Последствия действий

За прикосновением ребенка к горячей плите следует ощу­щение боли. Когда ребенок выбегает на проезжую часть ули­цы, одно из возможных последствий — быть сбитым маши­ной. Взрослые должны обеспечить детям безопасную среду для жизни и учебы. Дети могут помочь взрослым в создании такого безопасного окружения. Когда последствия начина-





Часть 111. Для учителя


Глава 12. Есть ли дисциплина в классах?



ют включать в себя наказание, тогда учитель из гида прев­ращается в контролера, а школьник — из обучающегося в «уклоняющегося».

В некоторых школьных округах учителя обязаны следо­вать определенным дисциплинарным программам, ориенти­рованным на внешние системы контроля. При этом наказа­ния (или последствия — эти слова, кажется, употребляются синонимично) применяются так, как если бы все ученики были одинаковыми, с одними и теми же потребностями и намерениями. Я назвал это системой фиксированных послед­ствий. В жизни не бывает фиксированных последствий, од­нако многие школы функционируют так, как будто ученики «все на один размер».

В отличие от фиксированных последствий, разумные по­следствия позволяют учащемуся попробовать исправить сде­ланное. Если учащийся что-нибудь пролил, то он знает, что это нужно вытереть. Только это и поможет исправить ситуа­цию, а не записывание имени ребенка на доске или еще одна галочка в каком-либо кондуите. Давайте рассмотрим другой пример: подравшихся учеников обычно отправляют в учи­тельскую. Другой выход из подобной ситуации состоит в том, чтобы усадить их и дать им остыть. Когда их гнев уляжется, учитель просит их написать о том, что произошло, и какие действия они могли бы совершить, чтобы выйти из данной ситуации. Я нахожу странным, что опыт, который мы все хотели бы считать положительным (пребывание в школе), используется как наказание. Оставлять учеников после уро­ков — значит передавать им ошибочное (неверное по смыс­лу) послание. Разумное последствие — это то, что позволяет поразмыслить над случившимся.

Я спрашивал учителей, имеющих детей, какова их пер­вая реакция, когда им звонят из школы, где учится их ребе­нок. Один и тот же ответ: «Что он натворил?» К сожалению, первый контакт между учителем и родителем очень часто строится на основе той или иной проблемы. Гораздо более эффективны телефонный звонок или приход учителя к роди­телям ребенка в начале учебного года для установления с ними отношений, нежели вызов родителей в школу по пово­ду детского проступка. Традиционные классы пребывают в


условиях изоляции. Родителей и других взрослых редко приглашают поговорить с учащимися о жизни в тех ее про­явлениях, которые не имеют прямого отношения к школе. В человекоцентрированных классах взрослых побуждают всту­пить с детьми в партнерские отношения, дать им возмож­ность почувствовать, что они не одиноки. Приводимый ниже пример показывает, как общение с одним родителем помог­ло и ученикам, и учительнице:

• В начале учебного года учительница второго класса при­гласила.ветерана военной кампании «Буря в пустыне» для разговора с классом. Двадцать пять учащихся, многие из ко­торых были из малообеспеченных семей, напряженно слуша­ли ветерана, рассказывавшего им об ответственности и само­дисциплине. Он рассказывал детям о своей жизни, о прави­лах, которым ему надо было следовать, и о последствиях, с которыми он сталкивался, когда не подчинялся определен­ным правилам. Учащиеся задавали ему разные вопросы: «Как Вы научились следовать правилам?», «Любили ли Вы шко­лу?», «Что Вы делали, когда Вы не нравились учителю?» Пос­ле этой беседы учащиеся вместе со своей учительницей со­здали классную конституцию.

Управление человеко­центрированным классом

Управление человекоцентрированным классом обеспечи­вает условия, необходимые для поощрения активного учас­тия в учебной кооперации. Управление классом складывает­ся из ряда аспектов, оно предполагает как заботу, руковод­ство и кооперацию, так и администрирование и надзор. За­боте, руководству, кооперации и созданию самодисциплины уделяется главное внимание, так как они способствуют раз­витию всех учащихся класса. В таких классах учащихся побуждают к тому, чтобы они самостоятельно думали, забо­тились о себе и помогали друг другу.

В таблице 12.3 сопоставлены классы традиционного типа, центрированные на учителе, и человекоцентрированные клас­сы. Возможно, наиболее важно то, что в человекоцентриро-





Часть III. Для учителя


Глава 12. Есть ли дисциплина в классах?



Таблица 12.3

Дисциплина в классах, центрированных на учителе, и человекоцентрированных классах

Человекоцентрированные классы

Классы, центрированные на учителе

Учитель — единоличный лидер Управление — форма надзора Учитель отвечает за всю организацию и проверку работы учащихся Дисциплина исходит от учителя Учителю помогают лишь некоторые учащиеся Учитель устанавливает правила и вменяет их учащимся Последствия поступков одинаковы для всех учащихся (фиксированные) Поощрения преимущественно внешние Учащиеся располагают ограниченной ответственностью Класс посещают лишь немногие взрослые

Лидерство распределено Управление — форма руководства

Учащиеся — фасилитаторы всей деятельности класса

Дисциплина исходит от самого учащегося

Все учащиеся имеют возможность быть составной частью управления классом

Правила вырабатываются учителем и учащимися в форме соглашения или конституции класса

Последствия поступков отражают индивидуальные различия

Поощрения преимущественно
внутренние

Ответственность распределена между учащимися класса

В целях обогащения и расширения учебных возможностей устанав­ливаются отношения партнерства с различными группами взрослых за пределами школы

ванных классах пользу для себя извлекают и учащиеся, и учитель. Большинство классов не принадлежит целиком к тому или другому типу, однако различия между двумя этими ориентациями совершенно очевидны.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: