Оборудование. Ø вспомогательные средства

Обычно включает:

Ø вспомогательные средства;

Ø освещенность и мебель.

Вспомогательные средства представляют собой средства для увеличения эффективности самого процесса извлечения знаний и средства для протоколи­рования результатов.

К средствам для увеличения эффективности процесса извлечения знаний, прежде всего, относится наглядный материал. Независимо от метода извлечения (см. разд. 2.4), выбранного в конкретной ситуации, его реализация возможна разными способами.

Например, широко известно, что людей, занимающихся интеллектуальной деятельностью, можно отнести к художественному либо мыслительному типу. Термины тут условны и не имеют отношения к той деятельности, кото­рую традиционно называют художественной или мыслительной. Важно, что, определив тип эксперта, инженер по знаниям может плодотворнее исполь­зовать любой из методов извлечения, зная, что люди художественного типа легче воспринимают зрительную информацию в форме рисунков, графиков, диаграмм, т. к. эта информация воспринимается через первую сигнальную систему. Напротив, эксперты мыслительного типа лучше понимают язык формул и текстовую информацию. При этом учитывается факт, что боль­шую часть информации человек получает от зрения. Совет пользоваться активнее наглядным материалом из [Хейес-Рот, Уотермена, Ленат, 1987] можно считать универсальным. Такие методы, как свободный диалог и игры, предоставляют богатые возможности использовать слайды, чертежи, рисунки.

Для протоколирования результатов в настоящее время используются следующие способы:

Ø запись на бумагу непосредственно по ходу беседы (недостатки — это часто мешает беседе, кроме того, трудно успеть записать все, даже при на­личии навыков стенографии);

Ø магнитофонная запись (диктофон), помогающая аналитику проанализировать весь ход сеанса и свои ошибки (недостаток — может сковывать эксперта);

Ø запоминание с последующей записью после беседы (недостаток — годит­ся только для аналитиков с блестящей памятью).

Наиболее распространенным способом на сегодня является первый. При этом наибольшая опасность тут — потеря знаний, поскольку любая запись ответов — это уже интерпретация, т. е. привнесение субъективного понима­ния предмета.

Естественным является требование отключать мобильный телефон во время сеанса (хотя бы со стороны аналитика).

Освещенность и мебель. Значения параметров освещенности и мебели также влияют на эффективность процедуры извлечения знаний. Посадите экспер­та на неудобную табуретку, направьте ему свет в глаза и посмотрите, сколь­ко минут он выдержит...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: