Тема 24. Правовые основы природопользования и охраны окру-жающей среды. 2 страница

5) налоги и займы как средства материального, обеспечения дея-тельности государства;

6) наличие специального аппарата управления обществом для обес-печения его нормальной деятельности;

7) организация жизни на правовых началах;

8) наличие государственной символики;

9) государственный язык (языки) для общения на территории того или иного государства.


Это основные признаки государства, с которыми соглашаются боль-шинство исследователей. Перечень не является исчерпывающим. Жизнь не стоит на месте. Государство меняется, вместе с ним меняется и представ-ление о нем.

Понятие и сущность государства. Политико-правовая мысль неоднократно пыталась ответить на вопрос: что же такое государство? В результате в науке сформировалось множество точек зрения, каждая из которых по-своему раскрывает государство, его роль и предназначение в жизни общества.

Прежде всего, необходимо отметить, что длительное время государст-во отождествлялось с самим обществом. Античные философы рассматривали государство как общение свободных людей, стремящихся к благой жизни.

Представители договорной теории определяли государство как союз людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся верхов-ной власти.

Марксистско-ленинская наука акцентировала внимание исключи-тельно на классовой природе государства. Исходя из этого, государство понималось как организация политической власти экономически господ-ствующего класса.

Современные ученые, критически осмыслив наследие прошлого, а, также учитывая существенные изменения общественной жизни, определя-ют государство как политическую организацию общества, обеспечиваю-щую его единство и целостность.

Профессор Д.Ю. Шапсугов, например, предложил следующее опре-деление государства: «Государство есть территориальная организация су-веренной, публичной и легитимной власти, обеспечивающая безопасность и содействующая развитию свободы и благосостояния общества в целом и его составных частей».

В теории государства и права спорным остается не только проблема определения государства, но и вопрос его сущности. Сущность государст-ва – это основное, что определяет содержание государственной деятельно-сти, предназначение, роль государства в жизни общества.

Марксистско-ленинская теория давала трактовку сущности государ-ства исключительно с классовых позиций. История доказала, что, действи-тельно, государство возникает как классовая организация политической власти. Но постепенно его сущность меняется. Расширяются и обогащают-ся те свойства государства, которые характеризуют его как организацию всего общества, основную управляющую систему.

Современное государство – это единство двух его начал: общечело-веческого и классового.


Любое государство, наряду с решением сугубо классовых задач, вы-полняет и общечеловеческую миссию, без которой не может существовать ни одно общество. Общечеловеческое предназначение государства состоит в том, чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчать и пре-одолевать противоречия, возникающие между различными слоями общества.

Сочетая в себе одновременно классовое и общечеловеческое, госу-дарство выступает как организация политической власти общества, так и его единственный официальный представитель.

Понятие и классификация функций государства. Функции госу-дарства – это объективно необходимые направления в деятельности госу-дарства, выражающие его сущность и социальное предназначение.

Функции государства характеризуется следующими особенностями:

1) в функциях государства адекватно отражается «двоякая» природа государства;

2) функции имеют комплексный характер. Это означает, что госу-дарство сосредоточило свои усилия на наиболее важных направлениях внутренней и внешней политики;

3) характер функций зависит от тех целей и задач, которые ставит государство. Функции рассматриваются как средство реализации про-граммных установок;

4) каждая функция имеет свой объект в виде определенной сферы общественных отношений, на которую направлено государственное воз-действие;

5) функции носят объективный характер, что обусловлено законо-мерностями взаимодействия общества и государства.

Функции государства классифицируются по различным основаниям. Традиционно, в зависимости от сферы общественной жизни, выделяют внутренние и внешние функции. К внутренним функциям обычно относят:

1) экономическую функцию;

2) социальную функцию;

3) культурно-воспитательную функцию;

4) функцию финансового контроля;

5) функцию налогообложения и т. д.

Внешними признаются, например, такие функции, как:

1) функция обороны страны (в зависимости от характера государст-ва это может быть и функция агрессии);

2) экологическая функция;

3) функция поддержки мирового порядка.


По продолжительности действия функции подразделяются на посто-янные и временные. Постоянные функции осуществляются на всех этапах развития общества. К их числу можно, например, отнести экономическую функцию, функцию охраны правопорядка. Выделение временных функций связано с появлением чрезвычайных ситуаций, т. е. они направлены на ре-шение важных, но при этом временных задач. Например, функция ликвида-ции последствий той или иной аварии.

Функции государства подвержены эволюции. Это объективный про-цесс, связанный с изменением целей и задач государства и выражающийся в следующем:

1) некоторые функции просто «отмирают» и исчезают (например, функция подавления сопротивления свергнутых классов);

2) у государства могут появиться новые направления деятельности (функция защиты российских граждан, находящихся за пределами РФ);

3) также возможно существенное изменение содержания одних и тех же функций.

Например, кардинально изменилась экономическая функция. На смену административно-командной экономике приходят рыночные меха-низмы. Государство признает и защищает равным образом все формы соб-ственности. Главная задача состоит в создании правовых условий даль-нейшего развития рыночного хозяйствования.

Формы и методы осуществления функции государства. Государ-ство выполняет возложенные на него функции в определенных формах, каждая из которых представляет собой специфический вид государствен-ной деятельности. Выделяют такие формы осуществления основных на-правлений внутренней и внешней политики, как:

1) законодательная (принятие законов представительными органами власти);

2) исполнительная (реализация законов органами власти и управления);

3) судебная (осуществление правосудия всеми звеньями судебной системы страны);

4) контрольно-надзорная (выполнение функции посредством госу-дарственного надзора и контроля).

Данная классификация имеет не только теоретическое, но и практи-ческое значение, так как она помогает изучать и совершенствовать работу всех звеньев механизма государства.

Понятие «форма осуществления функций государства» иногда ис-пользуется для обозначения однородной по внешним признакам деятель-ности государственных органов, участвующих в реализации внутренней и внешней политики страны.


Соответственно различают правовую и организационную формы осуществления функций государства.

Правовая форма заключается в принятии различных юридических актов. К ней относят правотворческую, правоприменительную, правоохра-нительную деятельность.

Организационная форма осуществления функций государства охва-тывает большой объем подготовительной работы, не влекущий за собой юридических последствий. Но от этого ее значение не падает, так как дан-ный вид деятельности создает необходимые условия для успешной реали-зации политики государства.

Каждое направление деятельности государства имеет свои методы осуществления. Например, выполнение экономической функции предпо-лагает использование таких способов воздействия, как льготное кредито-вание, экономическое планирование, выделение государственных дотаций, субсидий, предоставление налоговых льгот. Традиционно государство ис-пользует методы убеждения, принуждения, правового стимулирования.

Понятие и элементы формы государства. Форма государства пред-ставляет собой сложный общественный феномен, в котором выражается сово-купность внешних признаков государства, обусловленная его типологией. Лю-бое государство можно охарактеризовать с позиции трех форм: формы правле-ния, формы государственного устройства, формы государственного политиче-ского режима. Форма современных государств различается разнообразием.

Форма правления представляет собой способ организации верховной власти государства. Она влияет на структуру высших государственных ор-ганов и принципы их взаимодействия. С этих позиций различают монар-хию и республику, основное различие которых состоит в порядке и усло-виях замещения поста главы государства.

Форма правления позволяет определить, как создаются высшие ор-ганы государства, какова их структура, какие принципы лежат в основе ор-ганизации государственной власти, на какой основе осуществляются взаи-моотношения между органами государственной власти различных уров-ней, между верховной властью и населением страны, насколько организа-ция высших органов государственной власти способна обеспечить права и свободы человека и гражданина.

По названным признакам различаются монархические и республи-канские формы государственного управления.

Форма государственного устройства характеризует способ организа-ции территории, разделения власти между государством и его составными частями.


Форма государственного устройства показывает, из каких частей со-стоит государство, их правовой статус, порядок взаимоотношений между центральными государственными органами и государственными органами составных частей государства, а также государственный способ выражения интересов каждой нации, проживающей на территории данного государства.

В названной форме государства принято различать унитарное госу-дарственное устройство и федеративное государственное устройство.

Государственный политический режим представляет собой совокуп-ность средств, методов, приемов осуществления государственной власти. Государственные политические режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарный, авторитарный, тиранический, раси-стский, фашистский и т. п.).

При классификации режимов невозможно использовать какое-то од-но основание их деления, в частности, классовый признак, поскольку речь идет о методах, формах, приемах, способах деятельности. Целесообразнее применять совокупный комплекс оснований.

Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Определяющими здесь выступают сущность и исторический тип государства. На форму государства влияют националь-ный состав государства, исторические традиции, размеры территории и другие факторы.

Понятие и принципы законности. Формирование гражданского общества требует качественно нового уровня законности. Законность – фундаментальная категория всей юридической науки и практики. Даже самый совершенный закон жив только тогда, когда он выполняется, воз-действует на общественные отношения, на сознание и поведение людей, т. е. действенность права характеризуется понятием «законность».

Можно сказать, законность – это соблюдение всеми субъектами пра-ва законов и подзаконных актов.

Законность выражает общий принцип отношения общества к праву в целом.

Сущность законности заключается в неуклонном и точном, строгом соблюдении, исполнении и применении законов и подзаконных актов, дейст-вующих на территории государства, всеми субъектами права: гражданами, должностными лицами, государственными и общественными организациями.

Под принципами законности понимают принципиальные положения правовой жизни общества, которые выражают содержание законности. К принципам законности относятся: единство законности, верховенство, связь законности с культурой, связь законности с целесообразностью, все-общность законности, гарантированность прав свобод личности.


Рассмотрим несколько подробнее эти основные принципы законности.

1. Единство законности – понимание и применение нормативных актов должно быть одинаковым на территории всей страны.

2. Всеобщность законности – означает равенство всех перед зако-ном, независимо от социального положения, благосостояния, националь-ности и других признаков. Последовательное проведение в жизнь этого принципа обеспечивает и гарантирует права и свободы личности, а также равную ответственность всех перед законом.

3. Связь законности с общей культурой населения – от культурного уровня общества зависит состояние законности. Законность должна опи-раться на правовые (культурные) законы и правовую культуру. Цивилизо-ванные законы создают нормативную базу законности, а правовая культу-ра выступает в качестве условия создания правовых законов и качествен-ной их реализации.

4. Связь законности с целесообразностью – недопустимость отступ-лений от предписаний закона по соображениям мнимой целесообразности.

5. Гарантированность прав и свобод личности выражается в консти-туционной обязанности государства защитить права и свободы человека и гражданина.

6. Верховенство Конституции и закона означает, что законы обла-дают высшей юридической силой и выступают основным регулятором общественных отношений. Все другие нормативные акты являются подза-конными и принимаются на основе и во исполнение законов.

7. Неотвратимость наказания за нарушение закона заключается в том, что любое правонарушение должно быть раскрыто, а виновные в его совершении должны понести адекватное содеянному наказание.

Гарантиями законности являются средства и условия, которые соз-дают прочную основу точной и неуклонной реализации законов всеми субъектами права.

В систему гарантий законности входят социально-экономические, политические, идеологические, юридические и общественные гарантии.

Понятие правопорядка. Соотношение законности, правопорядка и демократии. Правопорядок – это устойчивая и согласованная связь правоот-ношений, основанная на законности, т. е. поведение субъектов правомерно.

По сути, правопорядок представляет собой реализованную закон-ность, так как правовая упорядоченность общественных отношений пред-полагает повсеместную реализацию правовых норм. Таким образом, мож-но сказать, что правопорядок – это результат законности.


К особенностям правопорядка можно отнести следующее:

- он строго запланирован в нормах права;

- обеспечивается государством;

- возникает в результате реализации норм права;

- делает человека более свободным, организует общественные от-ношения, облегчает жизнь.

Различают понятия «правопорядок» и «общественный порядок».

Общественный порядок представляет собой систему упорядоченных стабильных общественных отношений, сложившихся под воздействием социальных норм, норм права, морали и обычаев.

Соотношение законности, правопорядка и демократии заключается в следующем:

1) подлинная демократия невозможна без законности и правопоряд-ка, она превращается в хаос, злоупотребления;

2) законность и правопорядок не будут приносить людям пользу без демократических механизмов, институтов и норм, с помощью которых можно регулировать нормативную базу законности и правопорядка.

Следует также отметить, что укрепление правопорядка в обществе невозможно без обеспечения законности в деятельности самого государст-венного аппарата, без ликвидации коррупции.

Важнейшим условием укрепления законности и правопорядка слу-жит всестороннее развитие демократических начал во всех сферах общест-венной жизни.

Соотношение и взаимосвязь государства и права. Государство есть особая форма организации политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы любого общества, обладающая для этого суверенитетом, осуще-ствляющая управление обществом на основе права, с помощью специаль-ного аппарата и монополии на принесение насилия для достижения по-ставленных задач.

Уже в данной формулировке четко прослеживается взаимосвязь госу-дарства и права. Для более полного уяснения сформулируем, что такое право.

Право представляет собой систему общеобязательных правил пове-дения, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на урегулирование отношений, возникающих в обществе.

Государство и право развиваются в единстве, но между ними суще-ствуют определенные различия.


В чем проявляется их единство? 0. Государство и право развиваются совместно. 0. Имеют одинаковые проявления по своей сущности. 0. Проявляются как инструменты власти. 0. Выступают оба как средства управления.

0. Оба призваны обеспечивать как личные, так и общественные интересы.

0. Основываются на общем экономическом базисе.

0. Определяются одними и тем же социальными и духовными
факторами, действующими в данном обществе.

Теперь обратимся к различиям:

1. Государство – это особая организация политической власти, а право – это социальный регулятор.

2. Государство выражает силу, а право – волю.

3. Элементами государства являются его структурные органы, а элементами права – его нормы.

Таким образом, государство и право различаются как по форме, так и по функциям.

Взаимодействие государства и права проявляется в том, что, с одной стороны, государство формирует и изменяет право, отменяет, реализует и охраняет его, а с другой стороны, право воздействует на государство, устанав-ливает компетенцию и права его органов, упорядочивает его деятельность.

Баланс между государством и правом наиболее выдержан в демокра-тических государствах.

Государство и личность: взаимная ответственность. Взаимная ответственность государства и личности – важнейший самостоятельный принцип правового государства.

Устанавливая в законодательной форме пределы свободы общества и личности, само государство также не свободно от ограничения предела собственных решений и действий.

Государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за устанавливаемые им границы взаимоотношений с человеком и обществом.

Если защита человека, его прав и свобод от посягательств со стороны государства является задачей демократически конституированного общества, то защита человека, его прав и свобод от общества с его разнообразными, пользующимися политическим влиянием группами, которое также способно посягать на человека, его права и свободы – обязанность государства.


Интересы защиты человека, его прав и свобод требуют от государства активных действий и предоставления ему соответствующих прав на случай возможных нарушений прав и свобод человека в повседневной жизни.

Человек, его права и свободы должны защищаться государством с помощью разнообразных норм материального и процессуального права. Необходимо усиление гарантий эффективности судебной защиты.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека требуют су-щественных усилий государства также в материальной и духовной сферах. Речь идет об обеспечении гражданам прожиточного минимума, о развитии социального обеспечения, школьного образования и здравоохранения.

Признание человека, его прав и свобод является высшей ценностью. Для реализации этого принципа важны социальные функции каждого че-ловека, его ответственность перед другими людьми, обществом в целом и государством. Только в этом случае принцип признания человека высшей ценностью может быть распространен в равной мере на всех членов обще-ства. В демократическом обществе становление личности происходит в условиях свободы, заключенной в определенные рамки. Это, в частности, правовая надстройка общества. Через нее принцип признания человека высшей ценностью формирует у индивида определенные нормативные представления о сущности личности, несущие на себе отпечаток той пра-вовой культуры общества, в условиях которой они возникли.

Все это обеспечивается системой гарантий, которые исключают про-извол государства над личностью.

Что к ним относится?

1. Ответственность президента перед народом и методы воздейст-вия на него в случае нарушения (импичмент).

2. Ответственность правительства перед президентом и парламентом.

3. Уголовная, дисциплинарная и другие виды ответственности должностных лиц за нарушения прав и свобод личности

4. Отчет народных избранников перед избирателями.

5. Свобода печати и т. п.

Личность также отвечает за свои действия перед государством. Ме-ры принуждения носят правовой характер и должны соответствовать тяже-сти совершенного правонарушения.

Отношения личности и государства строятся на основе взаимной от-ветственности за действия в отношении друг друга.

Соотношение общества и государства. Общество – это исторически сложившаяся, постоянно развивающаяся система отношений между людьми, продукт взаимодействия людей в процессе их совместной жизнедеятельности.


Государство – это особым образом организованный разряд людей, систематически занимающихся управлением общества, особый вид управ-ления этим обществом, обеспечивая территориальное, юридическое, поли-тическое и духовное единство населения.

Государство выступает как официальный уполномоченный предста-витель всего общества.

Таким образом, государство – это только часть общества, его поли-тический элемент. В обществе оно играет ведущую роль, так как занимает центральное положение.

По характеру государства мы судим об обществе: развитое, отсталое, демократическое, свободное и т.д.

Государство по отношению к обществу выступает как средство управления, ведения общих дел, обеспечивает порядок и безопасность. По отношению к противникам общества – как внешним, так и внутренним – как орудие подавления и насилия.

Общество возникло раньше государства и поэтому имеет более раз-витую историю своего развития. Государство, рожденное обществом, в хо-де своего развития приобретает самостоятельность, впрочем, достаточно условную, степень этой самостоятельности постоянно применяется и зави-сит от условий их взаимодействия, так как в различных обществах степень самостоятельности государства от общества различна.

План семинарского занятия

1. Понятие, признаки, сущность государства.

2. Функции государства.

3. Понятие, признаки, сущность права.

4. Правовая система общества: понятие и структура.

5. Законность и правопорядок.

6. Соотношение и взаимосвязь государства и права.

Вопросы для самопроверки

1. Что является предметом теории государства и права?

2. Назовите методы теории государства и права.

3. Какое место занимает теория государства и права в системе юри-дических и гуманитарных наук?

4. Объясните причины и пути возникновения государства.


5. Какие признаки государства Вам известны?

6. Определите понятие права.

7. Какие задачи должно решать современное государство?

8. Дайте характеристику элементам формы государства.

9. Что понимается под правовой системой?

10. Что понимается под принципами права?

11. Какие функции права Вам известны?

12. Что такое законность? Назовите основные принципы законности.

13. На каких принципах должны строится взаимоотношения госу-дарства и личности?

14. Дайте понятие правового государства.

15. В чем единство между государством и правом?

Литература

1. Алексеев С.С. Тайна права. Его понимание, назначение, социаль-ная ценность. – М.: НОРМА, 2001.

2. Бережнов А.Г. Теоретические проблемы правопонимания и форми-рования содержания права // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. – 1997. – № 4.

3. Бибило В.Н. Правотворчество судей при осуществлении право-судия // Судовы веснік. – 1997. – №2.

4. Бибило В.Н. Судоустройство в Республике Беларусь: Учеб. пособие. – Мн.: Право и экономика, 2000.

5. Василевич Г.А. Защита основных прав конституционным судом // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. – 1995. – № 4.

6. Василевич Г.А. Комментарий к Закону «О нормативных право-вых актах Республики Беларусь». – Мн.: Интерпресс-сервис, 2003.

7. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юрид. вузов. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000.

8. Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теория государства и права. – Мн.: Тесей, 2004.

9. Егоров А.В. Основы сравнительного правоведения: Учеб. посо-бие. – Новополоцк: ПГУ, 1999.

10. Зыбайло А.И. Проблема прямого действия общепринятых норм международного права о правах и свободах человека в Республике Бела-русь // Белорусский журнал международного права и международных от-ношений. – 1999. – № 1.


11. Канстытуцыйнае права Рэспублікі Беларусь: Нав. дапаможнік / І. Р. Кузьмi н i ч, А.В. Матусевi ч, М.I. Пастухоў і інш..; Пад рэд. М.У. Сільчанкі. - Гродна: ВIТ, 1998.

12. Канстытуцыя Рэспублікі Беларусь 1994 года (са змяненнямі і дапаўненнямі). - Мн.: Беларусь,1997.

13. Левi н Л. Правы чалавека. - Мн.: «Беларусь» / Юнеско, 1995.

14. Мартинович И.И., Пастухов М.И. Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь. - Мн.: Амалфея, 1995.

15. Общая теория прав человека: Науч. исследование / В.А. Карташкин, Н.С. Колесова, А.М. Ларин и др.; Под ред. ЕА. Лукашевой. - М.:НОРМА, 1996.

16. Основы права: Учебник / В.Н. Артемова, СА. Балашенко и др.; Под редакцией Г.Б. Шишко. - 2-е изд.; стереотип. - Мн.: Книжный Дом, 2005.

17. Пугачев А.Н. О качестве законов // Формирование основ консти­туционного государства в Республике Беларусь: Сборник научных трудов / ПГУ. - Новополоцк, 2001.

18. Пугачев А.Н. О роли принципов в системе международного нор­мативного регулирования // Вестник ПГУ. - Том 4. - № 1, Серия А «Гума­нитарные науки», 2002.

19. Пугачев А.Н. Право как системное явление: поиск новых подходов // Веснік Віцебскага дзяржаўнага ўніверсітэта. - Вi цебск. - 2002. - № 1 (23).

20. Сильченко Н.В. Закон: проблемы этимологии, социологии, логи­ки. - Мн.: Навука і тэхніка, 1993.

21. Сільчанка М.У. Агульная тэорыя права: Нав. дапаможнік Ч. 1: Паходжанне, сутнасць, норма і крыніцы права. - Гродна: ГрГУ. - 1997.

22. Теория государства и права: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1/ О.Э. Лейст, М.Н. Марченко, В.Д. Попков и др.; Под ред. П.Ф. Лунгу. - М.: Юридич. колледж МГУ, 1995.

23. Теория государства и права: Учебник для юридич. вузов / СВ. Боботов, Н.В. Варламова, В.В. Лазарев и др.; Под ред. Г.Н. Манова. -М.: БЕК, 1995.

24. Тиковенко А.Г. Международное и национальное право: пробле­мы взаимодействия // Юстыцыя Беларусi. - 2002. - № 3.

25. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учеб. пособие для юрид. вузов. Хрестоматия. - М.: «ИНТЕРСТИЛЬ», 1998.

26. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов -М.: Юрист, 1999.


ТЕМА 2. СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Для того чтобы правовые нормы были доведены до сведения населе-ния, действующее право требует своего внешнего выражения, т. е. оно проявляется через определенные источники (формы). Таким образом, под источниками (формами) права понимают официально признанные в том или ином обществе способы выражения и закрепления действующих юри-дических норм. Термин «источник права» употребляется в научной и учебной литературе. В юридической же практике используются понятия, которые обозначают отдельные виды источников права – закон, декрет, договор и т. п.

В 90-е годы ХХ столетия правовая система Республики Беларусь претерпела коренные изменения. Это связано, прежде всего, с обретением в 1991 г. государственного суверенитета (что поспособствовало формиро-ванию собственного национального права), а также с отходом от господ-ствовавшей ранее концепции социалистического права.

Проблема правового реформирования может быть освещена с нес-кольких позиций, в зависимости от того, какой элемент правовой системы будет избран объектом исследования. В конструкции правовой системы, предложенной в середине 80-х годов ХХ столетия С.С. Алексеевым, при-сутствует три элемента:

– правосознание;

– система права;

– практическая юриспруденция (правовые учреждения и юридиче-ская деятельность).

Ключевым звеном в рассматриваемой триаде является её норматив-ная часть, то, что обозначается термином «система права». Однако и ука-занный феномен может быть рассмотрен с самых разных позиций. Для по-нимания же эволюции системы права следует, прежде всего, усвоить её ис-точники права. Не случайно ведущие учёные-юристы, занимающиеся изу-чением правовых систем современности (Р. Давид, К. Цвайгерт, Х. Кётц, А.Х. Саидов, Ю.А. Тихомиров и др.), особое внимание уделяют анализу источников, нормы которых составляют систему права конкретного обще-ства. Через изучение юридических источников наиболее полно можно вы-яснить эволюцию самого права, истоки и перспективы его развития.

Исходным объектом исследования следует считать первую суверен-ную Конституцию Белорусского государства – Основной Закон 1994 г.


Изучение текста этого документа позволяет составить довольно пол-ное представление об основных параметрах действующей системы права. Большинство положений было сохранено и перенесено в текст Конститу-ции редакции 1996 г. Принципиальное значение имело закрепление в ст. 1 Конституции РБ положения о том, что Республика Беларусь провозглаша-ется правовым государством. Конкретизация данного принципа находит продолжение в ст. 7, где устанавливается связанность всех государствен-ных органов и должностных лиц государства правом. Здесь же провозгла-шался традиционный для романо-германских правовых систем принцип верховенства закона, причём под законом понимался не любой норматив-ный акт, а только тот, который принят Парламентом либо на референдуме в установленном порядке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: