Мониторинг земель

Интенсивный характер землепользования и особая роль земли как компонента природной среды определили потребность постоянного контроля за ее состоянием путем организации и ведения мониторинга земель.

Мониторинг земель является видом мониторинга окружающей среды и представляет собой систему постоянных наблюдений за состоянием земель и их изменением под влиянием природных и антропогенных факторов, а также за изменением состава, структуры, состояния земельных ресурсов, распределением земель по категориям, землепользователям и видам земель в целях сбора, передачи и обработки полученной информации для своевременного выявления, оценки и прогнозирования изменений, предупреждения и устранения последствий негативных процессов, определения степени эффективности мероприятий, направленных на сохранение и воспроизводство плодородия почв, защиту земель от негативных последствий.

Объектом мониторинга земель являются земли Республики Беларусь, включая земли, расположенные в зонах радиоактивного и других видов загрязнения, для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

Организация проведения мониторинга земель осуществляется Госкомимуществом за счет средств республиканского бюджета.

Порядок проведения мониторинга земель и использования его данных устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Мониторинг земель осуществляется в соответствии с Положением о порядке проведения в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь мониторинга земель и использования его данных, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2007 г. № 386 и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Наблюдения за состоянием земель и их изменением ведутся на землях сельскохозяйственного назначения, землях населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны, запаса, землях лесного фонда, а также на других землях, определяемых Государственным комитетом по имуществу по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Главная задача мониторинга земель — получение объективной и полной информации об изменении параметров состояния земель в региональном и локальном масштабах как единственной основы для принятия решений по защите земельных угодий от нежелательных, главным образом антропогенных, воздействий. В этой связи существенным моментом, который необходимо учитывать при организации мониторинга земель, является то, что все виды антропогенных воздействий имеют территориально выраженный характер и получаемые результаты наблюдений распространяются только на определенную территорию. За основную территориальную единицу мониторинга принимается тип (класс) земель.

Разнообразие антропогенного воздействия на земельные угодья республики определяет структуру системы мониторинга земель, которая включает разделы, различающиеся спецификой параметров и методов наблюдения, а также способы обобщения (оценки) данных. Ими являются:

1) мониторинг земельного фонда;

2) агропочвенный мониторинг;

3) мониторинг техногенного загрязнения земель.

В рамках территориальной единицы и всей системы мониторинга земель обобщается первичная информация, оценивается состояние земель, разрабатываются нормативы и рекомендации по их использованию и охране. Результаты наблюдений оформляются в виде текстовых, табличных и графических материалов, ежегодно включаются в отчеты о наличии, качественном состоянии и использовании земель. Мониторинг земель призван также обеспечить законодательную и исполнительную власть, органы местного управления и самоуправления, заинтересованные предприятия, учреждения и граждан сведениями о состоянии земель в целях организации рационального их использования, регулирования земельных отношений, обоснования размеров платы за землю, оценки хозяйственной деятельности и осуществления других мероприятий, связанных с землепользованием. Мониторинг земель ведется по единой для республики методике и является основной частью мониторинга природных ресурсов Республики Беларусь. Он обеспечивается проведением аэрофотогеодезических, топографических, почвенных, геоботанических, агрохимических съемок, использованием комплекса наземных, стационарных и дистанционных наблюдений за процессами эрозии, потери гумуса, засоления, загрязнения биологически опасными, в том числе радиоактивными, веществами, переуплотнения и другими негативными изменениями качественного состояния земельных участков, а также за динамикой степени окультуренности используемых в сельском хозяйстве земель по комплексу показателей, характеризующих их плодородие. Работы, связанные с мониторингом земель, выполняют Госкомимущество и его органы на местах. Мониторинг состояния земель, выполняемый предприятиями, организациями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также гражданами, ведется по методикам и программам, утвержденным Госкомимуществом.

Мониторинг культур технического состояния земель включает периодический учет количественных показателей закустаренности (заселенности), каменистости, степени развития посадочных явлений, гидромелиоративной освоенности, границ и площадей контуров земельных угодий. Объектами мониторинга земельного фонда являются административные территориальные единицы (район, область, республика), а также отдельные природно-сельскохозяйственные регионы. Основной единицей в системе оценки существующего уровня состояния земель является административный район. В качестве первоисточников, содержащих сведения о наблюдаемом объекте, его общей площади, распределении земель по видам землепользования, категориям земель, угодьям, о качественном состоянии и использовании, являются ежегодные отчеты о величии, качественном состоянии и использовании земель, составленные по установленной форме. Объекты наблюдений за состоянием земельного фонда отбираются с учетом природно-климатических условий и степени антропогенного воздействия на земли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: