Три типа дисциплины и учения

Дисциплина и обучение не существуют отдельно и изоли­рованно друг от друга. Они тесно взаимосвязаны. Шкале ме­тодов обучения, описанной в главе 10 (от учения, сфокусиро­ванного на учителе, до учения, сфокусированного на учащем­ся), соответствуют три типа дисциплины — учительский, со­вместный (cooperative) и собственный (self-dimension).

Учительский тип дисциплины всем хорошо известен. И знание, и дисциплина исходят от учителя; учащийся слушает и слушается учителя. Всякая конфликтность (особенно в сред­них классах) проистекает из сопротивления учащегося требо­ваниям учителя, что негативно характеризует учащегося.

Совместный тип дисциплины — это средняя, промежу­точная точка между внешней дисциплиной и самодисципли­ной, между внешним образованием и самообразованием. Учителя и учащиеся работают совместно, так что во внима­ние принимается уровень комфортности для всех в классе, а учитель перестает быть источником всего знания и всей дис­циплины. Совместная групповая работа необходима во мно­гих классах для того, чтобы вести учителей и учащихся в направлении самодисциплины и самостоятельного учения. Анализ опыта Барбары Шил (см. главу 4) показывает, как она следовала за учениками, поддерживая тот комфортный для них уровень работы, в котором они нуждались в данный момент. Она выступала в директивной, совместной и неди­рективной ролях, варьируя свой подход согласно индивиду­альным потребностям учеников. На конкретных примерах из школьной жизни, представленных выше, мы также виде­ли, что учителя и учащиеся могут работать вместе, создавая конституцию класса и принимая на себя ответственность за конкретные виды работ в ходе организации учебной работы в классе.

При собственном типе дисциплины учитель и учащиеся взаимодействуют в совершенно иной плоскости. Учащиеся осуществляют свои собственные исследовательские проекты, выполняют личные учебные контракты (см. главу 10), орга­низуют свое собственное время и сообщают о том, чему они научились, используя при этом многообразные средства (от


напечатанных текстов и рисунков до видеоматериалов). Школы, любимые учениками, предоставляют возможности для самостоятельного учения и самодисциплины. Например, в школе Clement McDonough City Magnet в Лоуэлле (Масса­чусетс) самодисциплина обнаруживает себя в форме судеб­ной системы, созданной самими учащимися, где законода­тельный надзор и судебное разбирательство отдельных слу­чаев — прерогатива самих учащихся без какого-либо вме­шательства внешней дисциплинарной системы (Fadiman, 1991). Свободная школа Нового Орлеана, ШИВИ, О'Фарелл, Эми-6 и многие другие школы ежедневно предоставляют уча­щимся многочисленные возможности для развития самодис­циплины благодаря различным формам участия в жизни со­общества и решении сложных проблем.

В таблице 12.4 представлена взаимосвязь между обуче­нием и дисциплиной (о шкале методов обучения см. главу 10). Учителям, которые большую часть своей жизни были центрированы на себе как преподавателе, будет трудно за ко­роткое время перейти от одного полюса шкалы дисциплины

Таблица 12.4

Три типа дисциплины и учения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: