Мое поведение в конфликте

Вы могли заметить, что реагируете неодинаково в различных конфликтных ситуациях. Ваша реакция зависит от людей либо положений, с которыми Вы сталкиваетесь. Переходите ли Вы в нападение, если Вас застают врасплох или остаетесь при этом совершенно спокойны? Какие ситуации побуждают Вас скрывать свои чувства? Попробуйте найти причины, побуждающие Вас реагировать тем или иным образом, продумайте, почему это происходит. Какие люди Вас при этом раздражают?

Как правило, Я реагирую на конфликт следующим образом: ____________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Я реагирую так или иначе в следующих случаях: _____________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Я реагирую так или иначе в общении со следующими людьми: __________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Таблица 11

КТО РЕАКЦИИ НА КОНФЛИКТ
   
   
   
   

Таблица 12

Каковы мысли и решения, которые пришли Вам в голову на основании сделанных наблюдений? __________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Как на Ваше поведение и отношение к конфликту влияет то, что Вы осознали ранее? __________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Опишите, как действовала бы положительная, по Вашему мнению, ролевая модель? ____________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

ОСОЗНАНИЕ ЧУВСТВ

Попробуйте определить и назвать свои чувства и эмоциональные состояния» Ниже дан список эмоций, переживаемых ДО, ВО ВРЕМЯ и ПОСЛЕ конфликта. Используйте его для того, чтобы определить свои переживания. Когда вы находитесь в конфликте, вы должны как можно лучше осознать свои чувства.

Таблица № 13

Гнев Возбуждение Все надоело Напуганность
Горечь Тревога Разбитость Раздражение
Напряжение Обескураженность Отвращение Заинтересованность
Зависть Одиночество Бессилие Разочарование
Вина Огорчение Опустошенность Ненависть
Обида Тяжесть Враждебность Горе
Ярость Разгорячённость Беспомощность Бессмысленность
Отрешенность Незащищенность Зажатость Агрессия
Ужас Стеснение Хандра Опасения
Ошарашенность Раздражение Ревность Перегруженность
Дрожь Страх Переполнение Ярость
Задерганность Угроза Шок Подозрительность
Расстройство Стыд Сомнения Недооцененность
Разочарование Пренебрежение Неуверенность  
Нетерпение Унижение    
Подавленность      
Заброшенность      

САМООГРАНИЧИВАЮЩИЕ ШСЖ

Размышление над этими фразами простимулирует ваши воспоминания о тех беседах "сам с собой", которые сложились и устоялись у вас годами. Быть может, настало время подняться на новую ступень, иными словами "перепрограммировать" свой мыслительный процесс, чтобы иметь более широкий репертуар в конфликтной ситуации.

Поставьте букву А напротив высказываний, с которыми вы согласны, букву Д - напротив фраз, с которыми вы согласиться не можете, и букву Х - напротив слов, которые вы слышали в детстве.

Таблица № 14

__ Папе /маме/ лучше знать

__ Скрипучее колесо подмазывают

__ Хорошие ребята сдаются последними

__ Человек человеку - волк

__ Если я не позабочусь о себе, никто не позаботится

__ Они старше, значит, умнее

__ Меня никто не слушает

__ Избегай людей, которые спорят с тобой, они могут сделать тебя несчастным

__ Глаз за глаз, зуб за зуб

__ Приятные слова помогают миру

__ Не выноси грязное белье на люди

__ Нет ничего настолько серьезного, чтобы бороться за это

__ Есть два сорта людей: победители и побежденные

__ Добро побеждает зло

__ Получить часть желаемого лучше, чем не получить ничего

__ Если ты не можешь заставить других думать так, как ты, заставь их делать так, как ты хочешь

__ Мягкие слова доходят до черствых сердец

__ Сила побеждает закон

__ Лучше половина буханки, чем вовсе без хлеба

__ Вот человек, который борется и побеждает, чтобы бороться завтра

__ Убивай своих врагов в зародыше

__ Он выходит сухим из воды

__ Борись за правду

__ Не поддавайся гневу, будь справедливым

- Иди по жизни тихо, но не забывай держать большую дубинку

Другое: __________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

САМООГРАНИЧЕНИЕ В ГНЕВЕ

В отношении гнева существует несколько распространенных суеверий, ограничивающих ваш выбор. Поставьте А напротив высказываний, с которыми вы согласны, Н - напротив фраз, слышанных вами в детстве, Д - напротив слов, с которыми вы согласиться не можете. Если в списке отсутствуют какие-либо мысли, свойственные вам, допишите их.

Таблица № 15

__ Сердиться очень плохо

_ Злость - напрасная трата времени и сил

__ Хорошие люди никогда не сердятся

__ Я не буду сердиться

__ Если я сержусь, то теряю контроль над собой и веду себя как сумасшедший

__ Если я начну злиться, люди отвернутся от меня

__ Никто не смеет на меня сердиться

__ Если люди озлоблены по отношению ко мне, я что-то не так сделал

__ Если я сердит, я должен заставить кого-то изменить положение вещей

__ Если я зол, я должен орать и все крушить

__ Если я сердит на кого-либо, значит, я не люблю его

__ Злоба - греховное чувство

__ Сердиться - нормально, если причина достаточно серьезна

__ Если я на кого-то сержусь, значит, этот человек мне не подходит

__ Если другие сердятся на меня, то я виноват в этом, и я могу

изменить положение вещей

__ Если я сердит, то кое-кто в этом, виноват, и он обязан измениться

__ Если я злюсь на кого-либо, я должен наказать этого человека за то, что он меня рассердил

ПОЗИТИВНЫЙ ВНУТРЕННИЙ РАЗГОВОР

Таблица № 16

• Это не вопрос жизни и смерти, я преодолею это

Я могу взять это в свои руки

То, что я чувствую, естественно

Он /она/ делает это не для того, чтобы навредить мне, а чтобы удовлетворить свою потребность

Я могу спокойно выяснить, что нужно этому человеку, и мы благополучно все решим

Я не стану упрекать этого человека и ухудшать положение вещей

Я забочусь об этом человеке и верю, что мы можем прийти к соглашению

Это останется в прошлом

Все идет нормально

Мои мысли сейчас в беспорядке из-за, гнева, который меня охватывает

К этому можно подойти с юмором

Это останется важным и через 100 лет

Какой резулътат будет наихудшим?

Не беспокойся и будь счастлив

У меня два уха и один рот, так что надо больше слушать и меньше говорить

Другое:________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

МОИ ВНУТРЕННИЕ БЕСЕДЫ

Прислушайтесь к словам, которые произносите вы либо другие во время конфликта, особо отмечайте те из них, которые западают в вашу память». К каким решениям вы приходите, основываясь на них? Когда вы выявите стереотипные самоограничения и осознаете их влияние, вы сможете заменить несовременные установки новыми» Новые установки должны дать вам больше шансов и возможностей выбора. Не забывайте, что для успеха необходима постоянная работа над собой.

Таблица № 17

СТАРЫЕ УСТАНОВКИ ИХ РЕЗУЛЬТАТ НОВЫЕ УСТАНОВКИ
     
     
     
     
     
     
     
     
    .
     

ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ СИГНАЛЫ

Ключ к тому, чтобы иметь наибольший выбор, это умение вовремя с познать первые признаки возбуждения. Почувствовав, что тело "заражается", вы сможете попытаться свести реакцию до минимума. Вы сможете вновь стать более разумным.

Ниже перечислены некоторые физические реакции, которые возникает, когда человек осознает опасность и его организм готовится к ответу. Каковы ваши физические реакции в начале конфликта? Отметьте те симптомы, которые свойственны вам. Добавьте то, что здесь не указано.

Таблица № 18

__ Голова сдавлена

__ Вены на висках начинают пульсировать

__ Кажется, что голова чем-то связана

__ Уши горят

__ Горло сдавлено или пересыхает

__ Челюсти стиснуты либо стучат зубы

__ Сердце ускоренно бьется

__ Стеснение в груди

__ Желудок сжат или в нем пустота

__ Плечи как бы связаны

_ Кулаки сжаты, ладони потеют

__ Болит поясница

__ Икры свело

__ Пальцы ног сводит

Ранние физические симптомы, которые я замечаю у себя _______________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РАЗРЯДКИ

Когда приходит в действие механизм "Борьба или избегание", мы реагируем так, как будто вопрос идет о жизни и смерти. Эта реакция продолжается долго, может пострадать здоровье. Необходимо успокоиться, охладить себя, вернуть тело в спокойное состояние до начала решения проблемы.

Дыхание - один из наиболее важных факторов, за которыми надо цедить во время конфликта» Когда мы боимся, сердимся, раздражены, дыхание становится поверхностным. Следите за своим дыханием во время конфликтной ситуации, чтобы мозг получал как можно больше кислорода. Чем спокойнее вы дышите, тем больше сохраняется у вас способность к ясному мышлению, тем шире выбор, который вы можете сделать в поставленных перед вами условиях.

Ниже следует список некоторых способов разрядки. Отметьте те, которые могли бы помочь вам. Пробуйте, пока не найдете способы, действительно вам помогающие. Сконцентрируйтесь на той части тела, которая реагирует сильнее всего.

Таблица № 19

ФИЗИЧЕСКИЕ

__ Медленно, глубоко дышите

__ Займите свои руки: описывайте или рисуйте то, что вам хочется сделать с человеком, с которым вы в ссоре». Бейте, подушку

__ Займите ступни и ноги: подбрасывайте мяч или танцуйте

__ Займите все тело: бегайте, прыгайте, делайте упражнения, требующие больших затрат энергии

__ Займите уши: слушайте какую-нибудь музыку

__ Найдите занятие для голоса: разговаривайте, кричите, пойте

__ Говорите сами себе успокаивающие слова, даже вслух. Например: «Это не вопрос жизни и смерти», «Я все преодолею», «Это сильные переживания, но я поступаю правильно»

__ Примите теплую ванну, выпейте теплый чай или сок. Поменяйте на время род занятий

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ

Плачьте

Громко кричите

Опишите свои переживания: вслух или на бумаге

МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ

Определите слова и фразы, которые вы говорите сами себе, в своем мозгу, не давайте себе забыть, что они необязательно верны

Успокаивайте себя такими мыслями, как: «Сначала я приду в себя, а потом соображу, что делать», «Я знаю, что мне только кажется, что речь идет о жизни и смерти. Попытайтесь перенести внимание на предмет, далекий от конфликта.

ДУХОВНЫЕ

Побудьте в тишине и одиночестве, чтобы отвлечься

Постарайтесь простить, полюбить или посочувствовать своему

оппоненту

Напомните себе, что человечество едино, и вы тоже ему принадлежите

Вообразите, что вы освещаете себя, своего противника и все

вокруг белым или фиолетовым светом

Старайтесь найти то положительное, что дает вам создавшаяся ситуация

Поймите пользу приобретенного опыта

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ

Не принимайте на свой счет слова или действия других людей. Они ведь пытаются преодолеть свои страхи и беспокойство.

Не забывайте перефокусировать сознание на сегодняшний день, в случае возникновения старых воспоминаний. Точно определите дату и время происшедшего, свое местонахождение, имена людей, которые находятся с вами, чтобы мысленно отвлечься от прошлого.

С другой стороны иногда бывает полезно вспомнить схожие с настоящей ситуации.

Таблица № 20

ВРЕМЕННЫЕ ПАТТЕРНЫ
Паттерн Как управлять собой и окружающими
I. Вулкан (непредсказуемые вспышки) Постепенно уходить в сторону
2. Глиняный горшок (мед ленно разгорается) Запомните, в какое время вы или ок ружающие закипают и выключите пламя
3. Волна (спорный вопрос кажется решенным, но позже поднимается снова) Ничего не поделаешь. Будьте готовы к этому. Старайтесь обойти предмет разногласий
4. Собиратель (до тех пор, пока не накопится доста точно по его мнению, обид, не выказывает ника кой реакции) Будьте честным. Следите за событиями. Регулярно проверяйте, как обстоят дела»
5. Реактор (приходит к внезапным решениям и выска зывает их, не думая о последствиях) Сожмите губы, пока не успокоитесь. Найдите другой способ разрядки. Отделите мысленно реакцию от источника.
6. Бумеранг (обвиняет других, приписывая им собственные чувства) Постарайтесь понять, когда кто-либо готов взорваться, не пропустите момент. Держите свои чувства под контролем.
7• Страус (не осознает соб ственные чувства, либо все отрицает) Будьте откровенны и следуйте своим ощущениям.

