Организация оценивания уровня подготовки обучающихся по ОРКСЭ

При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.

Несмотря на отсутствие традиционной бальной системы оценки, учителю доступны другие методы оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а также успешности воспитательной деятельности в классе и наличие зачатков ценностного мышления.

Самооценка учащихся по результатам урока (или внеурочного мероприятия). В данном случае, используются листы самооценки учащихся, которые раздаются в начале изучения новой темы или групповой работы. Примеров таких листов достаточно много, некоторые преподаватели составляют длинный список вопросов для самооценки, однако базовые критерии достаточно просты:

- Я хорошо выполнил свою работу на уроке;

- Я мог выполнить работу значительно лучше;

- Я плохо работал на уроке.

Листы самооценки могут использоваться, например, для определения уровня вовлеченности и участия в групповой работе. Кроме того, листы самооценки могут использоваться для закрепления знаний, полученных на уроке, и стимулирования мотивации к дальнейшему поиску информации. Вместе с тем, отзывы учащихся помогут учителю разобраться в правильности построения урока и, в случае необходимости, скорректировать свой учебный план.

Еще одним видом самооценки является рабочий лист, который заполняют учащиеся во время экскурсии или визита представителя религиозной традиции. Помимо практических заданий (описать, нарисовать, отметить и т.д.), эти листы могут содержать колонку самооценки, которая фиксирует результаты всех видов деятельности учащихся и, в ряде случаев, может предоставить уникальный материал для последующий оценки успеваемости и когнитивного развития учащихся.

Среди других методов оценки учащихся на уроках ОРКСЭ могут использоваться:

- мозговой штурм;

- концептуальные карты и таблицы (которые помогают организовать и систематизировать материал);

- составление логической последовательности (например, вы даете задание учащимся разложить карточки с предложениями или картинками таким образом, чтобы получился связный и последовательный рассказ);

- расстановка приоритетов (техника, позволяющая развить навыки выделения главных задач, которые необходимо выполнить в первую очередь и уделить наибольшее внимание);

- «Портфель» ученика, который представляет собой форму и процесс накапливания образцов продуктов учебно-познавательной деятельности школьника, а также соответствующих информационных материалов о результатах освоения образовательных программ. Оценка содержимого «портфеля» осуществляется одноклассниками и учителем в форме содержательной, качественной оценки по четырём уровням. А в конце года организовывается его презентация.

- Тетрадь «Мои творческие работы» (эссе по итогам экскурсий, бесед, просмотра видеофильмов и т.п., кластеры).

В результате изучения ОРКСЭ ученик должен: знать/понимать:

- основные понятия религиозных культур;

- историю возникновения религиозных культур;

- историю развития различных религиозных культур в истории России;

- особенности и традиции религий;

- описание основных содержательных составляющих священных книг,

сооружений, праздников, святынь.

уметь:

- описывать различные явления религиозных традиций и культур;

- устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением

людей;

- излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;

- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

- строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;

- готовить сообщения по выбранным темам.

Разъяснения по заполнению журнала по курсу

«Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе

-

В связи с введением в федеральный компонент базисного учебного плана для 4 класса в 2012-2013 учебном году обязательного комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» при заполнении журнала необходимо обратить внимание на следующие особенности:

1) В оглавлении журнала указывается полное и сокращенное наименование предмета: Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ).

2) На предметной странице указывается сокращенное наименование предмета ОРКСЭ и в скобках полностью записывается изучаемый модуль: ОРКСЭ (основы светской этики) или ОРКСЭ (основы мировых религиозных культур).

3) Если в классе 2 группы по изучению модулей, то обучающиеся записываются по подгруппам с указанием изучаемого модуля (так же, как по родным языкам).

4) Темы уроков указываются в соответствии с рабочей программой

(программа рассчитана на 34 ч)

5) Обучение безотметочное (в соответствии с дополнениями, внесенными в локальный акт школы «Положение о промежуточной аттестации обучающихся»)

6) В графе «Домашнее задание» указываются творческие домашние задания, которые носят нравственно-развивающий характер.

Систему творческих вопросов - заданий рекомендуется построить так, чтобы для их подготовки школьник мог обратиться к опыту своих родителей, других взрослых, узнать их точку зрения по тому или иному вопросу, познакомиться с традициями семейной жизни.

В дополнение к вопросам-заданиям, которые будут формулироваться учителем на уроке, на последних уроках четвёртой четверти 4 класса предусмотрены несложные итоговые творческие работы, обобщающие пройденный материал и также предусматривающие посильное педагогическое сотрудничество родителей и детей.

7) Администрации школы необходимо осуществлять регулярный контроль за качеством преподавания данного предмета, прохождением программного материала, объемом и качеством домашних заданий по предмету, преподаванием без отметок, посещаемостью обязательного предмета. Цели и результаты контроля фиксируются в журнале.

Методические рекомендации

по организации внеурочной деятельности по ОРКСЭ

Внеурочная работа — составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени и досуга учащихся.

Термины «внеурочная» и «внеучебная воспитательная работа» можно рассматривать как наиболее широкие и синонимичные, они охватывают все формы воспитательной работы, проводимые вне учебного времени.

Основные задачи внеурочной работы: создание благоприятных условий для проявления творческих способностей детей младшего школьного возраста, наличие реальных дел, доступных для них и имеющих конкретный результат, внесение в них духа романтики, фантазии, элементов игры, оптимистической перспективы и приподнятости.

Направления, виды деятельности, формы, методы внеурочной работы практически совпадают с внешкольной работой. В школе в основном предпочтение отдаётся общеобразовательному направлению, организации предметных кружков и научных обществ учащихся и т. п. Также развиты художественное и техническое творчество- учащихся, художественная самодеятельность, занятия физкультурой, детский и юношеский спорт, туризм и т. д. Внеурочная работа помогает удовлетворять потребность детей в неформальном общении в клубах и объединениях, во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т. п. К специфической форме внеурочной работы относится организация работы группы продлённого дня.

Во внеурочной работе большое значение имеет самоуправление учащихся, которое позволяет большинству школьников принять участие в организаторской деятельности, формирует личность гражданина. Успех внеурочной работы зависит не только от активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность.

Очень важным условием действенности всех видов внеурочной воспитательной работы с учащимися является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия.

Формы внеурочной деятельности в рамках курса ОРКСЭ:

- Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

- Проведение совместных праздников школы и общественности.

- Использование аудиозаписей и технических средств обучения.

- Экскурсии, целевые прогулки.

- Детская благотворительность.

- Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).

- Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

- Творческие презентации по разделам курса ОРКСЭ.

- Посещение Татарского государственного драматического театра г.Туймазы,

Историко - краеведческого музея.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: