Содержательный модуль 4: Миология

1. Тема 11: ОБЩАЯ МИОЛОГИЯ. РАЗВИТИЕ МЫШЦ. МЫШЦЫ И ФАСЦИИ ГОЛОВЫ.

2. Цель занятия: выучить на препаратах, схемах и рисунках особенности развития и строения, классификацию, вспомогательный аппарат мышц. Определить группы мышц головы, особенности их строения и классификацию. Рассмотреть фасции головы.

3. Базовый уровень знаний:

3.1. Из курса биологии - филогенез мышц.

3.2. Из курса анатомии - строение отделов скелета туловища и конечностей.

4. Программа самоподготовки студентов к теме:

4.1. Выучить строение поперечнополосатой, гладкой и сердечной мышечной ткани.

4.2. Выучить строение, кровоснабжение и иннервацию мышц.

4.3. Определить, какие виды иннервации должны получать мышцы.

4.4. Выучить классификацию скелетных мышц.

4.5. Выучить классификацию вспомогательного аппарата мышц.

4.6. Выучить эволюцию мышечной системы.

4.7. Рассмотреть классификацию мышц головы.

4.8. Выучить состав мышц: эндомизий, перимизий, эпимизий, сухожилие.

4.9. Выяснить, из какого зародышевого листка развивается мышечная система. Определить, что такое «миотом».

4.10. Выучить классификацию мышц головы на две большие группы: мышцы лица и жевательные. Рассмотреть развитие, особенности строения каждой из групп.

4.11. Выучить строение, функцию, классификационную принадлежность разных мышц головы.

5. Программа самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

5.1. Выучить и определить на рисунках и схемах строение поперечнополосатой и гладкой мышечной ткани. Выяснить функцию саркоплазмы, миофибрилл. Найти различия в строении поперечнополосатой, гладкой и сердечной мышечной ткани.

5.2. Разобрать классификацию мышц по развитию (аутохтонные, трункопетальные, трункофугальные)

5.3. Выучить и определить на препарате классификацию мышц по форме. Запомнить примеры.

5.4. Выучить и определить на препарате классификацию мышц по направлению мышечных волокон. Запомнить примеры.

5.5. Выучить и определить на препарате классификацию мышц по отношению к суставам. Запомнить примеры.

5.6. Выучить классификацию, строение, виды вспомогательных мышечных образований и найти на препарате примеры разнообразных фасций, удерживателей сухожилий и т.д.

5.7. Выучить строение и топографию поверхностных жевательных мышц.

5.8. Выучить строение и топографию глубоких жевательных мышц.

5.9. Выучить строение и топографию мышц свода черепа.

5.10. Выучить строение и топографию мышц вокруг глазной и носовой щели.

5.11. Выучить строение и топографию мышц вокруг ротовой щели.

5.12. Определить, какие фасции выделяют на голове.

6. Исходящий уровень знаний и умений.

6.1. Студент должен знать:

6.1.1. Общий план строения мышечной ткани, классификацию мышц по типу ткани.

6.1.2. Эмбриональное развитие мышц, эмбриональный источник развития мышечной ткани.

6.1.3. Понятие об аутохтонных мышцах, трункопетальной и трункофугальной мускулатуре.

6.2. Студент должен уметь:

6.2.1. Найти и показать на препарате общие части мышц: брюшко, сухожилие (апоневроз).

6.2.2. Найти и показать на препарате жевательные мышцы: место начала и прикрепления, назвать функцию.

6.2.3. Найти и показать на препарате мышцы свода черепа.

6.2.4. Найти и показать на препарате мышцы, которые расположены вокруг глазной щели и носа: место начала и прикрепления, назвать функцию.

6.2.5. Найти на препарате мышцы, которые расположены вокруг ротовой щели: место начала и прикрепления, назвать функцию.

6.2.6. Найти и показать на препарате фасции головы.

7. Формы и методы самоконтроля:

7.1. Тесты:

7.1.1. Какая из перечисленных мышц принадлежит к жевательной группе?

A. Мышца смеха.

B. Височная. *

C. Затылочно-лобная.

7.1.2. У какой мышцы головы выделяют два брюшка?

A. Затылочно-лобной. *

B. Латеральной криловидной.

C. Круговая мышцы глаза.

7.1.3. Какие общие части выделяют в длинных веретенообразных мышцах?

A. Головку, брюшко, хвост. *

B. Головку, сухожилие, хвост.

C. Брюшко, сухожилие, хвост.

7.1.4. Какие части выделяют у круговой мышцы глаза?

A. Поверхностная, глубокая, вековая.

B. Поверхностная, глубокая, глазничная.

C. Глазничная, вековая, глубокая. *

7.1.5. Какая из перечисленных мышц развивается из мезенхимы І висцеральной дуги?

A. Затылочно-лобная.

B. Жевательная. *

C. Круговая мышца глаза.

7.1.6. Какая из перечисленных мышца развивается из мезенхимы ІІ висцеральной дуги?

A. Медиальная криловидная.

B. Жевательная.

C. Круговая мышца глаза. *

7.1.7. Какая из перечисленных мышц имеет между брюшками апоневротичний шлем?

A. Затылочно-лобная. *

B. Жевательная.

C. 3 Круговая мышца глаза.

7.2. Контрольные вопросы:

7.2.1. Из какого зародышевого листка развивается мышечная система.

7.2.2. Какие мышцы развиваются из І висцеральной дуги?

7.2.3. Какие мышцы развиваются из ІІ висцеральной дуги?

7.2.4. Дайте классификацию мышц по форме, приведите примеры.

7.2.5. Дайте классификацию мышц по направлениям волокон. Приведите примеры.

7.2.6. Дайте классификацию мышц по отношению к суставам. Приведите примеры.

7.2.7. Дайте классификацию мышц головы. Приведите примеры.

7.2.8. Назовите мышцы жевательной группы.

7.2.9. Назовите вспомогательные структуры мышц.

7.2.10.Что такое аутохтонные мышцы? Приведите примеры.

7.2.11.Что такое трункопетальные мышцы? Приведите примеры.

7.2.12.Что такое трункофугальные мышцы? Приведите примеры.

7.2.13.Назовите мышцы мимической группы.

7.2.14.14 Назовите мышцы свода черепа.

1. Тема 12: МЫШЦЫ И ФАСЦИИ СПИНЫ, ГРУДИ. ДИАФРАГМА.

2. Цель занятия: выучить на препаратах, схемах и рисунках особенности развития и строения, классификацию, вспомогательный аппарат мышц спины, груди. Определить части диафрагмы, особенности ее строения. Рассмотреть фасции этих групп мышц и определить «слабые места» спины, и диафрамы.

3. Базовый уровень знаний:

3.1. Из курса биологии – филогенез мышц.

3.2. Из курса анатомии – строение скелета туловища, соединение костей туловища, грудная клетка в целом.

4. Программа самоподготовки студентов к теме:

4.1. Выучить классификацию мышц спины.

4.2. Выучить строение мышц спины (начало, место прикрепления, функцию).

4.3. Выучить образование аускультационного, верхнего и нижнего поясничных треугольников спины. Рассмотреть клиническое значение.

4.4. Выучить классификацию грудных мышц.

4.5. Выучить строение грудных мышц (начало, место прикрепления, функцию).

4.6. Выучить строение диафрагмы.

4.7. Выучить треугольники диафрагмы, рассмотреть их клиническое значение.

5. Программа самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

5.1. Выучить и определить на препаратах и схемах поверхностные мышцы спины. Выяснить их функцию.

5.2. Выучить и определить на препаратах аутохтонные глубокие мышцы спины.

5.3. Выяснить топографию и строение мышц спины вентрального происхождения (m. levator costarum, mm. intertransversarii cervicis, mm. intertransversarii laterales lumborum).

5.4. Разобрать классификацию грудных мышц.

5.5. Определить на препарате и выучить топографию и строение грудных мышц, которые принадлежат к верхней конечности.

5.6. Выучить и определить на препарате аутохтонные грудные мышцы.

5.7. Выучить и определить на препарате части диафрагмы. Найти аортальное отверстие, пищеводное отверстие, отверстие нижней полой вены.

5.8. Выучить и определить на препарате «слабые места» спины: верхний и нижний поясничные треугольники. Рассмотреть значение аускультационного треугольника.

5.9. Выучить и определить на препарате «слабые места» диафрагмы: естественные отверстия сосудов и органов, грудино-реберный и пояснично-реберный треугольники.

5.10. Выучить классификацию фасций туловища.

6. Исходящий уровень знаний и умений.

6.1. Студент должен уметь:

6.1.1. Найти и показать на препарате поверхностные мышцы спины. Назвать их начало, место прикрепления и функцию.

6.1.2. Найти и показать на препарате мышцу, выпрямляющую позвоночник, назвать ее части. Назвать начало, место прикрепления и функцию. Знать другие мышцы глубокой группы спины.

6.1.3. Найти и показать на препарате верхний и нижний поясничные треугольники. Назвать мышцы, которые их образовывают.

6.1.4. Найти и показать на препарате поверхностные грудные мышцы. Назвать начало, место прикрепления и функцию.

6.1.5. Найти и показать на препарате глубокие грудные мышцы. Назвать начало, место прикрепления и функцию.

6.1.6. Найти и показать на препарате диафрагму, ее части, отверстия, треугольники. Назвать структуры, которые образовывают аортальное отверстие.

7. Формы и методы самоконтроля:

7.1. Тесты:

7.1.1. Какие из перечисленных мышц образуют самый глубокий слой спины?

A. Мышци-вращатели. *

B. Межпоперечные мышцы.

C. Межостистые мышцы.

7.1.2. Какая связка диафрагмы защищает аорту от мышечных структур диафрагмальних ножек?

A. Lig. arcuatum medianum. *

B. Lig. arcuatum mediale..

C. Lig. arcuatum laterale.

7.1.3. Из какого источника развивается исчерченная мускулатура скелета?

A. Из миотомов. *

B. Из сомитов.

C. Из склеротомов.

7.1.4. Какие из перечисленных мышц спины являются аутохтонными по развитию?

A. Мышца, выпрямляющая позвоночник. *

B. Мышца, поднимающая лопатку.

C. Большая ромбовидная мышца.

7.1.5. Какие из перечисленных грудных мышц являются аутохтонными по развитию?

A. Наружные межреберные мышцы. *

B. Диафрагма.

C. Передняя зубчатая мышца.

7.1.6. В какой части диафрагмы расположено отверстие полой вены?

A. В сухожильном центре. *

B. В реберной части.

C. В поясничной части.

7.1.7. Какая из перечисленных мышц образует заднюю стенку подмышечной ямки?

A. Широчайшая мышца спины. *

B. Мышца, поднимающая лопатку.

C. Большая ромбовидная мышца.

7.1.8. Чем ограничено аортальное отверстие?

A. Волокнами сухожильного центра.

B. Правой и левой ножками диафрагмы. *

C. Поясничным отделом диафрагмы.

7.2. Контрольные вопросы:

7.2.1. Из какого зародышевого листка развивается мышечная система.

7.2.2. Какие мышцы спины принадлежат к поверхностной группе?

7.2.3. Какие мышцы спины принадлежат к глубокой группе?

7.2.4. Назовите «слабые места» спины.

7.2.5. Назовите мышцы, которые образовывают нижний поясничный треугольник.

7.2.6. Назовите мышцы, которые образовывают верхний поясничный треугольник.

7.2.7. Назовите мышцы, которые образовывают аускультационный треугольник. Объясните его клиническое значение.

7.2.8. Назовите части диафрагмы.

7.2.9. Назовите «слабые места» диафрагмы.

7.2.10.Назовите отверстия диафрагмы.

7.2.11.Чем ограничено аортальное отверстие диафрагмы?

7.2.12.Что такое аутохтонные мышцы грудной клетки? Приведите примеры.

7.2.13.Какие мышцы грудной клетки связаны с развитием верхней конечности? Приведите примеры

7.2.14.Какие мышцы грудной клетки являются мышцами вдоха?

7.2.15.Какие мышцы грудной клетки являются мышцами выдоха?

1. Тема 13: ТОПОГРАФИЯ ВЕРХНЕЙ И НИЖНЕЙ КОНЕЧНОСТИ.

2. Цель занятия: выучить на препаратах, схемах и рисунках особенности строения топографических образований верхней и нижней конечности. Определить и выучить, чем ограничены ямки, каналы, треугольники, отверстия, лакуны и прочие топографические образования для прохождения сосудисто-нервных пучков верхней и нижней конечности.

3. Базовый уровень знаний:

3.1. Из курса биологии – филогенез мышц.

3.2. Из курса анатомии – строение скелета конечностей, соединение костей конечностей, мышцы верхней и нижней конечностей.

4. Программа самоподготовки студентов к теме:

4.1. Повторить классификацию и строение мышц верхней конечности.

4.2. Выучить строение подмышечной ямки.

4.3. Выучить образование четырехстороннего и трехстороннего отверстий.

4.4. Выучить строение локтевой ямки.

4.5. Выучить строение локтевой, лучевой и срединной борозд предплечья.

4.6. Выучить строение и топографию удерживателей для мышц-разгибателей и мышц-сгибателей.

4.7. Выучить строение канала запястья, рассмотреть его клиническое значение.

4.8. Выучить строение топографических отверстий таза.

4.9. Выучить строение топографических структур бедра (сосудистая и мышечная лакуны, бедренный треугольник и канал, приводящий канал, подколенная ямка).

4.10. Выучить строение топографических структур голени и стопы (голеноподколенного, нижнего и верхнего мышечно-малоберцового каналов, медиальную и латеральную подошвенные борозды).

5. Программа самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

5.1. Выучить и определить на препаратах и схемах стенки подмышечной ямки. Выяснить, что в ней расположено.

5.2. Выучить и определить на препаратах, какие мышцы ограничивают четырехстороннее отверстие.

5.3. Выучить и определить на препаратах, какие мышцы ограничивают трехстороннее отверстие

5.4. Определить на препарате и выучить топографию латеральной и медиальной двуглавых борозд.

5.5. Выучить и определить на препаратах, какие мышцы ограничивают плече-мышечный канал.

5.6. Определить на препарате и выучить, какие мышцы образовывают локтевую ямку.

5.7. Выучить и определить на препарате, какие мышцы образовывают локтевую, лучевую и срединную борозды предплечья.

5.8. Выучить и определить на препарате надгрушевидное и подгрушевидное отверстия, сосудистую и мышечную лакуны.

5.9. Выучить и определить на препарате структуры, которые образовывают бедренный треугольник, бедренный канал, найти подкожную щель.

5.10. Выучить и определить на препарате, чем ограничен приводящий канал и что в нем содержится.

5.11. Выучить и определить на препарате структуру подколенной ямки и ее составляющие.

5.12. Выучить и определить на препарате строение и состав голеноподколенного канала, нижнего и верхнего мышечно-малоберцового каналов.

6. Исходящий уровень знаний и умений.

6.1. Студент должен уметь:

6.1.1. Найти и показать на препарате поверхностные мышцы, которые ограничивают подмышечную ямку.

6.1.2. Найти и показать на препарате четырехстороннее отверстие и трехстороннее отверстие. Назвать мышцы, которые их образовывают.

6.1.3. Найти и показать на препарате латеральую и медиальную двуглавые борозды.

6.1.4. Найти и показать на препарате локтевую ямку и мышцы, которые образовывают ее стенки.

6.1.5. Найти и показать на препарате локтевую, лучевую и срединную борозды предплечья. Назвать между какими мышцами-сгибателями расположены эти борозды.

6.1.6. Найти и показать на препарате удерживатель мышц-разгибателей и удерживатель мышц-сгибателей.

6.1.7. Найти и показать на препарате канал запястья. Назвать, сухожилия каких мышц-сгибателей находятся в нем.

6.1.8. Найти и показать на препарате сосудистую лакуну, назвать структуры, которые ее ограничивают.

6.1.9. Найти и показать на препарате мышечную лакуну, назвать структуры, которые ее ограничивают.

6.1.10.Показать на препарате, чем ограничен бедренный треугольник.

6.1.11.Назвать и показать стенки бедренного канала.

6.1.12.Найти и показать на препарате приводящий канал, назвать структуры, которые его ограничивают.

6.1.13.Найти и показать на препарате подвздошно-большеберцовый тракт, назвать его функцию.

6.1.14.Назвать и показать на препарате подколенную ямку и ее стенки.

6.1.15.Найти и показать на препарате голеноподколенный канал, назвать структуры, которые его ограничивают.

6.1.16.Найти и показать на препарате нижний и верхний мышечно-малоберцовые каналы, назвать структуры, которые их ограничивают.

7. Формы и методы самоконтроля:

7.1. Тесты:

7.1.1. Какие из перечисленных мышц образуют трехстороннее отверстие?

A. Малая и большая круглая мышцы, трехглавая мышца плеча. *

B. Плечевая кость, трехглавая и трапециевидная мышцы.

C. Передняя зубчатая, малая грудная и широчайшая мышца спины.

7.1.2. Какие из перечисленных структур образуют четырехстороннее отверстие?

A. Хирургическая шейка плечевой кости, длинная головка трехглавой мышцы, подлопаточная и большая круглая мышцы. *

B. Хирургическая шейка плечевой кости, длинная головка трехглавой мышцы и двуглавая мышца.

C. Передняя зубчатая, малая грудная, длинная головка трехглавой мышцы.

7.1.3. Какие каналы расположены на плече?

A. Плече-мышечный. *

B. Средний.

C. Локтевой и средний.

7.1.4. Какая из перечисленных мышц образовывает дно локтевой ямки?

A. Плечевая мышца. *

B. Двуглавая мышца плеча.

C. Плечелучевая мышца.

7.1.5. В образовании какой ямки принимает участие большая грудная мышца?

A. Подмышечной. *

B. Надключичной.

C. Локтевой.

7.1.6. В образовании какой структуры принимает участие портняжная мышца?

A. Бедренный треугольник. *

B. Привоящий канал.

C. Подколенная ямка.

7.1.7. В образовании какой структуры принимает участие медиальная широкая мышца?

A. Приводящий канал. *

B. Бедренный треугольник.

C. Бедренный канал.

7.1.8. Какая из перечисленных мышц принимает участие в образовании стенок подколенной ямки?

A. Икроножная.*

B. Задняя большеберцовая.

C. Четырехглавая.

7.1.9. Какая мышца разделяет большое седалищное отверстие на два топографических образования?

A. Грушевидная. *

B. Внутренняя запирательная.

C. Подвздошная.

7.1.10. Какой канал в норме не существует?

A. Бедренный. *

B. Приводящий.

C. Голеноподклоенный.

7.2. Контрольные вопросы:

7.2.1. Назовите 6 стенок подмышечной ямки.

7.2.2. Какая мышца образовывает заднюю стенку подмышечной ямки?

7.2.3. Какая мышца образовывает переднюю стенку подмышечной ямки?

7.2.4. Какая мышца образовывает медиальную стенку подмышечной ямки?

7.2.5. Чем образована латеральная стенка подмышечной ямки?

7.2.6. Чем образована верхняя стенка подмышечной ямки?

7.2.7. Чем образована нижняя стенка подмышечной ямки?

7.2.8. Назовите мышцы, которые образовывают четырехстороннее отверстие.

7.2.9. Назовите мышцы, которые образовывают трехсторонне отверстие.

7.2.10. Назовите, чем образован плече-мышечный канал.

7.2.11. Чем ограничена локтевая ямка?

7.2.12. Что такое борозды предплечья и какие мышцы их образовывают?

7.2.13. Где расположены надгрушевидное и подгрушевидное отверстия?

7.2.14. Чем ограничена и где расположена сосудистая лакуна?

7.2.15. Чем ограничена и где расположена мышечная лакуна?

7.2.16. Назовите стенки бедренного канала.

7.2.17. Что такое подвздошно-большеберцовый тракт? Какова его функция?

7.2.18. Назовите стенки приводящего канала.

7.2.19. Чем ограничена подколенная ямка?

7.2.20. Назовите каналы голени.

7.2.21. Чем образован голеноподколенный канал?

7.2.22. Назовите борозды подошвенной поверхности стопы.

1. Тема 14: ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ МЫШЦ. ОСОБЕННОСТИ СИНОВИАЛЬНЫХ ВЛАГАЛИЩ МЫШЦ КОНЕЧНОСТЕЙ.

2. Цель занятия: выучить на препаратах, схемах и рисунках особенности строения фасций плеча, предплечья, бедра, голени. Определить вспомогательный аппарат мышц конечностей и клиническое значение фасциальных пространств и влагалищ сухожилий мышц конечностей.

3. Базовый уровень знаний:

3.1. Из курса биологии – филогенез мышц.

3.2. Из курса анатомии – строение скелета туловища, соединение костей туловища, мышцы конечностей.

4. Программа самоподготовки студентов к теме:

4.1. Выучить классификацию фасций мышц плеча.

4.2. Выучить классификацию фасций мышц предплечья.

4.3. Выучить классификацию фасций мышц кисти.

4.4. Выучить строение синовиального влагалища длинной головки двуглавой мышцы плеча.

4.5. Выучить строение общего синовиального влагалища мышц-сгибателей.

4.6. Выучить строение синовиального влагалища сухожилия длинного сгибателя большого пальца.

4.7. Выучить строение синовиальных влагалищ сухожилий пальцев кисти. Рассмотреть их клиническое значение.

4.8. Выучить классификацию фасций мышц бедра.

4.9. Выучить классификацию фасций мышц голени.

4.10. Выучить классификацию фасций мышц стопы.

4.11. Выучить строение подошвенного синовиального влагалища длинной малоберцовой мышцы.

4.12. Выучить строение синовиальных влагалищ сухожилий пальцев стопы.

5. Программа самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

5.1. Выучить, что такое межмышечные перепонки, и определить на препаратах, на какие группы они разделяют мышцы плеча, предплечья, бедра, голени.

5.2. Выучить, что такое удерживатели сухожилий и определить на препаратах их расположения.

5.3. Выяснить топографию и строение фасций мышц плеча. Найти на препапарате латеральную и медиальную межмышечные перепонки плеча

5.4. Найти на предплечье межмышечные перепонки, удерживатель мышц-сгибателей и удерживатель мышц-разгибателей.

5.5. Выучить и определить на препарате расположение канала запястья. Рассмотреть его клиническое значение.

5.6. Выучить и определить на препаратах, сухожилия каких мышц расположены в лучевом канале запястья и какие структуры содержатся в локтевом канале запястья.

5.7. Выучить и определить на препарате 6 каналов под удерживателем мышц-разгибателей. Рассмотреть, сухожилия каких мышц расположены в любом из этих каналов.

5.8. Выучить и определить на препарате фасции кисти, ладонный апоневроз.

5.9. Выучить классификацию фасций нижней конечности.

5.10. Выучить и определить на препарате широкую фасцию, межмышечные перепонки бедра, подкожную щель.

5.11. Выучить и определить на препаратах фасции голени, удерживатели мышц-сгибателей и мышц-разгибателей, рассмотреть влагалища сухожилий вокруг медиальной и латеральной лодыжек.

5.12. Выучить и определить на препарате фасции стопы, подошвенный апоневроз, поверхностную поперечную связку плюсны.

6. Исходящий уровень знаний и умений.

6.1. Найти и показать на препарате дельтовидную фасцию, межмышечные перепонки плеча.

6.2. Найти и показать на препарате межмышечные перепонки предплечья, удерживатели мышц-сгибателей и мышц-разгибателей.

6.3. Найти и показать на препарате канал запястья. Назвать мышцы, сухожилия которых расположены в лучевом канале запястья.

6.4. