и земельно-кадастровой документации;
• осуществляет государственный контроль за использованием и охраной земель;
• осуществляет иные полномочия в области использования и охраны земель в соответствии с Кодексом о земле и иными актами законодательства.
Минприроды в соответствии с Положением о нем, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 962 (с последующими изменениями и дополнениями), осуществляет следующие функции:
— разрабатывает и проводит единую государственную политику в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, координирует деятельность в этом направлении других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, юридических лиц независимо от форм собственности;
— осуществляет государственный контроль за соблюдением норм экологической безопасности, использованием и охраной земель;
— организует в установленном порядке национальную систему мониторинга окружающей среды, ведет совместно с соответствующими республиканскими органами государственного управления государственные кадастры природных ресурсов.
Минсельхозпрод в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1590 (с последующими изменениями и дополнениями), обеспечивает рациональное использование земель, предоставленных во владение и пользование юридическим лицам и находящимся в ведении министерства, а также осуществляет ведомственный контроль за соблюдением этими юридическими лицами требований в области охраны окружающей среды.
|
|
Минлесхоз в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Республики Беларусь от 16 марта 2004 г. № 298 (с последующими изменениями и дополнениями), обеспечивает рациональное использование и охрану земель лесного фонда, ведет в установленном порядке государственный учет лесов, государственный лесной кадастр и лесной мониторинг земель лесного фонда.