Товар в системе маркетинга – продукт, с которым товаропроизводитель выходит на рынок, а также средство, с помощью которого удовлетворяются рыночные потребности.
Ф.Котлер указывает, что товар – все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
В условиях маркетинга рассматривают и изучают 3 уровня товара:
1) товар по замыслу – это основная выгода, идея полезности, услуги, которую можно осуществить и продать на рынке.
2) товар в реальном исполнении – это материализованная идея. Этот товар обладает такими характеристиками: уровнем качества, набором свойств, марочным названием, упаковкой, специфическим оформлением.
3) товар с подкреплением – для более удачной продажи товара производится его подкрепление: поставка, кредитование, монтаж, установка, гарантии, сервис (предпродажные, во время и послепродажные услуги).
Таблица 4.1 - Классификация товаров
Классификационные признаки | Группы товаров |
1. Назначение | - товары производственного назначения - товары потребительского назначения |
2. Время использования | - товары краткосрочного использования - товары длительного использования |
3. Характер покупательского поведения | - товары повседневного спроса - товары предварительного выбора - товары особенного спроса - товары пассивного спроса |
Выделяют 7 уровней иерархии товаров:
· семейство потребностей: ключевая потребность, лежащая в основе существования семейства товаров;
· семейство товаров: все классы товаров, способных удовлетворить ключевую потребность;
· класс товаров: группа товаров в рамках семейства, имеющих функциональные взаимосвязи;
· товарный ассортимент (товарная линия): группа товаров, которые тесно взаимосвязаны между собой и предлагаются одним группам потребителей, распределяется по одним и тем же каналам либо в заданном ценовом диапазоне;
· тип товаров: группа товаров в рамках одного ассортимента;
· торговая марка: название, ассоциируемое с одним или более товаром из данного товарного ассортимента;
· товарная единица - обособленная целостность, характеризуемая показателями величины, цены, внешнего вида и пр. атрибутами.
Товарный ассортимент – это группы товаров, которые связаны между собой функциональным назначением.
Товарный ассортимент характеризуется следующими показателями:
- шириной (количество ассортиментных групп). Широкий ассортимент товаров позволяет фирме ориентироваться на различные требования потребителей и стимулировать совершение покупок в одном месте;
- глубиной (количество позиций в каждой ассортиментной группе). Глубокий ассортимент товаров позволяет лучше удовлетворять потребности различных групп покупателей, улучшает организацию продаж, повышает конкурентоспособность товаров;
- сопоставимостью (близостью, гармоничностью) между товарами различных ассортиментных групп с точки зрения потребностей, цен, каналов сбыта. Сопоставимый ассортимент позволяет предприятию специализироваться на производстве и сбыте продукции, обеспечить стабильность в работе.
У фирм, стремящихся к завоеванию больших долей рынка товарный ассортимент обычно широкий.
У фирм, заинтересованных в высокой доле прибыльности товарный ассортимент наиболее доходных изделий – узкий.
Расширение ассортимента может быть достигнуто:
- наращиванием – осуществляется тога, когда предприятие выходит за пределы того, что производит в настоящее время;
- насыщением – расширение ассортимента за счет новых товаров.
Товарная политика в системе маркетинга охватывает:
1) формирование товарного ассортимента в соответствии с запросами потребителей
2) обеспечение конкурентоспособности товаров;
3) определение товарных стратегий в соответствии со стадией жизненного цикла товаров;
4) политику нововведений;
5) определение товарной марки, упаковки и сервиса;
6) позиционирование товаров.
Формирование ассортимента может осуществляться:
а) созданием товарной (продуктовой) линии – горизонтальная стратегия;
б) дифференциацией товара, каждый новый товар для конкретного рыночного сегмента – концентрическая стратегия;
в) дифференциацией производства и разработкой товарной номенклатуры (продукт-mix) – конгломерантная стратегия.
Цель управления ассортиментом – его оптимизация и модификация. Для модификации ассортиментных групп могут использоваться различные стратегии.