Понятие метода и методологии. Многоуровневая концепция методологического знания

Проблема метода является важнейшей проблемой науч позн-я. Проблема эта возникла одновременно с возникновением естественно науч знания. Проблема метода всегда была актуальной потому, что наука стремится к получению объективного знания о мире, и получение этого знания предпол применение сознательных, отрефлексированных приемов. Положиться на приемы обыденного позн-я здесь нельзя. Отсюда науку отличает критицизм не только над рез-том деятельности, но и над тем, как этот рез-т был получен. Наука исследует объекты, все далее отстоящие от нашего обыденного опыта. Поэт проблема выделения объекта исследования. Пример – внутриядерное взаимод – попробуй-ка его выдели просто так; процы размерами в несколько атомов (в физике полупроводников, в биологии, напр). Теоретическое знание все дальше удаляется от эмпирического знания. Отсюда проблема интерпретации полученного знания, проблема интерпретации эксперимента. Интерпретация – это тоже проц еще тот, много тонкостей, нужно владеть методом. Внимание к методу все более и более значимо еще и потому, что скорость развития науки увеличивается (классическая наука –17-19вв., неклассическая наука – начало 20-конец 20 в., неклассическая наука еще буквально пару десятков лет, а уже как далеко пошла). Так что, в современных условиях проблема метода в науке тоже ой как актуальна.

Что же такое метод? Это система регулятивных принцов (предписаний), регламентирующих деятельность по достижению поставленной цели. Эти принцы – это системное образование с внутр структурированностью, иерархией. Методы практической деятельности, теоретической деятельности, обыденной деятельности и т.д. Как возникают методы? Кто-то когда-то успешно справился с задачей, получил рез-т, и тогда свой рез-т он может представить как ориентир для людей, идущих тем же путем. Знания оборачиваются методами. Успех деятельности зависит от того, насколько точно знание соответствует объекту. Чем точнее знание отражает суть объекта, тем лучше. Методы в науке появляются точно так же. Это рез-т оборачивания теории. Теория оборачивается методом.

Методология изучает методы. Это учение о методах, критическая рефлексия над методами. Еще один смысл – это сов-ть приемов. Методов великое множество. Отсюда задача систематизации методов. Эта систематизация может быть осуществлена по степени общности.

· Методы филос характера - диалектический, метафизич, герменевтический.

· Общенаучные методы – эксперимент, идеализация, системный подход, метод математической гипотезы, моделирование, идеализация, формализация, описания.

· Специализированные методы (в каждой отрасли они свои) – методы механики, методы физики, количественный анализ в химии, рентгено-структурный анализ в рентгенографии, радиоизотопный анализ в археологии.

Ни один из этих методов в чистом виде не применяется, он приспосабливается к решению задачи. Методы филос характера – это самые общие ориентиры, задают самое общее видение объекта. Напр, диалектический метод – люб объект надо рассматривать в разв и в связи с другими объектами. Это самый общ ориентир. Или др пример. Ст-ра герменевтического метода – перевод, реконструкция, диалог. Когда мы, напр, изучаем летопись или книгу на другом языке. Мы переводим ее на наш язык. Затем реконструкция смысла. Затем мы должны вписать это новое сведение в уже имеющиеся в нашем представлении.

Между этими уровнями (особенно между первыми двумя) нет преграды. Синергетические методы возникают в специализированных методах и переходят на общенаучный уровень, и даже есть претензия перенести синергетику на философский уровень.

Методология науки представляет собой теорию науч позн-я, исследующую познавательные процы, происходящие в науке, формы и методы науч позн-я. В эт отношении она выступает метанаучным знанием филос характера. Соврем наука представляет собой сложн системное образование, содержательное развертывание кот происходит под влиянием многих факторов, в том числе и в силу действия самых разл методов, в сов-ти образующих методологический инструментарий науки. Многоуровневая концепция методологического знания позволяет выделить среди них осн группы с учетом степени общности и широты применения входящих в них отд методов. К ним отн.: 1) философские методы, задающие самые общие регулятивы исследования (диалектический, метафизич, аналитический, ф-нологический, герменевтический и многие др); 2) общенаучные подходы и методы науч позн-я, использование кот характерно для целого ряда отраслей науч знания (аксиоматический, гипотетико-дедуктивный методы, эксперимент, описание и т.д.); 3) частнонаучные методы, применение кот не выходит за рамки отд науч дисциплин (количественный анализ в химии, спектральный анализ в физике и т.д). Науч. метод – это система регулятивных принцов и приемов, с помощью кот достигается объективное позн-е действительности, генерируется новое знание. Методы в науке складываются в рез-те рефлексии над уже полученными теоретическими рез-тами в освоении опр предметной области исследования. Имманентная эвристика сформировавшихся теоретических моделей реальности позволяет осуществить на их основе процедурное развертывание метода, трансформируя содержание теоретического знания в систему принцов и регулятивов вплоть до отд операций, направляющих дальнейшее развитие науч поиска. Каждая науч дисциплина вырабатывает свои специфические приемы и методы исследования, во многом обусловленные особенностями осваиваемых объектов, их характеристик и связей (частнонаучные методы). Вместе с тем в исследовательской практике имеют место эмпирические и теоретические методы, к использованию кот прибегают в разн отраслях науч исследования. Для философии науки первоочередной интерес представляют именно такие общенаучные методы, составляющие важнейшую часть методологического арсенала науч позн-я.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: