Производственные отношения и их значение в жизни общества

Связи людей, складывающиеся между ними в процессе производства, образуют сложную структурно-функциональную и иерархически-соподчиненную систему; эта система и образует собою то, что называют производственными отношениями. Она охватывает и отношения к средствам производства, то есть форму собственности основу производственных отношений, и связи между людьми в процессе обмена, распределения и потребления создаваемых благ, и отношения людей, обусловленные их производственной специализацией, то есть выражающие разделение труда, и отношения сотрудничества и соподчинения - управленческие отношения, и все другие отношения, в которые вступают люди, вплоть до, казалось бы, отдаленной от непосредственного процесса производства сферы быта.
В современном производстве, в котором все большую роль играет система управления, немалое значение приобретают производственные отношения, складывающиеся в результате подбора и расстановки кадров с учетом их способностей, опыта, интересов и нужд самого производства, кадровая политика в целом. Таким образом, система производственных отношений чрезвычайно обширна - от индивидуальных отношений отдельных производителей до основополагающего отношения к средствам производства, определяющего сущность данного общественного строя.
Охарактеризовав в общем систему производственных отношений, выделим ее основные элементы. Главным из них - важнейшей стороной производственных отношений - являются экономические отношения, основу которых составляют отношения к средствам производства: последние всегда представляют чью-то собственность, вокруг которой и завязывается весь узел отношений людей друг к другу. Если средства производства принадлежат трудящимся, образуя общественную собственность, как, например, при социализме, то производственные отношения приобретают характер сотрудничества и взаимопомощи людей. Если же в обществе господствует частная собственность на средства производства, то здесь складываются отношения господства и подчинения (рабство, крепостничество, наемный труд) и общество при этом распадается на антагонистические классы. Эти отношения оказывают непосредственное влияние на распределение производимых благ. Так, в родовом обществе при натуральном хозяйстве распределение продуктов труда носило уравнительный характер, а в классово-антагонистическом большая часть благ (по удельному весу) принадлежит господствующим классам.
Экономические отношения (производство, обмен, распределение и потребление), образуя ядро производственных отношений, формируют содержание других социальных отношений и в этой функции выступают как системообразующий фактор общества.
Производственные отношения складываются объективно, то есть независимо от сознания и воли людей, и во всей своей целостности придают всем общественным отношениям и самому обществу исторически определенное социальное качество. Таким образом, производственные отношения выступают в качестве объективного критерия для определения различных конкретно-исторических типов общества (общественно-экономических формаций), ибо именно с помощью категории производственных отношений можно фиксировать общее, повторяющееся, закономерное в истории разных стран и народов. Это и делает возможным познание законов исторического развития общества.
В системе хозяйственно-трудовых производственных отношений реализуются отношения между работниками в самом трудовом процессе, то есть их отношения друг к другу и к своей работе, связанные с требованиями организации и управления производством и его технического обеспечения. Сюда входят отношения между рабочими разных специальностей, организаторами и исполнителями в рамках одного производства. Сюда же входят и отношения между предприятиями: межведомственные, межотраслевые, межрегиональные отношения. Находясь как бы на поверхности производственных отношений, они являются непосредственным выражением основного экономического отношения - отношения собственности. Совершенствование последнего зависит от налаженного функционирования и совершенствования хозяйственно-экономических отношений в структуре производства. Преломляясь же на личностном уровне, они входят в наиболее тесную связь с социально-бытовыми отношениями людей, более непосредственно определяя характер межличностного общения и взаимоотношения людей на производстве и в других сферах жизни, обусловливая, таким образом, социально-психологическое, нравственно-мировоззренческое состояние членов общества.
Производственные отношения, определяя все другие социальные отношения людей, сами находятся под их влиянием. Поэтому совершенствование производственных отношений должно идти и по социальной линии, а не только по экономической. Так, отношение распределения - это не только экономическое, но и глубоко социальное отношение людей.
Без достижения социальной справедливости в распределительных отношениях невозможно совершенствование и экономической стороны производственных отношений, а следовательно, и совершенствование всего общества. Нарушения в системе хозяйственно-экономического механизма порождают столь глубокие негативные явления во всех сферах, которые, если их вовремя не обнаружить и не устранить, могут приобрести устойчивый и необратимый характер. Вся цепочка негативных последствий, возникших в свое время на базе нарушения принципа распределения по труду, дала картину малоутешительную. Нарушение органической связи между мерой труда и мерой потребления деформирует отношение к труду, сдерживая рост его производительности, ведет к искажению принципа социальной справедливости, что сказывается и на духовном настрое общества.
Совершенствование распределительных отношений осуществляется на основе все более полной реализации принципа "от каждого - по способностям, каждому - по труду". В наши дни реализация этого принципа осуществляется, в частности, путем совершенствования механизма заработной платы, учитывающего не только количество, но, главное, качество труда, его условия и результаты, стимулирующего рост квалификации работников, а также рациональное использование и экономию сырья и энергоресурсов. Но это предполагает, что каждый человек должен занимать в сфере производства соответствующее его способностям и интересам место, что является выражением полного осуществления первой части принципа "от каждого - по способностям, каждому - по труду".
Говоря о производственных отношениях, нельзя забывать о личности: именно в ней и концентрируется, воплощается диалектика производительных сил и производственных отношений. Ведь человек - это главная производительная сила. Так можно ли забывать, что он вместе с тем и личность и что любые общественные отношения (и в том числе экономические как определяющие) интегрируются и выражаются в конкретных действиях конкретных людей. Производственные отношения - это сама история в личностном ее выражении. Человек - главная фигура не только производительных сил, но и производственных отношений. Отсюда должно быть ясно, что формы отношений, в которых находится человек, не могут не влиять (положительно или отрицательно) и на состояние производительных сил. Поэтому нельзя изучать действие тех или иных социальных механизмов сугубо абстрактно, игнорируя область конкретно-личностного. В нашем обществе на современном этапе его развития на передний план выдвигается задача совершенствования именно человеческого, социально-психологического фактора, являющегося теперь во многом определяющим в развитии материального производства в условиях научно-технического прогресса и связанного со стратегическим курсом на ускорение социально-экономического развития.

29.Социальные отношение и их значение в жизни общества.

Социальные отношения - это система нормированных взаимодействий между партнерами по поводу чего-то, связывающего их (предмет, интерес и т.д.). В отличие от социального взаимодействия, социальные отношения - это устойчивая система, ограниченная определенными нормами (может, даже и неформальными). Социальные отношения - это сложная система, которая состоит не только из системы зависимостей, возникающей между партнерами по поводу связующего звена и их характера зависимостей. Из всего многообразия употреблений понятия отношений выделяют два следующих наиболее важных его значения. В первом случае под ним подразумевается определенное состояние или положение А и Б, т.е. такое состояние взаимной зависимости, к возникновению которого они сознательно не стремились и не имели никаких субъективных намерений по этому поводу. Например, производственные отношения. Во втором случае — это сознательное и субъективно направленное действие А относительно Б, которое основано на осознании субъективно определенной зависимости одного от другого. Пример - отношения дружбы. Социальные отношения могут возникать и между людьми, которые контактируют только опосредованно, даже не зная о существовании друг друга, в данном случае взаимодействия между ними будут осуществляться не благодаря субъективному ощущению обязанности или намерению поддерживать данные отношения, а за счет институциональных учреждений более широких общностей. Благодаря отношениям люди объединяются в различные совокупности. Произвольные же действия и взаимодействия не смогут привести к появлению внутренней организации социальных групп. В связи с этим изучение социальных действий и взаимодействий хотя и является необходимым, но оно только подготавливает исследователя к изучению интересующих его социальных отношений, и наиболее важное значение приобретает изучение сущностей социальных отношений.

30. Политические отношения. Государство и общество.

Политические отношения определяют как взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом. Они возникают, когда потребность в управлении и властном регулировании социальных процессов и отношений начинает осуществляться при активном участии государства. Политические отношения несут в себе все необходимые атрибутивные качества политики: их смысл заключается в установлении связи бытия социальных субъектов (социальных групп, личностей) с проблемами и интересами, свойственными всей социальной целостности. Государство выступает инструментом поддержания и регуляции этой связи; возникая при активном участии сознания, политические отношения существуют не в головах людей, а в поступках, действиях, процессах, взаимоотношениях между социальными группами, государством, партиями; деятельный, активный характер политических отношений позволяет людям с их помощью влиять на многие внешние и внутренние параметры своего существования. Например, такое воздействие можно оказать на экономическую жизнь общества через установление приоритетов экономического развития; их специфическим инструментом оказывается власть, принуждение, авторитетное влияние, использование силы организации, в качестве которой могут выступать и партии, и союзы, и государства, движения, институты, возникающие в результате объединения воли и действий людей на основе определенных принципов. Нерасторжимым единством целостности и социальной фрагментарности политические отношения отличаются от экономических отношений, где доминируют частные интересы. Причем их ограничение или подавление, непосредственное подчинение общим задачам оборачивается деструктивными для экономики процессами: падением инициативы, снижением конкуренции, торможением технического прогресса. Отличаются они и от морали в сфере, в которой, наоборот, существует абсолютный приоритет общечеловеческих ценностей, интересов и потребностей. Отпечаток этой специфики невольно несет на себе любой человек, вступающий в сферу политических отношений. В его деятельности и сознании действительно нельзя будет разорвать частное и общее, интересы личные и общественные или групповые.

31. Духовная жизнь общества понятие и основные характеристики.

Важной стороной функционирования и развития общества является его духовная жизнь. Она может быть наполнена богатым содержанием, что создает благоприятную духовную атмосферу жизни людей, хороший морально-психологический климат. В других случаях духовная жизнь общества может быть бедной и маловыразительной, а иногда в нем царит настоящая бездуховность. В содержании духовной жизни общества проявляется его подлинно человеческая сущность. Ведь духовное (или духовность) присуще только человеку, выделяет и возвышает его над остальным миром. Духовная жизнь общества весьма сложна. Она не ограничивается различными проявлениями сознания людей, их мыслей и чувств, хотя с полным основанием можно сказать, что их сознание есть стержень, ядро их личной духовной жизни и духовной жизни общества. К основным элементам духовной жизни общества можно отнести духовные потребности людей, направленные на создание и потребление соответствующих духовных ценностей, равно как и сами духовные ценности, а также духовную деятельность по их созданию и в целом духовное производство. К элементам духовной жизни следует отнести также духовное потребление как потребление духовных ценностей и духовные отношения между людьми, а также проявления их межличностного духовного общения. Основу духовной жизни общества составляет духовная деятельность. Ее можно рассматривать как деятельность сознания, в процессе которой возникают определенные мысли и чувства людей, их образы и представления о природных и социальных явлениях. Результатом этой деятельности выступают определенные взгляды людей на мир, научные идеи и теории, моральные, эстетические и религиозные воззрения. Они воплощаются в моральных принципах и нормах поведения, произведениях народного и профессионального искусства, религиозных обрядах, ритуалах


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: