С Ч как предмет филос осмысления. Многомерность и полифункциональность сознания

С – это многомерный ф-н человеч бытия. С – это все то, что составляет наш внутр дух мир и духовную жизнь общ-а: мысли, чуства, пережив и т.д. Субстанциональный подход. Сознанию придается самостоят значение, сп-бность существовать самостоятельно. У Платона это мир эйдосов, в кот сущ человеческая душа. Т.е. С – это особая субстанция. А это идеалистический подход. Недостаток – не ставится вопр о генезисе сознания. А, не зная ничего о происхождении сознания, мы не можем на него повлиять. Достоинство – поскольку проблему генезиса здесь выносят за рамки рассмотрения, можно спокойно анализировать ст-ру сознания. Натуралистически функциональная версия. Появил в Новое время. С как рез-т или фрагмент естественных природных процов. С вплетено в природу. Камни тоже мыслят, только не так, как мы. С пон-ся как особая физиологическая функция мозга, мысль – это выделение мозга. Это вульгарный материализм. Он вообще снимает осн вопр Ф. Достоинство – поставлена психо-физиологическая проблема. Но не рассмотрен соц аспект сознания и господствовал редукционизм. Но это была первая попытка опереться на данные науки. Социо-культурный подход. Выявление влияния культуры на С. Версия немецкой классики (Кант, Гегель) – в восприятии мира Ч предустановлен некими априорными формами чувственности, установками культуры. Введено понятие надъиндивидуального сознания – это С, носителем кот выступает общ-во в целом: религия, мораль, политика, искусство. Маркс и Энгельс рассматривали проблему генезиса и развития сознания. Не признается субстанциональность сознания. Рассм-тся, что в жизни общ-а, прежде всего, в его экономической основе, вызывает к жизни разл формы сознания. Это классика.

Постклассика. Экзистенциально-фенеменологическая традиция. Не противопоставляли субъект и объект. Для них нету мышления о бытии, а есть бытие о мышлении. Вопр о соотношении сознания и внешнего мира не ставится. Интересует С как отношение Ч к миру. Две версии.

Психо-аналитическая концепция. Философская герменевтика – С воплощено в языке, и ключ к пониманию поэт в анализе языковых структур.

Ст-ра сознания. Классическая психология – С состоит из интеллекта, эмоций, воли, внимания и памяти. Принимали во внимание, как разн выделенные фрагменты обеспечивают деятельность. В европейской традиции приоритет отдается интеллекту.

Ст-ру сознания разрабатывала психоаналитическая концепция. Я (ассоциируется с интеллектом), СверхЯ (культура, носящая репрессивный характер) и Оно (инстинкты Ч).

Когнитивный подход. Рождается в современной науке, кот обеспечивает нас возм-тью изучения интеллекта. Когнитивная психология. Когнитивная схема. Когнитивная карта – это представление, задающее среду и сп-бы в ней двж, присутствия. Ребенок в колыбели тянется к игрушке – он осваивает пространство, создает когнитивную карту пространства. Сельской бабке в автобусе в большом городе тесно, т.к. она привыкла, руки растопырив, ходить. А привычный городской пацан тихонько щемится, хвост поджав, и ему нормально. Т.к. привык – когнитивная карта пространства, е-мае. Образование – это внедрение в Ч шаблонов восприятия мира или фреймов.

Функции: познавательная, целеполагающая, креативная, регулятивная.

Целеполагание присуще только Чу, т.к. есть материал для формирования цели. Цель увидеть и потрогать нельзя. Цель – это идеальная модель будущего. Развитого Ч отличает целеполагание и удержание поведения, направленного на достижение цели – воля. Целеполагание может быть осуществлено только с помощью абстрактного мышления, присущего Чу.

Одним из конституирующих кач-в чел. явл. С, выступ-е предметом многих науч.дисциплин, анализ-х различ-е его аспекты и формы проявл-я. Фил. осмысл-е сознания предп-т рассмотр-е его как особой формы бытия. Это означ-т, что кат сознания имеет мировозз-ий статус, а ее интерпрет. касс-ся реш-я фунд-х проблем классич.и постклас.фил.Субстанциальная трад-я исх-т из признания самоценности и самодостат-ти созн-я, соотнося индив-ое С и дух. мир чел.с субстанциальной дух-ю мироздания в целом. Атрибутивная трад-я рассм-т созн. чел. как св-во высокоорг-ой материи-чел. мозга, отражать действ-ть в форме идеальных образов. Если первые две трад-и исслед-я сознания имеют альтерн. х-р в реш-ии проблемы «субстанциальность или атрибутивность» созн-я чел., то экзистенц-но-ф-нологическая тр-я, сформ-ся в посткл. фил.,отказ-ся от подобной оппозиции. В отлич. от субст-ой, атриб-ой и экзистенц-но-ф-нологической трад-й исслед-ия сознания, д/кот. С явл. опред-им в ст-ре психич. д-ти, психоаналитич. трад-я ставит его в подчиненное полож-е по отн. к др. компоненту психики-бессознат-му. В рамках неклассич. психоан-за постеп-но оттач-сь еще одна трад-я исслед-я созн-я, возникшая задолго до его появл-ия-культ.-ист-ая трад-я. Согласно ей, чел.- обществ. Сущ-во по происх-ию и по сущ-ти, причем сущ-ть чел. не явл.некой пост-ой величиной, а изм-ся в проце общ-ист.разв-я. Социокульт. трад-я исслед-я сознания над-т С такими хар-ми как идеальность, предметность, выд-яя в кач-ве осн.ф-ий познават-ую,прогностич., ф-ии целеполаг-я, самосозн-я и др.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: