Цель занятия – освоение бесконфликтного поведения в конфликте, методы разрешения конфликта.
Приветствие команды.
РАЗМИНКА (психологическая).
1. “Замороженный ”
Разбиваются на пары. Один из пары становится “замороженным” - ничего не чувствует, ни на что не реагирует. Задача другого - “разморозить” его, т.е. спровоцировать на эмоциональную реакцию. Возможен вариант игры, когда нельзя дотрагиваться до “замороженного”.
2. Игра “Ходьба ”
Каждый член группы сам придумывает, что он будет изображать (например, “ходьба над пропастью” или “движение против толпы” и т.п.). Затем каждый демонстрирует имитируемое действие, а остальные пытаются отгадать, что данный участник изобразил.
Упражнение: “Уверенные, неуверенные и агрессивные ответы”
На каждое предлагаемое высказывание надо ответить в уверенной, неуверенной и агрессивной форме.
* друг продолжает занимать вас разговором, а вам надо уйти;
* собака вашего соседа помяла вашу клубнику на вашей грядке;
* люди сидящие сзади вас в кинотеатре мешают вам громким разговором;
|
|
* знакомый просит у вас взаймы денег.
Задание на самопознание
Назначение:
* отработка навыка рефлексии;
* развитие умения оказывать положительные знаки внимания;
* отработка умения слушать.
1. Попробуйте посмотреть на себя со стороны и попытайтесь подробно описать в дневнике и вскрыть причины своих чувств, мыслей, действий с начала встречи группы до конца. Особенно глубоко проанализируйте те моменты, когда вы были не согласны с мнением группы, когда говорили или вели себя не конца искренне.
2. Подумайте, кто в группе больше всего нуждается в поддержке и помощи, найдите способ поддержать его (добрые слова, цветы, стихи, письмо, рисунок и т.д.).
3. Отработайте свое умение слушать. Попробуйте начать это делать, разговаривая с младшими ребятами и с родителями. Задайте им вопрос и слушайте ответ, поставьте дополнительные вопросы – наводящие и уточняющие. Младших можно спросить о том, например, что они видели по телевизору, родителей – наводящие и уточняющие. Старайтесь заинтересоваться их рассказами, понять их отношение к тому, о чем они говорят. Участвуя в беседе сверстников, поставьте перед собой цель не говорить, а слушать, задавая различные вопросы. Вопросы должны помочь вам правильно понять, о чем говорят товарищи, каково их отношение к рассказываемому.
Если вы разговариваете с одним из сверстников, то попытайтесь так построить беседу, чтобы он с удовольствием говорил о себе, о своих делах, видя вашу заинтересованность, которая проявляется и в вопросах, и в мимике, и в репликах. Напишите в дневнике, какие трудности вы испытывали в ходе выполнения задания.
|
|
Ниже приводятся некоторые ситуации. Попытайтесь вжиться в них, представить, что ты – главное действующее лицо. Описать, какой была бы твоя первая искренняя реакция в этой ситуации.
1) В школу приходит рассерженная мать и начинает скандалить, обвиняя педагога в том, что он предвзято относится к ее сыну. Какой будет твоя наиболее вероятная реакция (жестами, словами)?
2) В учительской в присутствии других тебе делает замечание коллега, указывая на методические ошибки, допущенные на уроке. Как ты отреагируешь (жестами, словами)?
3) Около входа в школу вас закидали снежками ребята. Ты не знаешь, почему они это сделали? Ваша реакция (жестами, словами)?
4) Вы приходите домой уставший домой и узнаешь, что твой ребенок пропустил уроки в школе, нагрубил педагогу.
5) Как Вы отреагируете по отношению к ребенку (жестами, словами)?.
Какое место я занимаю в группе и почему?
Назначение:
* отработка навыков рефлексии;
* осмысление того, как участника видит группа;
* формирование умения осмысления ситуации “здесь и теперь”.
Ведущий предлагает проанализировать дневниковые записи кого-либо из участников группы.
Примеры ситуаций для разыгрывания:
* Вас вызвали к директору школы за то, что Вы сорвали урок;
* Вам необходимо отпроситься у педагога с классного часа;
* Учительница оставила Вас после уроков мыть парты, из-за того, что Вы во время урока нечаянно провели по парте ручкой.
Игра “Необитаемый остров”
Назначение:
* диагностика и отработка способов, стилей взаимодействия, психологических умений, необходимых для эффективного решения задач, стоящих перед группой;
* развитие внимания друг к другу.
Представьте, что Вы попали на необитаемый остров. Когда Вас спасут и смогут ли вообще это сделать – не известно. Естественно, перед Вами стоит задача, во-первых, выжить и, во-вторых, остаться при этом цивилизованными людьми. Попытайтесь решить эти задачи в течение 30 минут.