Организационным развитием называют современный подход к управлению изменениями и развитию человеческих ресурсов. До сих пор не существует общепринятого определения организационного развития (ОР). Приведем некоторые варианты определения ОР [3–6].
1. ОР представляет собой долгосрочные программы по совершенствованию процессов организационного обновления и принятию решений, в частности посредством более эффективного управления организационной культурой, основанного на сотрудничестве, – с особым акцентом на культуре формальных рабочих команд – с помощью агента или катализатора изменений и с использованием теорий и методов прикладных наук о поведении, включая исследование действием.
2. ОР – это процесс плановых изменений организационной культуры, основанный на применении методик, теорий и результатов исследований наук о поведении.
Используя определения подобного рода и обобщая то, на чем акцентируют внимание авторитеты в области организационного развития, Блэк и Маргулис (США) высказали предположение, что современный подход к ОР и управлению изменениями заключается в следующем [3–6]:
|
|
1) ОР представляет собой планомерные изменения;
2) подход ОР является системным или, по крайней мере, отражает идею системности;
3) ОР строится для совершенствования организации как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе;
4) подход ОР нацелен на организационные процессы, а не на их содержание;
5) ОР направлено на разрешение проблем;
6) ОР концентрирует внимание прежде всего на человеческих и социальных взаимоотношениях.
Желательные, с точки зрения организации, результаты в рамках программ ОР включают рост эффективности, повышение качества принимаемых решений и увеличение адаптивности к будущим изменениям. Этот подход дает возможность гуманизации и способствует росту осведомленности работников, их участия в управлении и влияния на развитие организации. Его главная задача состоит в интеграции индивидуальных и организационных целей.
Берк и Литвин (США) полагают, что два основных направления теории ОР – это функционирование организации и, в том числе, организационные изменения [3]. Они описывают изменения как в содержательном, так и в процессуальном аспектах и особо акцентируют внимание на сравнении преобразующих и переходных факторов. В частности, они утверждают следующее: преобразующие изменения происходят в ответ на воздействие внешней среды и непосредственно влияют на миссию и стратегию организации, организационное лидерство и культуру. Переходные же факторы сами подвержены воздействию структуры, систем, практики менеджмента и организационного климата. Эти преобразующие и переходные факторы сообща оказывают влияние на мотивацию, а она, в свою очередь, – на эффективность деятельности.
|
|
Использование метааналитических процедур (сведение результатов воедино) 52 оценок интервенций в рамках ОР показало, что в целом выявленная теоретическая модель обладает предсказательной способностью. Конкретно было обнаружено, что ОР-интервенции порождают позитивные изменения в переменных, определяющих трудовую деятельность (рис. 11); имеются данные, свидетельствующие о положительной связи между этими изменениями и переменами в поведении индивидуумов; существует также положительная связь между изменениями в индивидуальном поведении и в результативности организации.
|
Ученые полагают, что их теоретическая модель и результаты исследований ведут к трем заключениям, имеющим важнейшее значение для реальной практики ОР.
1. Агент изменений должен сконцентрировать свои усилия на систематических изменениях условий работы как начальной точке процесса и на изменениях поведения индивидуумов как ключевом факторе, опосредующем изменения результативности организации.
2. Результаты технологических интервенций показывают, что отрицательные поведенческие изменения не обязательно приводят к отрицательным изменениям в результативности организации. В некоторых случаях организация может переждать отрицательные поведенческие изменения, пока индивидуумы пройдут всю кривую научения или успешно адаптируются к осуществленным переменам.
3. Тщательно разработанные теории, должны обеспечить лучшую основу для выбора интервенций, чем личные предпочтения, ценности или стиль агента изменений.
Методы организационного развития. Хотя само зарождение ОР можно связать с методами лабораторного или группового тренинга, который иногда называют тренингом сензитивности или методом «Т» (тренинг) групп, на протяжении многих лет наиболее популярными методиками в рамках этого подхода остаются тренинг на основе управленческой решетки, обеспечение обратной связи по результатам наблюдений и построение команд.
Тренинг на основе управленческой решетки (ТУР). Этот тренинг в том виде, в каком он применяется для ОР, развивает подход к лидерству на основе управленческой решетки (рис. 12). В решетке лидерства Блейка и Моутон [1, 12] для стиля с координатами 9.9 характерна максимальная забота как о людях, так и о достижении цели; этот стиль и является желательным результатом тренинга. В тренинге на основе управленческой решетки в рамках ОР применяется более сложный пошаговый метод.
|
В сжатом виде шесть фаз этого тренинга можно описать следующим образом.
1. Аудиторный тренинг-семинар. Задачей первой фазы является знакомство участников с общими концепциями и материалами, используемыми в рамках ТУР. Эти семинары проводятся не так, как психотерапевтические тренинги сензитивности. Они более структурированы и концентрируются на стилях лидерства, а не на развитии навыков самопознания или группового самоанализа.
2. Развитие команды. Это развитие первой фазы. Члены одного подразделения встречаются, чтобы обсудить, как они собираются достичь стиля 9.9 управленческой решетки. На этом этапе то, что было усвоено на стадии ориентации, применяется к реальной ситуации в организации.
3. Развитие межгруппового взаимодействия. В то время как две первые фазы нацелены на развитие менеджмента, с этого этапа начинается общее организационное развитие. Здесь происходит переход с микроуровня индивидуума и группы на макроуровень межгруппового организационного развития. Выявляются и анализируются конфликтные ситуации, возникающие между группами.
|
|
4. Организационное целеполагание. В духе метода управления по целям на этом этапе участники разрабатывают и согласуют важные организационные цели. У участников возникает чувство преданности и самоконтроля.
5. Достижение целей. На этой стадии участники пытаются достичь целей, которые они определили на предыдущем этапе. Так же, как и на первом этапе, участники собираются вместе, но теперь обсуждают основные реальные проблемы организации.
6. Стабилизация. На заключительной стадии обеспечивается поддержка ранее предложенных изменений и проводится общая оценка программы.
Реализация шести стадий ТУР занимает от трех до пяти лет, но в некоторых случаях этот период может быть сокращен.
Основная поддержка метода ТУР исходит от его создателей, Роберта Блейка и Джейн Моутон [1, 8]. На протяжении многих лет они и их коллеги утверждали, что управленческой и командной эффективности можно научить менеджеров без посторонней помощи. Более того, представляется, что этот тип стратегии обучения может внести значительный вклад в организационную эффективность.
Польза тренинга на основе управленческой решетки доказана многими специалистами в области организационного поведения, и этот метод широко применяется уже на протяжении многих лет.
Обратная связь по результатам наблюдений. Помимо ТУР, другим популярным методом организационного развития является наблюдение и сообщение полученных результатов в качестве обратной связи. Хотя первоначальное влияние на развитие этого метода оказал опять-таки Курт Левин, на протяжении многих лет подход, основанный на обратной связи по результатам наблюдений, ассоциируется с Институтом социальных исследований (ИСИ) Мичиганского университета.
Как видно из самого названия, в рамках этого подхода определенная организационная единица (например, рабочая группа, департамент или организация в целом) исследуется с помощью анкетирования, а затем его результаты сообщаются участникам опроса. Эти результаты используются в духе исследования действием для диагностики проблем и выработки конкретного плана действий по их разрешению. Анкеты могут быть разработаны для каждого конкретного случая или, что чаще встречается, используют их стандартные версии. С годами эти анкеты несколько раз пересматривались, однако типичные анкеты помогают собрать данные по таким аспектам, как лидерство, организационный климат и удовлетворенность работников.
|
|
Обычно собирает, представляет и интерпретирует эти данные внешний консультант. Затем он с помощью процессного консультирования или построения команд помогает группе диагностировать и разрешить ее проблемы.
Этот метод дает лучшие результаты в комбинации с методом построения команд.
Построение команд. Более широко применяется другой метод ОР – построение команд, который в особенности подходит все большему числу организаций, предпочитающих концепцию командной деятельности.
В целом можно сказать, что построение команд представляет собой форму организационного развития, нацеленную на общее совершенствование деятельности [3, 9, 11].
В качестве метода ОР построение команд в целом соответствует классической процедуре изменений, впервые сформулированной Куртом Левином.
1. Размораживание. Первая задача состоит в том, чтобы добиться от команды осознания необходимости изменений. Создается климат открытости и доверия, так что группа оказывается готовой к изменениям.
2. Движение. Используя метод обратной связи по результатам наблюдений, команда осуществляет диагностику текущего состояния и разрабатывает план действий по переходу к желаемому состоянию.
3. Замораживание. Когда план реализован и проведена оценка результатов, команда начинает процесс стабилизации для более эффективной деятельности.
Приведенное описание отражает, конечно, лишь самую общую идею о том, что такое построение команд может быть отнесено и к другим методам организационного развития.
Конкретная программа построения команд, реально осуществленная на большом производственном предприятии, представляется следующим образом.
1. Рабочий семинар по развитию навыков командной работы. Производственная команда завода прежде всего провела двухдневный семинар, который в основе представлял собой последовательность практических упражнений. Целью первой фазы было «размораживание» участников и их подготовка к восприятию изменений.
2. Сбор данных. С помощью анкетирования были собраны данные об организационном климате, поведении и содержании работы от всех цеховых мастеров, участвующих в программе.
3. Представление данных. Консультанты представили командам данные, полученные на втором этапе. Команды в присутствии консультантов открыто обсудили проблемы, установили приоритеты и сформулировали некоторые предварительные рекомендации в отношении изменений.
4. Планирование действий. На основе результатов, полученных на третьем этапе, команды разработали конкретные планы осуществления изменений, которые следовало реализовать на рабочих местах.
5. Построение команд. Если говорить о реальном построении команд, то первые четыре этапа были предварительными. На этом этапе каждая команда провела встречу, на которой определила барьеры на пути повышения эффективности и меры по их устранению, а также выработала план реализации желаемых изменений.
6. Построение межгрупповых отношений. На заключительном этапе были проведены двухдневные встречи различных команд, зависящих друг от друга в смысле достижения целей. Задачей этого этапа являлось установление сотрудничества по общим проблемам и целям и вовлечение всей организации в мероприятия организационного развития.
Реализация этой программы заняла около года. Один из высших руководителей,прошедший программу построения команд, заметил, что построение команды – это не день развлечений вдали от офиса, не стратегия спасения менеджера-неудачника, не «выпуск пара», накопившегося в команде, не психотерапевтическая сессия. Построение команды – это процесс, нацеленный на оказание помощи команде в повышении ее эффективности.
Преимущество метода построения команд заключается в том, что этот процесс способен обеспечить открытый, партисипативный климат для работы команды. При этом могут улучшаться коммуникации и методы разрешения проблем, отдельные члены команды могут ощутить психологический рост и усовершенствовать свои навыки межличностного общения.
Из числа исследований, посвященных построению команд и изучавших процессные переменные, 45 % обнаружили существенные положительные изменения, а в трех работах, где анализировалось воздействие на выходные переменные, положительные изменения были отмечены в 53 % случаев [6].
Хотя имеются отчетливые свидетельства о пользе построения команд, вопрос о том, как работает метод и о целесообразностисамого метода, остается открытым.
Помимо того что метод построения команд подтвердил способность оказывать положительное воздействие как самостоятельная стратегия организационного развития, он может быть эффективно использован и в комбинации с другими методами ОР.
Инновационные подходы и методы организационного развития. Программы ОР еще не всегда оказывают запланированный эффект на организационную эффективность. Лишь очень немногие организации оценивают воздействие этих программ по измеряемым показателям (по оценке одного автора это делают всего 15 % организаций) [6], а издержки на неудачные попытки развития велики. Это приводит к следующим негативным последствиям:
1) снижению конкурентоспособности;
2) уменьшению лояльности работников;
3) потере денег и других ресурсов;
4) затруднению повторных попыток осуществить изменения.
Предложение по разрешению проблем, касающихся управления изменениями, одновременно относительно и просты, и сложны. Примером упрощенного подхода к преодолению проблем, связанных с традиционными способами изменений, может служить метод, предложенный Киркпатриком [6]. Он предполагает, что для эффективного управления изменениями необходимо использовать следующие приемы:
1) эмпатию. Ключевыми оказываются отношения людей. Чувства и реакции тех, кого затрагивают перемены и кто вовлечен в их реализацию, влияют на успешность изменений. Менеджеры должны испытывать эмпатию к своим подчиненным;
2) коммуникации. Важно сообщать всем сотрудникам об ожидаемых изменениях и их причинах заранее и настолько полно, насколько возможно;
3) вовлечение. Управление изменениями посредством вовлечения работников может осуществляться двумя путями. Один путь состоит в том, чтобы изучить мнение подчиненных до осуществления изменений; второй связан с предоставлением подчиненным возможности участвовать в реализации самих изменений.
Более сложный инновационный подход к управлению изменениями использует концепцию научающихся организаций, представленную в занятии 2.
Этот подход к организационным изменениям и организационному развитию на основе обучения действием может быть операционализирован.
Например, крупная консультационная компания в области финансов требует от своих менеджеров, чтобы они помогали другим работникам учиться. Для этого необходимо следующее:
1) формирование среды, способствующей научению на рабочем месте;
2) помощь в постановке и достижении цели научения;
3) помощь в выборе средств и ресурсов для приобретения знаний;
4) обеспечение обратной связи для работников относительно их достижений в научении, чтобы они могли усовершенствовать свою деятельность и развить успех;
5) поощрение размышлений путем постановки перед работниками вопросов, стимулирующих обдумывание их действий;
6) фиксация и распространение приобретенных знаний и навыков.
Другим способом операционализации подхода, основанного на научении, является прием, получивший название диалога. Шейн считает, что диалог – это центральный элемент любой модели организационных изменений [6]. Диалог больше сосредоточен на процессе мышления и на том, как восприятие и познание определяются прошлым опытом. Предполагается, что если человек осознает, как протекает его процесс мышления, то он будет лучше коллективно мыслить и лучше общаться. Важная задача диалога заключается в том, чтобы помочь группе достичь более высокого уровня осмысленности и креативности посредством постепенной выработки разделяемого всеми набора понятий и «общего» процесса мышления.
В дополнение к подходам, подобным обучению действием и диалогу, в настоящее время появился спрос на новые методы ОР. Шейн выдвигает некоторые предложения о том, что необходимо сделать, обычно в комплексе, чтобы создать новую организационную культуру, которая способна справиться с такими изменениями [6].
1. Лидеры могут разморозить существующую систему, показывая, что может грозить организации, если изменения не произойдут, и в то же время поддерживая в организации веру в возможность и желаемость изменений.
2. Лидеры должны отчетливо представить новое направление и систему предположений, обеспечив, таким образом, четкую и принципиально новую ролевую модель.
3. Ключевые должности в организации могут быть заняты другими лицами, которые разделяют эти творческие предположения; это либо члены организации, изменившие свои взгляды, либо лица, приглашенные со стороны.
4. Лидеры должны систематически вознаграждать за деятельность в новом направлении и наказывать за приверженность старому.
5. Членов организации надо стимулировать или вынудить принять иные формы поведения, которые согласуются с новыми предположениями.
6. Можно устроить скандал, чтобы дискредитировать «священных коров», развеять мифы, которые сохраняют дисфункциональные традиции, и символически разрушить связанные с ними артефакты.
7. Лидеры должны создать эмоционально насыщенные ритуалы и разработать интересные символы и артефакты, относящиеся к предположениям, которые должны быть восприняты, используя при этом механизмы внедрения, описанные ранее.
Организационное развитие в перспективе. Ценность ОР как подхода к управлению изменениями на данный момент еще полностью не подтверждена исследовательскими работами, ОР редко затрагивает всю организацию, и оно слишком ограничено. Гест отмечает, что этим недостатком обладают все методы управления человеческими ресурсами и ориентированные на поведение подходы, не только в области ОР [6]. Гест считает, что большая часть инноваций фрагментарна и лишена ключевого компонента – стратегической интеграции, и как результат мало вероятно, что они будут иметь позитивное влияние на деятельность организации.
Для успешного осуществления изменений необходимы руководящие принципы, основанные на здравом смысле. Ниже приведен перечень простых действий, которых следует избегать при осуществлении системных изменений [6].
1. Не обещайте, что в выигрыше окажутся все работники, прошедшие через процесс изменений.
2. Не обвиняйте тех, кто из-за своего отрицательного отношения к изменениям окажется в проигрыше.
3. Не концентрируйте внимание только на новом, забывая при этом все старое.
4. Избегайте символического или псевдоучастия в изменениях.
5. Старайтесь не разрушить старую культуру, не построив при этом новой.
6. Не начинайте программы управления человеческими ресурсами в рамках основных изменений, если для этого недостаточно времени и ресурсов на их поддержку.
Эти практические советы призваны не снизить возбуждение и энтузиазм, вызванные процессом изменений, а призвать к реалистичным ожиданиям.