Работа в разновозрастных группах

Медина М.С. преподаватель ИЗО (ДШУ № 2, г. Саров) разработала блок уроков по изобразительному искусству на тему «Знакомство с графикой. Силуэт» (6 час), демонстрирующий возможности одновременной работы в разновозрастных группах, взаимосвязь урочной и внеклассной деятельности. Данная методическая разработка по композиции может быть использована на уроках изобразительного искусства в 7-ом классе общеобразовательной школы.

Основными целями являются:

1. Образовательная.

Использование учащимися на практике новой графической техники “Силуэт” применительно к пушкинской тематике, использование в своих работах основных правил построения композиции (закона равновесия, композиционного центра, закона исторической правдивости).

2. Развивающая.

Знакомство с историей появления новой техники “Силуэт”, знакомство с именами художников, работавших и работающими в этой технике (Ф. Толстой, Е. Круглякова, Г. Нарбут, Н. Ильин) и с их творчеством, понимание роли этой графической техники в изобразительном искусстве, формирование художественной грамотности и вкуса в работе над силуэтной композицией.

3. Воспитательная.

Воспитание почтительного отношения к русской культуре на примере творчества А.С. Пушкина, ее гениального представителя; формирование художественно – творческой активности учащихся; нравственно - эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве.

Вся работа над тематической композицией делится на 4 составляющие:

1. Вводное занятие, включающее в себя беседу учителя с учениками на заданную тему, объяснение нового материала, отгадывание кроссвордов, решение проблемных вопросов по составлению композиций в заданной технике силуэта. Здесь используются дифференцированный подход к изучаемой теме: учащиеся группы (14 человек) делятся на 2 группы по возрасту (старшая и младшая). Перед каждой подгруппой ставятся свои задачи по осмыслению новой темы (1 час).

2. Работа над эскизами (2 час).

· Индивидуальная работа с каждым учеником в отдельности.

· Обсуждение типичных ошибок, удачных приемов и находок в составлении эскизов.

· Выбор из 2–3 сделанных эскизов наиболее удачного, увеличение его в размере и перенесение на чистовой лист.

· Подготовка материалов и принадлежностей для работы над силуэтной композицией (подготовка рабочего листа для работы кистью и тушью). Размер работ 1/8, 1/4 ватмана.

3. Работа над чистовым вариантом (индивидуальная работа с каждым учеником), (2 часа).

· заливка тушью больших силуэтных пятен (беличья кисть № 5,6,7), тушь черная;

· детальная проработка деталей (беличья кисть № 1,2), тушь черная;

· обобщение работы, устранение грязных пятен (белила гуашевые, кисть);

- изготовление паспорту для силуэта (оформление работы)

4. Обсуждение работ учащихся, подготовка к выставке в выставочном зале школы искусств (1 час).

Работа учеников над тематической композицией предшествовал период интенсивного погружения учащихся в тему:

· ребятам было дано домашнее задание еще раз внимательно перечитать произведения А.С. Пушкина и выделить для себя наиболее понравившиеся фрагменты для их иллюстрации

Младшая группа (11-12 лет):

“Сказка о царе Салтане”, “Песнь о вещем Олеге”, биография Пушкина;

Старшая группа (14-15 лет)

“Повести Белкина”, “Евгений Онегин”, “Медный всадник”, биография Пушкина

· просмотр спектакля о Пушкине, подготовленного учащимися театрального отделения школы искусств. (Внеклассная работа с учащимися)

· Просмотр в кинотеатре фильма “Барышня-крестьянка” с целью изучения быта, нравов, костюмов пушкинской эпохи. После просмотра учащиеся делают небольшие зарисовки персонажей и костюмов в свои блокноты. (Внеклассная работа с учащимися).

Примечание: на просмотр спектакля и кинофильма приглашаются родители.

План блоков уроков по теме “Но, тень мою любя, храните рукопись, о други, для себя!”

Цели, поставленные для всего блока уроков, остаются таковыми и для этого урока.

Оборудование:

· на доске записана тема урока;

· на двух стендах выставка репродукций с портретами А.С. Пушкина, членов его семьи, друзей – современников, виды Москвы того времени, Петербурга, Болдина, Михайловского и выставка работ, выполненных в технике силуэта (репродукции художников: Н. Ильина “Зимний вечер”, Ф. Толстого “Улица провинциального города”, Г. Нарбут “Заставка к басням И. Крылова, Е. Кругликова “Репин на выставке “Мир искусства”).

Выставка располагается на стендах на протяжении всего блока уроков.

Рис. Работы учащихся.

· на столе у входа в кабинет представлена выставка книг с произведениями А.С. Пушкина (книги собраны совместными усилиями учителя и учеников);

· посреди класса стоят два больших стола, вокруг которых расположились ребята. Они разделены на две подгруппы по возрасту: младшая и старшая. На столах лежат домашние заготовки – зарисовки фрагментов пушкинских произведений, чистые листы, карандаши, ластики.

· магнитофон, кассеты с записями произведений: Г. Свиридов “Метель”, П. Чайковский “Осень”, из цикла “Времена года”, стихи А.С. Пушкина.

(Используется на протяжении всех уроков как музыкальный фон)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: