Цивилизацию можно рассматривать как потребность человечества упорядочить случайные события жизни. В доисторические времена охота и собирательство были менее предсказуемы, нежели земледелие и скотоводство. По мере того как удовлетворялись базовые потребности в пище, жилище и безопасности, у людей стало все больше времени для занятий другими, более развитыми видами деятельности, такими как живопись, музыка, письмо, а затем и чтение. День за днем выживание заботило людей все меньше и меньше, так что они смогли обратить свое внимание на окружающий мир. Идея школы возникла из этого процесса поиска новых знаний об окружающем человека мире.
Слово «школа» восходит к древнегреческому слову, означавшему «досуг». Во времена древних греков существовал небольшой класс людей, имевший за счет чужого труда время (досуг), чтобы учиться. В том же контексте учитель был «проводником», «гидом» для учащегося. Термин «дисциплина» использовался в качестве существительного, происходившего от латинского слова, означавшего «преподавание и учение».
Когда же цивилизация достигла некоторой степени порядка и стабильности, организация занятий потребовала определенного уровня упорядоченности, чтобы учиться могли все
люди. Поэтому повседневная жизнь должна была быть устроена так, чтобы больше времени тратилось на учебу, а не на установление порядка. Как человеческие существа, мы обладаем разнообразными потребностями: быть частью сообщества; быть в безопасности; иметь пищу, одежду и кров; вос-приниматься как личность; поддерживать некоторую форму стабильности и порядка для продолжения нашей повседневной жизни. Эти человеческие потребности не меняются, когда ребенок переступает порог классной комнаты. Взаимосвязанность современного мира возлагает на нас важное требование — уметь предсказывать и согласовывать способы реализации этих потребностей. Поэтому мы устанавливаем определенные правила, чтобы минимизировать необходимость нахождения нового решения для каждого конкретного случая.
Я вспоминаю как-то прочитанное мною интервью с Альбертом Эйнштейном о его гардеробе. Эйнштейн был известен среди прочего тем, что имел множество свитеров одного и того же цвета. Когда его спрашивали, почему он носит одну и ту же одежду каждый день, он отвечал, что принятие решения относительно того, что надеть в тот или иной день, — это не та проблема, разрешение которой его заботит. У него определенно есть более важные темы для размышления. Подобным же образом школьники, которых я интервьюировал во всех концах страны, хотели иметь предсказуемо теплое, исполненное заботы, упорядоченное и спокойное место для.учебы. Свобода имеет порядок, но этот порядок таков, что он развивается как исходящий от группы, а не навязываемый ей извне. Однако если соглашение достигнуто, то его нарушение влечет за собой вполне определенные последствия.