МОЙ ВРЕМЕННЫЙ ПАТТЕРН

Определите свои наиболее часто повторяющиеся временные паттерны, подумайте, как ваше поведение влияет на результат конфликта.

Таблица № 21

Мои привычные временные паттерны:________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Они проявляются, когда: ___________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Результаты моего поведения: _______________________________________

____________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Составьте список людей, с которыми вы общаетесь. Каковы их временные паттерны? Как, по вашему мнению, можно взаимодействовать с ними более продуктивно?

Таблица № 22

Имя Временной паттерн Мои действия
     
     
     
     
     
     
     

МОИ ФИЗИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ И БОРЬБА С НИМИ

Постарайтесь запомнить, как ваше тело реагирует на конфликт, какие действия помогают вам оставаться достаточно разумными. Главное - определить свои начальные, самые первые реакции. Чем скорее вы сможете осознать, что вам организм возбуждается, тем скорее вы вновь будете держать себя под контролем.

Таблица № 23

Как мое тело реагирует на конфликт Как я поступлю
   
   
   
   
   
   

Первейшие признаки: ____________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

С. РАБОЧАЯ ТАБЛИЦА САМОУПРАВЛЕНИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
 
 
 
Если вы не пришли к общему решению, то каковы последствия конфликта Если конфликт разрешен, какие преимущества вами получены

ЧУВСТВА. Какие чувства испытывает каждый из участников? __________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

СОБЫТИЕ. Что вызвало эти чувства? _______________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

ПОТРЕБНОСТИ. Каковы мои основные потребности, надежды, заботы и страхи? ______________________________________________________________

____________________________________________________________________

Каковы потребности, надежды, заботы и страхи окружающих? __________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

ЖЕЛАНИЯ. Чего именно я хочу сейчас? ____________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Чего сейчас хочется остальным? ____________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

ПРЕПЯТСТВИЯ И ПОМЕХИ. Что мешает удовлетворению ваших интересов и желаний? _______________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

ЦЕЛЬ. Какова общая цель обеих сторон? ____________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

РЕШЕНИЯ. Какие возможные решения конфликта? ___________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

На что согласны враждующие стороны?

Имя Действия
   
   
   
   
   

Как можно предотвратить появление подобной ситуации в будущем? ___

___________________________________________________________________

____________________________________________________________________

ТАБЛИЦА ПЕРЕЖИВАНИЙ

Опишите ситуации, происходившие с вами в прошлом или настоящем, в ходе которых вы теряли над собой контроль, действовали несообразно обстановке, могли бы вести себя лучше _______________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Какие события, ситуации или люди выводили вас из себя? ______________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Какие реакции происходили в вашем организме? ______________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Каким был ваш временной паттерн? ________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Какие пути успокоения эффективно действовали на вас? _______________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Какие мысли возбуждали ваши физические реакции и чувства? _________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Какая новая мысль сменила ту, которая вывела вас из равновесия? _______

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Как я оцениваю свою способность сохранять спокойствие тела и уха в конфликтной ситуации? ______________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

ОТЧЕТЫ О КОНФЛИКТАХ

Храните описание каждого конфликта не менее 30-ти дней. Записывайте все события, мысли и решения, которые появляются в ходе конфликта. Раз в неделю суммируйте то, чему вы научились, пользуясь следующим планом.

Дата /день недели/, время суток _____________________________________

Ситуация ________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Событие, которое вывело вас из равновесия __________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Физиологические признаки возбуждения ____________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Мысли /фантазии/: что пришло вам в голову? _________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Поведение /действия/: что вы предприняли? __________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Каков был результат? _____________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________


Список литературы

Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. - М., 1981

Алешина Ю.Е. Проблемы теории и практики медиации участников // Личность, общение, групповые процессы: Сб. обзоров. – М.: ИНИОН, 1991. – С. 90-100

Андреев В.И. Конфликтология. Искусство споров, ведение переговоров, разрешение конфликтов. - М., 1995

Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М., 1995

Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1990

Анцупов А.Я. Социально-психологические проблемы предупреждения и разрешения конфликтов межличностных во взаимоотношениях офицеров. – М.: ГАВС, 1992. – 262 с.

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М., ЮНИТИ, 1999. – 551 с.

Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М., 1984

Афонькова В.М. К вопросу о конфликтах в процессе общения в коллективе // Общение как педагогическая проблема. - М., 1974

Белкин А.С. Конфликтология: наука о гармонии. - Екатеринбург, 1995

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Пер. с англ. - СПб., 1992

Беспалько В.П. Профильный подход к подготовке студентов к воспитательной работе в школе // Формирование личности специалиста в вузе. - Грозный, 1984

Бодалев А.А. Особенности межличностного общения как фактора возможного возникновения конфликтов // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. - М., 1986. - С. 18-26

Болтунова Г.М. Подготовка будущих учителей к разрешению конфликтных ситуаций в педагогическом процессе: Дис.... канд. пед. наук. - М., 1991

Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! - Новосибирск, 1989

Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М., 1994

Васильев Ю.В. Педагогическое управление в школе. - М., 1990

Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования). – М., 1998. – С. 373 - 387

Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М., 1984

Вереникина И.М. Конфликты на уроке // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. - М., 1986

Воробьева Л.И. Неосознанные причины конфликтного поведения // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. - М., 1986. - С. 104-111

Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1968

Вульфов Б.З. Организатор анализирует эффективность воспитательной работы // Вопросы воспитания школьников. - 1971. - № 6. - С.21-24

Гришина Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. – Л.: Лениздат, 1990 – 14 с.

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1986

Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. – М., 1993. – 211 с.

Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблемы конфликта в западной социальной психологии // Психологический журнал, 1980. - т.1 №6. - С.119-133

Дурай-Новакова К.М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Дис.... д-ра пед. наук. - М., 1983

Дьяченко М.И., Кандыбович Л.Л. Психология высшей школы. - Минск, 1981

Дьяченко М.И. Психология высшей школы. - Минск, 1993

Ершов А.А. Личность и коллектив: межличностные конфликты в коллективе и их разрешение. - Л., 1976

Ершов А.А. Внутригрупповые конфликты // Общение как предмет теоретически и прекладных исследований. - Л., 1973, с. 59-60.

Ершов А.А. Социально-психологические аспекты конфликтов // Социальная психология и социальное планирование. Под ред. Кузьмина Е.С., Бодалева А.А. - Л., 1973. - С. 37-38.

Загвязинский В.И. Развитие педагогического творчества учителей. - М., 1986.

Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Учебное пособие. - Л., 1989.

Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М., 1991.

Игры – обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В. Петрусинского //. В 4-х книгах. - М., 1994.

Ильясов Р.И. Научно-педагогические основы совершенствования готовности будущих учителей к творческой профессиональной деятельности. - Алма-Ата, 1986

Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. - М., 1989

Киршбаум Э.М. Психолого-педагогический анализ конфликтных ситуаций в педагогическом процессе: Дис.... канд. псих. наук. - Л., 1986

Ковалев А.Г. Воспитание чувств. - М., 1971

Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - М., 1976

Кондратьева С.В. Межличностное понимание и его роль в общении. Автореф. дис.... докт. псих. наук. - Л., 1977

Кондрашова Л.В. Сборник педагогических задач: Учебное пособие. - Барнаул, 1980

Конфликты в школьном возрасте: пути их предупреждения и преодоления. - М., 1986

Конфликты: сущность и преодоление (сост. Г.М.Потанин, А.И.Сахаров) - М., 1990

Корнелиус Х., Фейер Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. - М., 1992

Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. – М. – Генезис, 1997

Крогиус Н.В. К психологии конфликтной деятельности // Искусственный интеллект и психология. - М., 1976. - С. 270-298

Крогиус Н.В. О взаимодействии людей в конфликтной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. - Краснодар, 1983

Крогиус Н.В. Личность в конфликте. - Саратов, 1976

Кроник А.А., Кроник Е.А. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я: психология значимых отношений. - М., 1989

Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. - М., 1976

Курдюмова И.М. Конфликты в сфере управления школой // Педагогика, 1992. №11/12

Кустобаева Е.К. Педагогическое совершенствования методов профессионально-педагогической подготовки учителя. - Алма-Ата, 1980

Левитов Н.Д. Психологические особенности подростков. - М., 1954

Личко А.Е. Подростковая психиатрия. - Л., 1985

Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии // Проблема общения в психологии. - М., 1981. - С. 3-23

Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Соч. В 8-ми томах. - Т.1.- М., 1984. - С.267-330

Мелибруда Е. Я - ТЫ - МЫ. Психологические возможности улучшения общения. - М., 1986

Михайлова С.И. Проблемы педагогического общения. - М., 1988

Моисеев Д.Л. Особенности межличностных конфликтов госслужащих и пути их разрешения: Дис.: канд.психол.наук. – М., 1997

Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. - М., 1986

Мухина В.С. Проблемы генезиса личности. - М., 1985

Орлова Э.А., Филонов Л.Б. Взаимодействие в конфликтной ситуации. Некоторые факторы, определяющие ход взаимодействия // Психологические проблемы социальной регуляции поведения (Под ред. Шороховой Е.М., Бобневой М.И.). - М., 1976. - С. 319-342

Пашкова М.С. Формирование профессионально-педагогических умений у студентов. - М., 1974

Первышева Е.В. Межличностные конфликты как фактор социализации подростков: Дис. канд. психол. наук. – М., 1989.-15 с.

Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М., 1982

Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. - М., 1977

Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. - М., 1989

Петровская Л.А. Неадекватность восприятия как фактор социально-психологического конфликта // Теоретические и прикладные проблемы социальной психологии (под ред. Андреевой Г.М., Богомоловой Н.Н.) - М., 1977.- С. 126-143

Плешкова Н.И. Формирование умений педагогического общения у студентов. Автореф. дисс.... канд. пед. наук. - Киев, 1985

Полозова Т.А. Межличностный конфликт в группе (теоретические принципы и опыт экспериментального исследования). Автореф. дисс.... канд. псих. наук. - М., 1980

Пономарев Ю.П. Игровые модели: математические методы, психологический анализ. – М.: Наука, 1991. – 160 с.

Поташник М.М., Вульфов Б.З. Педагогические ситуации. - М., 1983

Психология (словарь). Под ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского. - М., 1990. 2-е изд. - 494 с.

Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. - М., 1993

Равикович С.И. Особенности формирования психологической готовности подростков к производственному труду. - М., 1989

Родченкова Е.П. Педагогическая помощь подростку в преодолении морального конфликта: Дис.... канд. пед. наук. - М., 1992.

Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка. - М., 1988

Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991

Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки. - М., 1976

Соколова Е.А. Влияние межличностного конфликта на эффективность взаимодействия педагога с коллективом старшеклассников. Автореф. дисс.... канд. псих. наук. - М., 1992

Спирин Л.Ф. Решение педагогических задач на основе анализа проблемной ситуации. - Кострома, 1973

Станиславский К.С. Работа актера над собой // Собр. Соч. В 8 т. - М., 1954

Турчанинова Ю.И. Обучение технике общения как средство повышения готовности студентов педвуза к профессиональной деятельности: Дис.... канд. пед. наук. - М., 1989

Триффин П.О., Могилевский М.И. Трудовые конфликты и порядок их разрешения. – Пт. 1924 – 24 с.

Тышкова М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях // Вопросы психологии, 198. - № 1. – С. 27-34

Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения – М.: Наука, 1990 – 158 с.

Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя. - Киев, 1986

Ховенмей Е.К. Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. - М., 1986

Черных А.П. Проблема формирования профессионально-педагогической направленности у студентов педагогических институтов. - Рязань, 1976

Чистякова Т.А. Педагогический конфликт и способы его преодоления. - М., 1987

Шеляховская Н.К. Анализ конфликтных ситуаций в классе // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. - М., 1986. - С. 77-83

Шипилов А.И. Социально-психические особенности конфликтов между начальниками и подчиненными в подразделении: Дис.…канд. псих. Наук. – М., 1993. – 224 с.

Шумилин Е.А., Шендрик И.Г. Конфликты в старшем школьном возрасте // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. - М., 1986. - С. 111-119

Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики. - М., 1982

Фельдштейн Д.И., Воробьева Л.И. Конфликты в условиях школы // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. - М., 1986, - С. 4-17

Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М., 1988


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: