Социальная Ф и ее место в системе социо-гуманитарного знания. Понятие соц реальности

· На протяжении всей истории человечества совместсущ-е людей являлось предм позн-я, рез-ты кот прямо или косвенно сказывались на характере деят-ости Ч, отношениях между людьми, формах самоорг-и и регуляции жизни социума. С возникнов Ф представления об обществе стали неотъемлемым компонентом филос знания, оставаясь, однако, длитвремя на периферии внимания профессиональных философов.

· Особенно интерес к обществу усиливается в 18 в., когда появляется Ф истории.

· Что нового несет в себе социальная Ф по сравнению с Ф истории.

· Как она соотносится с другими отраслями в системе гуманитарного знания.

· Хар-ка уникальности общ-а как формы бытия.

Общ-во всегда привлекало к себе внимание, и всегда интерес к проблемам общ-а присутствует в культуре. Впервые заинтересовался в антич Платон в произведении “Г-во”. Это утопия была, но она была первой. До Нового времени интерес к жизни общ-а как-то заглох. В 18 в. техногенная Ц нацелена прежде всего на освоение прир. А вот в эпоху Просвещения социальные идеи начали развиваться, напр, идея истор прогресса. У Руссо теория общественного договора трансформируется и служит обоснованием революции в том случае, если власть правит плохо и нарушает Т. о. общественный договор. Немецкая классика, Ф истории. В жизни общ-а Ф истории интересует истор проц, смысл истории, направленность истории. Формируются представления об истории как о проце, кот фундирован идеями и деяниями выдающихся людей. Следующий этап – появление соц Ф в 19 в. в середине. Истор предпосылки – постепенно на сцену истор действия наряду с великими личностями начинают выдвигаться массы. Поэт и интерес, как устроено чел общ-во, как и почему оно развивается. Социальная Ф в качестве предмета избирает условия жизни общ-а и закономерности его функционирования. Затем уже в конце 19 в. начинается формирование с-мы научно-гуманитарного знания, базой для кот выступает социальная Ф. Социальная Ф – взять кальку с науки и применить ее к изучению общ-а. О. Конт и его “социальная физика”. Жизнь общ-а складывается из отношений между людьми. Эти отношения по своей прир есть механические взаимод. Следовательно, в изучении общ-а может помочь механика. Это уж оч сильный редукционизм. Но его новизна в том, что можно уже изучать, как функционирует общ-во. Потом параллельно развивается классическая английская политэкономия – она озабочена тем, как функционирует эк-ка. Дальше Маркс – его интересуют производственные отношения. Т. о., возникает предпосылка для науч освоения общ-а.

В чем специф соц реальности как объекта исследования. Социальная реальность – это синоним общ-а, социальная форма бытия. Специф этой области бытия как предмета исследования в том, что социальная реальность – это сплетение мат и духовных явлений. Люди, творящие историю, обладают См. В соц реальности всегда проявляют себя субъективные факторы – это присущее Чу богатство внутр духовной жизни. В соц позн-и позиция “субъект-объект” как их противопоставление утрачивает смысл. Познавая общ-во, мы познаем себя, и пропускаем все наше позн-е общ-а через свои мысли, чувства и т.д. Соц объект в проце рефлексии над ним изменяется, в отличие от мат-го объекта (далекой звезде по барабану, направлен на нее телескоп или нет). Когда кто-то что-то исследует об обществе и потом СМИ это освещают, то общ-во изменяется в некот роде. Рефлексия над соц жизнью, напр, осуществляется в виде идеологии – теоретических представлений об обществе и его функционировании, представленной с позиции определенных социальных сил. И идеология успокаивает, стабилизирует общ-во (если это нормальная идеология). Хорошая идеология является хорошим стимулом успешного развития г-ва.

На протяж-и всей ист-и чел-ва совм-ое сущ-ие людей явл-сь предметом позн-я, рез-ты кот. прямо или косвенно сказ-сь на хар-ре д-ти чел., отн-ях м/у людьми, формах самоорг-ии и рег-ии жизни социума. С возник-ем фил. предст-ия об об-ве стали неотъемлемым комп-ом фил. зн-я, оставаясь длит. вр. на периферии внимания проф.фил-в. Вплоть до сер.20ст. соц. фил. нах-сь в проц. перманентного самоопред-я, связ. с поиском собств-го предм-го ареала, в рамках общефил-го знания и комплекса формир-ся соц.-гум-х наук. Спец-ка соц.фил. как формы позн-я об-ва и его ф-нов опред-ся налич-м у нее двух интенций, подмеченных еще в древности: эпистемной, выраж-ся в стремлении к достиж-ю истин-го знания, и софийной, воплощ-ся в ценностно-императивных и оценочных сужд-ях о сущ-ти и знач-ии происх-го в мире. Сущ-ие этих ориентаций опред-т своеобр-е фил-го знания одновр. и как специфич. науч., и как мировоззр-го, выход-го за рамки канонов науч. дисциплин, след-е кот. явл. обязат-м д/соц.-гуманит. наук. Применительно к соц. фил. эта ситуация означ-т, что, в отлич. от соц-гуманитарных наук, д/нее естеств. и позитивно сосущ-ние различ., несовм-х парадигм, исслед-их программ и теоретич. моделей об-ва.Место соц. фил. в сист. общ-вознания и опред-ся потребностью в реш-ии двух осн. задач, стоящих перед ней. К Аристотелю и комментатору его соч-ий Андронику Родосскому восх-т трад-я выд-я «физ-го» позн-я, основ. на регистрации, описании, обобщ-ии непоср-но воспринимаемых явл-й, и «метафизич.», предполаг-го выход за пределы эмпирич-ой конкретики и обращ-е к сущ-ти происх-го в мире-к «предельным осн-ям бытия».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: