За прикосновением ребенка к горячей плите следует ощущение боли. Когда ребенок выбегает на проезжую часть улицы, одно из возможных последствий — быть сбитым машиной. Взрослые должны обеспечить детям безопасную среду для жизни и учебы. Дети могут помочь взрослым в создании такого безопасного окружения. Когда последствия начина-
Часть 111. Для учителя
Глава 12. Есть ли дисциплина в классах?
ют включать в себя наказание, тогда учитель из гида превращается в контролера, а школьник — из обучающегося в «уклоняющегося».
В некоторых школьных округах учителя обязаны следовать определенным дисциплинарным программам, ориентированным на внешние системы контроля. При этом наказания (или последствия — эти слова, кажется, употребляются синонимично) применяются так, как если бы все ученики были одинаковыми, с одними и теми же потребностями и намерениями. Я назвал это системой фиксированных последствий. В жизни не бывает фиксированных последствий, однако многие школы функционируют так, как будто ученики «все на один размер».
|
|
В отличие от фиксированных последствий, разумные последствия позволяют учащемуся попробовать исправить сделанное. Если учащийся что-нибудь пролил, то он знает, что это нужно вытереть. Только это и поможет исправить ситуацию, а не записывание имени ребенка на доске или еще одна галочка в каком-либо кондуите. Давайте рассмотрим другой пример: подравшихся учеников обычно отправляют в учительскую. Другой выход из подобной ситуации состоит в том, чтобы усадить их и дать им остыть. Когда их гнев уляжется, учитель просит их написать о том, что произошло, и какие действия они могли бы совершить, чтобы выйти из данной ситуации. Я нахожу странным, что опыт, который мы все хотели бы считать положительным (пребывание в школе), используется как наказание. Оставлять учеников после уроков — значит передавать им ошибочное (неверное по смыслу) послание. Разумное последствие — это то, что позволяет поразмыслить над случившимся.
Я спрашивал учителей, имеющих детей, какова их первая реакция, когда им звонят из школы, где учится их ребенок. Один и тот же ответ: «Что он натворил?» К сожалению, первый контакт между учителем и родителем очень часто строится на основе той или иной проблемы. Гораздо более эффективны телефонный звонок или приход учителя к родителям ребенка в начале учебного года для установления с ними отношений, нежели вызов родителей в школу по поводу детского проступка. Традиционные классы пребывают в
условиях изоляции. Родителей и других взрослых редко приглашают поговорить с учащимися о жизни в тех ее проявлениях, которые не имеют прямого отношения к школе. В человекоцентрированных классах взрослых побуждают вступить с детьми в партнерские отношения, дать им возможность почувствовать, что они не одиноки. Приводимый ниже пример показывает, как общение с одним родителем помогло и ученикам, и учительнице:
|
|
• В начале учебного года учительница второго класса пригласила.ветерана военной кампании «Буря в пустыне» для разговора с классом. Двадцать пять учащихся, многие из которых были из малообеспеченных семей, напряженно слушали ветерана, рассказывавшего им об ответственности и самодисциплине. Он рассказывал детям о своей жизни, о правилах, которым ему надо было следовать, и о последствиях, с которыми он сталкивался, когда не подчинялся определенным правилам. Учащиеся задавали ему разные вопросы: «Как Вы научились следовать правилам?», «Любили ли Вы школу?», «Что Вы делали, когда Вы не нравились учителю?» После этой беседы учащиеся вместе со своей учительницей создали классную конституцию.
Управление человекоцентрированным классом
Управление человекоцентрированным классом обеспечивает условия, необходимые для поощрения активного участия в учебной кооперации. Управление классом складывается из ряда аспектов, оно предполагает как заботу, руководство и кооперацию, так и администрирование и надзор. Заботе, руководству, кооперации и созданию самодисциплины уделяется главное внимание, так как они способствуют развитию всех учащихся класса. В таких классах учащихся побуждают к тому, чтобы они самостоятельно думали, заботились о себе и помогали друг другу.
В таблице 12.3 сопоставлены классы традиционного типа, центрированные на учителе, и человекоцентрированные классы. Возможно, наиболее важно то, что в человекоцентриро-
Часть III. Для учителя
Глава 12. Есть ли дисциплина в классах?
Таблица 12.3
Дисциплина в классах, центрированных на учителе, и человекоцентрированных классах
Человекоцентрированные классы |
Классы, центрированные на учителе
Учитель — единоличный лидер Управление — форма надзора Учитель отвечает за всю организацию и проверку работы учащихся Дисциплина исходит от учителя Учителю помогают лишь некоторые учащиеся Учитель устанавливает правила и вменяет их учащимся Последствия поступков одинаковы для всех учащихся (фиксированные) Поощрения преимущественно внешние Учащиеся располагают ограниченной ответственностью Класс посещают лишь немногие взрослые |
Лидерство распределено Управление — форма руководства
Учащиеся — фасилитаторы всей деятельности класса
Дисциплина исходит от самого учащегося
Все учащиеся имеют возможность быть составной частью управления классом
Правила вырабатываются учителем и учащимися в форме соглашения или конституции класса
Последствия поступков отражают индивидуальные различия
Поощрения преимущественно
внутренние
Ответственность распределена между учащимися класса
В целях обогащения и расширения учебных возможностей устанавливаются отношения партнерства с различными группами взрослых за пределами школы
ванных классах пользу для себя извлекают и учащиеся, и учитель. Большинство классов не принадлежит целиком к тому или другому типу, однако различия между двумя этими ориентациями совершенно очевидны.