При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.
Несмотря на отсутствие традиционной бальной системы оценки, учителю доступны другие методы оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а также успешности воспитательной деятельности в классе и наличие зачатков ценностного мышления.
Самооценка учащихся по результатам урока (или внеурочного мероприятия). В данном случае, используются листы самооценки учащихся, которые раздаются в начале изучения новой темы или групповой работы. Примеров таких листов достаточно много, некоторые преподаватели составляют длинный список вопросов для самооценки, однако базовые критерии достаточно просты:
- Я хорошо выполнил свою работу на уроке;
- Я мог выполнить работу значительно лучше;
|
|
- Я плохо работал на уроке.
Листы самооценки могут использоваться, например, для определения уровня вовлеченности и участия в групповой работе. Кроме того, листы самооценки могут использоваться для закрепления знаний, полученных на уроке, и стимулирования мотивации к дальнейшему поиску информации. Вместе с тем, отзывы учащихся помогут учителю разобраться в правильности построения урока и, в случае необходимости, скорректировать свой учебный план.
Еще одним видом самооценки является рабочий лист, который заполняют учащиеся во время экскурсии или визита представителя религиозной традиции. Помимо практических заданий (описать, нарисовать, отметить и т.д.), эти листы могут содержать колонку самооценки, которая фиксирует результаты всех видов деятельности учащихся и, в ряде случаев, может предоставить уникальный материал для последующий оценки успеваемости и когнитивного развития учащихся.
Среди других методов оценки учащихся на уроках ОРКСЭ могут использоваться:
- мозговой штурм;
- концептуальные карты и таблицы (которые помогают организовать и систематизировать материал);
- составление логической последовательности (например, вы даете задание учащимся разложить карточки с предложениями или картинками таким образом, чтобы получился связный и последовательный рассказ);
- расстановка приоритетов (техника, позволяющая развить навыки выделения главных задач, которые необходимо выполнить в первую очередь и уделить наибольшее внимание);
- «Портфель» ученика, который представляет собой форму и процесс накапливания образцов продуктов учебно-познавательной деятельности школьника, а также соответствующих информационных материалов о результатах освоения образовательных программ. Оценка содержимого «портфеля» осуществляется одноклассниками и учителем в форме содержательной, качественной оценки по четырём уровням. А в конце года организовывается его презентация.
|
|
- Тетрадь «Мои творческие работы» (эссе по итогам экскурсий, бесед, просмотра видеофильмов и т.п., кластеры).
В результате изучения ОРКСЭ ученик должен: знать/понимать:
- основные понятия религиозных культур;
- историю возникновения религиозных культур;
- историю развития различных религиозных культур в истории России;
- особенности и традиции религий;
- описание основных содержательных составляющих священных книг,
сооружений, праздников, святынь.
уметь:
- описывать различные явления религиозных традиций и культур;
- устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением
людей;
- излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
- строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
- готовить сообщения по выбранным темам.
Разъяснения по заполнению журнала по курсу
«Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе
-
В связи с введением в федеральный компонент базисного учебного плана для 4 класса в 2012-2013 учебном году обязательного комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» при заполнении журнала необходимо обратить внимание на следующие особенности:
1) В оглавлении журнала указывается полное и сокращенное наименование предмета: Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ).
2) На предметной странице указывается сокращенное наименование предмета ОРКСЭ и в скобках полностью записывается изучаемый модуль: ОРКСЭ (основы светской этики) или ОРКСЭ (основы мировых религиозных культур).
3) Если в классе 2 группы по изучению модулей, то обучающиеся записываются по подгруппам с указанием изучаемого модуля (так же, как по родным языкам).
4) Темы уроков указываются в соответствии с рабочей программой
(программа рассчитана на 34 ч)
5) Обучение безотметочное (в соответствии с дополнениями, внесенными в локальный акт школы «Положение о промежуточной аттестации обучающихся»)
6) В графе «Домашнее задание» указываются творческие домашние задания, которые носят нравственно-развивающий характер.
Систему творческих вопросов - заданий рекомендуется построить так, чтобы для их подготовки школьник мог обратиться к опыту своих родителей, других взрослых, узнать их точку зрения по тому или иному вопросу, познакомиться с традициями семейной жизни.
В дополнение к вопросам-заданиям, которые будут формулироваться учителем на уроке, на последних уроках четвёртой четверти 4 класса предусмотрены несложные итоговые творческие работы, обобщающие пройденный материал и также предусматривающие посильное педагогическое сотрудничество родителей и детей.
7) Администрации школы необходимо осуществлять регулярный контроль за качеством преподавания данного предмета, прохождением программного материала, объемом и качеством домашних заданий по предмету, преподаванием без отметок, посещаемостью обязательного предмета. Цели и результаты контроля фиксируются в журнале.
Методические рекомендации
по организации внеурочной деятельности по ОРКСЭ
Внеурочная работа — составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени и досуга учащихся.
|
|
Термины «внеурочная» и «внеучебная воспитательная работа» можно рассматривать как наиболее широкие и синонимичные, они охватывают все формы воспитательной работы, проводимые вне учебного времени.
Основные задачи внеурочной работы: создание благоприятных условий для проявления творческих способностей детей младшего школьного возраста, наличие реальных дел, доступных для них и имеющих конкретный результат, внесение в них духа романтики, фантазии, элементов игры, оптимистической перспективы и приподнятости.
Направления, виды деятельности, формы, методы внеурочной работы практически совпадают с внешкольной работой. В школе в основном предпочтение отдаётся общеобразовательному направлению, организации предметных кружков и научных обществ учащихся и т. п. Также развиты художественное и техническое творчество- учащихся, художественная самодеятельность, занятия физкультурой, детский и юношеский спорт, туризм и т. д. Внеурочная работа помогает удовлетворять потребность детей в неформальном общении в клубах и объединениях, во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т. п. К специфической форме внеурочной работы относится организация работы группы продлённого дня.
Во внеурочной работе большое значение имеет самоуправление учащихся, которое позволяет большинству школьников принять участие в организаторской деятельности, формирует личность гражданина. Успех внеурочной работы зависит не только от активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность.
Очень важным условием действенности всех видов внеурочной воспитательной работы с учащимися является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия.
Формы внеурочной деятельности в рамках курса ОРКСЭ:
- Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
- Проведение совместных праздников школы и общественности.
|
|
- Использование аудиозаписей и технических средств обучения.
- Экскурсии, целевые прогулки.
- Детская благотворительность.
- Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
- Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
- Творческие презентации по разделам курса ОРКСЭ.
- Посещение Татарского государственного драматического театра г.Туймазы,
Историко - краеведческого музея.