Парадигматика и синтагматика

Выполним еще один эксперимент, заменяя каждый из элементов (слов) рассматриваемого примера некоторым другим. Получаем следующий результат:

Я Ты Он Ученик ü ï ý ï þ читал книгу. или Я ì ï í ï î читал листал смотрел покупал ü ï ý ï þ книгу.

или

Я читал ì ï í ï î книгу. газету. журнал. статью.

Очевидно, что для каждого элемента высказывания есть некое множество элементов, которые могут заменить его в данной позиции.

Однако возможны и иные замены:

Я Мы Они Ученики ü ï ý ï þ читал книгу. или Я ì ï í ï î читал читали читать читало ü ï ý ï þ книгу.

или

Я читал ü ï ý ï þ книгу. книге. книгой. книг.

Такие замены дают неотмеченные (некорректные) высказывания с нарушением правил управления и согласования русского языка.


Таким образом, каждый элемент высказывания может быть заменен на другой из некоторого множества элементов (в этом смысле элементы высказывания независимы друг от друга, равноценны друг другу), в то же время выбор этих элементов не абсолютно произволен, но ограничен правилами совместимости элементов высказывания, то есть элементы находятся в определенной зависимости друг от друга.

Это вытекающее из различения языка и речи противоречие отмечено Ф. де Соссюром [1977, 155 – 156; Бенвенист 1974, 24], подчеркивавшим, что все единицы языка существуют одновременно в двух планах. Поскольку сообщение разворачивается линейно, всякая единица выступает в материальной последовательности, цепочке других единиц, то есть единицы могут лишь следовать одна за другой (нельзя одновременно сказать я и ты или я и читаю). Вместе с тем, единицы ассоциированы друг с другом в памяти, «...поставлены одна к другой в отношение возможной замены» [Бенвенист 1974, 24 – 25], образуют множество взаимозаменимых единиц, не могущих выступать одновременно.


Иначе говоря, каждая языковая единица вступает одновременно в два типа отношений, получивших у Де Соссюра соответственно названия синтагматических и ассоциативных. Л. Ельмслев предложил использовать вместо соссюровского названия «ассоциативные отношения» обозначение «парадигматические отношения». В настоящее время оно закрепилось, так что современная лингвистика говорит о синтагматических и парадигматических отношениях языковых единиц или о синтагматике и парадигматике (соотв.: от греч. syntagma ‘соединение’ и paradeigma ‘образец’).

Языковые единицы обладают в синтагматике и парадигматике взаимоисключающими свойствами. Это есть объективная диалектика языка.


Единицы синтагматики существуют во времени, их появление разновременно. Единицы парадиматики изъяты из времени, они объединены ассоциациями памяти. Первые связаны отношениями типа «И – И», вторые – отношениями типа «ИЛИ – ИЛИ» [Степанов 1966, 227]. Единица синтагматики протяженна, она – сегмент (лат. segmentum ‘отрезок’), сравнима с линией, имеет определенный состав, линейно членима, пока дело не доходит до синтагматически нечленимых, предельных единиц. Например, Я = [ja].

Единицы парадигматики как бы «изъятые из времени», лишены протяженности, сравнимы, скорее, с точками. На основе парадигматических ассоциаций для таких точек можно построить систему координат и представить их как точки некого n-мерного пространства. Так строятся грамматические таблицы. Например:

  Ед. число Мн. число
1-е лицо пишу пишем
2-лицо пишешь пишете
3-е лицо пишет пишут

Как сказано, число измерений в парадигматическом пространстве неограниченно. Наглядно изобразить можно, однако, не более трех измерений. Например, дополнение приведенной таблицы – в глубину – формами род. падежа:

меня нас я мы тебя вас ты вы его их он они

Указывают также, что в синтагматике единицы должны отличаться друг от друга, контрастировать, ибо нельзя представить себе язык, состоящий из одних и тех же единиц с высказываниями типа ааааа…. Напротив, в парадигматике единицы отождествляются в сознании, так как не может быть и языка, в высказывании на котором каждая следующая единица была бы новой. Ни тот, ни другой язык не смог бы выполнять своей функции быть средством информации [Панов 1967, 12 – 13].

Итак, исключая друг друга, синтагматика и парадигматика в то же время друг друга предполагают и образуют диалектическое единство. Можно сказать, что они уравновешивают друг друга, обеспечивая тем самым членораздельность речи, ее делимость на отрезки. Лингвистами это свойство языка и высказываний на языке обозначается как их «дискретность» (лат. discretus ‘прерывистый’).


Применительно к рассматриваемому примеру это означает, что единица Я выделяется потому, что ее можно заменить на Ты или Он и т. д. В то же время Я требует после себя формы Читал, но не Читали.

В современной лингвистике принято номенклатурно различать единицы синтагматики и парадигматики. Это различение соприкасается с наименованиями речевых единиц. Последние обозначаются обычно корневыми словами, синтагматические единицы – именами с префиксоидом алло-; для обозначения парадигматических единиц используют слова с суффиксом -ема. Поэтому единицы парадигматики называют также эмическими единицами. См. следующую таблицу:

Речь Синтагматика Парадигматика
фон аллофон фонема
морф алломорф морфема
лекс аллолекс лексема
высказывание (allosentence) предложение

Зеленым в таблице выделены закрепившиеся в практике лингвистических описаний названия единиц.


На взаимодействии синтагматики и парадигматики и двойственности языковых единиц базируется дистрибутивный анализ, служащий выявлению парадигматики языка (классов его взаимозаменимых единиц) на основе их синтагматического поведения.

Дистрибутивный анализ начинается с детального описания окружения единиц, их взаиморасположения. Так, в рассматриваемом примере единица Я образует начало высказывания, расположена перед читал; единица читал располагается после Я и перед единицей книгу; единица книгу занимает последнюю позицию высказывания. Затем проводится эксперимент на замену единиц высказывания, который дает классы взаимозаменимых единиц, могущих выступать в каждой из позиций высказывания. Например, допустимость высказывания Ты читал книгу и недопустимость Мы читал книгу.


Такие классы единиц, допустимых в одной и той же позиции высказывания, называют парадигмами. Примерами парадигм могут быть все гласные или, наоборот, – все согласные, все слова одной части речи, все формы одного и того же слова (напр.: читаю, читаешь, читал и т. д. для второй позиции анализируемого высказывания), определенные классы слов (напр.: книга, журнал, рассказ и др. – для третьей позиции высказывания).

В синтагматике единицы нетождественны по определению и классов не образуют; здесь выступают линейные объединения единиц, одна из которых является ведущей, а другая – подчиненной. Это предполагает существование парадигм, которых не может быть менее двух. Например: гласные и согласные, минимум две части речи, минимум два слова в классе, минимум две формы слова и т. д. Тем самым в своем единстве синтагматика и парадигматика выступают как основа членораздельности.


Ф. де Соссюр отразил эту минимальную двойственность числа парадигм в понятии синтагмы как некого линейного образования, где один элемент подчиняет себе другой. Примеры синтагм: Я Þ читал, Читал Þ книгу, Чита Þ л, Чит Þ а-, Книг Þ у. Видно, что все языковые единицы строятся из более простых через соединение последних в синтагмы на основе некоторой иерархии (старшинства) парадигм и образующих их единиц. Так, корень слова «старше» суффикса, суффикс «старше» окончания, подлежащее «старше» сказуемого, сказуемое «старше» дополнения. Иначе говоря, единицы парадигматик и всегда принадлежат одному классу, они равноценны, тогда как единицы синтагматики одному классу в принципе принадлежать не могут.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: