Дисциплина и обучение не существуют отдельно и изолированно друг от друга. Они тесно взаимосвязаны. Шкале методов обучения, описанной в главе 10 (от учения, сфокусированного на учителе, до учения, сфокусированного на учащемся), соответствуют три типа дисциплины — учительский, совместный (cooperative) и собственный (self-dimension).
Учительский тип дисциплины всем хорошо известен. И знание, и дисциплина исходят от учителя; учащийся слушает и слушается учителя. Всякая конфликтность (особенно в средних классах) проистекает из сопротивления учащегося требованиям учителя, что негативно характеризует учащегося.
Совместный тип дисциплины — это средняя, промежуточная точка между внешней дисциплиной и самодисциплиной, между внешним образованием и самообразованием. Учителя и учащиеся работают совместно, так что во внимание принимается уровень комфортности для всех в классе, а учитель перестает быть источником всего знания и всей дисциплины. Совместная групповая работа необходима во многих классах для того, чтобы вести учителей и учащихся в направлении самодисциплины и самостоятельного учения. Анализ опыта Барбары Шил (см. главу 4) показывает, как она следовала за учениками, поддерживая тот комфортный для них уровень работы, в котором они нуждались в данный момент. Она выступала в директивной, совместной и недирективной ролях, варьируя свой подход согласно индивидуальным потребностям учеников. На конкретных примерах из школьной жизни, представленных выше, мы также видели, что учителя и учащиеся могут работать вместе, создавая конституцию класса и принимая на себя ответственность за конкретные виды работ в ходе организации учебной работы в классе.
|
|
При собственном типе дисциплины учитель и учащиеся взаимодействуют в совершенно иной плоскости. Учащиеся осуществляют свои собственные исследовательские проекты, выполняют личные учебные контракты (см. главу 10), организуют свое собственное время и сообщают о том, чему они научились, используя при этом многообразные средства (от
напечатанных текстов и рисунков до видеоматериалов). Школы, любимые учениками, предоставляют возможности для самостоятельного учения и самодисциплины. Например, в школе Clement McDonough City Magnet в Лоуэлле (Массачусетс) самодисциплина обнаруживает себя в форме судебной системы, созданной самими учащимися, где законодательный надзор и судебное разбирательство отдельных случаев — прерогатива самих учащихся без какого-либо вмешательства внешней дисциплинарной системы (Fadiman, 1991). Свободная школа Нового Орлеана, ШИВИ, О'Фарелл, Эми-6 и многие другие школы ежедневно предоставляют учащимся многочисленные возможности для развития самодисциплины благодаря различным формам участия в жизни сообщества и решении сложных проблем.
В таблице 12.4 представлена взаимосвязь между обучением и дисциплиной (о шкале методов обучения см. главу 10). Учителям, которые большую часть своей жизни были центрированы на себе как преподавателе, будет трудно за короткое время перейти от одного полюса шкалы дисциплины
Таблица 12.4
Три типа дисциплины и учения