Задачи массового обслуживания обычно решаются в три этапа.
На первом этапе уточняют задачу и выясняют, относится ли она к задачам массового обслуживания.
На втором этапе задачу формулируют в терминах теории массового обслуживания, уточняют систему массового обслуживания и конкретное содержание потока требований и обслуживающих аппаратов. Для решения задачи необходимо знать характеристики входящего потока и обслуживающей системы. Вопросы сбора и обработки информации изучаются математической статистикой. После проведения хронометражных наблюдений и получения фактических функций распределения устанавливают, каким законам они подчиняются.
Прежде всего, проверяют соответствие входящего потока требований пуассоновскому закону, а времени обслуживания - показательному, так как в этих случаях решение задачи осуществляется наиболее просто.
Проверку соответствия фактического распределения теоретическому (пуассоновскому, показательному, гамма - распределению, нормальному и др.) осуществляют с помощью специальных критериев, называемых критериями согласия. Наиболее распространен критерий согласия Пирсона χ2 (хи-квадрат). При проверке по этому критерию определяют меру расхождения фактического распределения от предполагаемого теоретического независимо от типа распределения.
|
|
(9.2).
После установления законов распределения входящего потока требований и времени обслуживания на втором этапе с помощью теории массового обслуживания в зависимости от способа организации обслуживающей системы и входящего потока требований (числа обслуживающих каналов, максимального количества требований в системе и др.), а также параметров законов распределения входящего потока требований и времени обслуживания определяют основные характеристики системы.
Для оценки функционирования системы массового обслуживания используют следующие основные ее характеристики:
1. абсолютную пропускную способность системы (количество требований, обслуживаемых системой в единицу времени);
2. относительную пропускную способность системы (отношение количества обслуживаемых требований к их общему количеству, поступившему в систему);
3. средний процент необслуженных требований;
4. среднее время простоя системы из-за отсутствия требований;
5. среднюю длину очереди;
6. среднее время ожидания.
Последние два показателя используют для расчета систем массового обслуживания с ожиданием.
На третьем этапе, используя полученные характеристики систем массового обслуживания и зная необходимые стоимостные данные, находят оптимум решаемой задачи. При этом, так как обычно вариантов немного, используется метод их перебора. В более сложных случаях решается задача целочисленного программирования. Помимо оценки по экономическим показателям выбор варианта организации системы массового обслуживания может осуществляться по требуемому значению одной из ее характеристик.
|
|
Рассмотрим простейшую систему массового обслуживания - работу одноканальной системы массового обслуживания с потерями. На примере этой системы покажем основные принципы получения формул для расчета систем массового обслуживания.
На вход системы поступает пуассоновский поток требований с интенсивностью λ, интенсивность обслуживания ν. Требование, поступающее в систему в тот момент, когда обслуживающий канал занят, покидает систему.
Для анализа и расчета показателей СМО определяют вероятности переходов из одного состояния в другое; строят дифференциальные уравнения поведения системы; решают систему дифференциальных уравнений; на основе решения системы получают зависимости для расчета характеристик СМО.
Одноканальная СМО может находиться в двух состояниях:
1)когда в системе нет требований и обслуживающий канал свободен (S0);2)когда в системе имеется требование и канал занят его обслуживанием (S1). Из состояния S0 в S1 система переходит при поступлении требования, а из состояния S1 в S0 - по окончании обслуживания требования.
Обозначим вероятности состояний S0 и S1 соответственно P0 и P1.
Для одноканальной системы вероятность того, что канал свободен (P0) соответствует относительной пропускной способности системы, так как требование будет обслужено только в том случае, если в момент его поступления канал свободен.
Итак, относительная пропускная способность:
(9.3),
а абсолютная:
(9.4).
Вероятность отказа:
(9.5).
Допустим система включает n каналов обслуживания. Обозначим через ρ отношение λ/ν, то есть ρ - приведенная интенсивность потока требований, которая характеризует число требований, поступивших в систему за время обслуживания одного.
Вероятность наличия в системе k требований:
(9.6),
где Р0 - вероятность отсутствия требований в системе, вычисляемая по формуле Эрланга.
Вероятность потери требования (отказа) соответствует вероятности наличия в системе n требований, когда все n каналов заняты:
(9.7).
Относительная пропускная способность:
q=1-Pотк (9.8).
Абсолютная пропускная способность:
A=λq (9.9).
Среднее количество заявок, находящихся в системе, соответствует среднему числу занятых каналов и определяется по формуле:
(9.10).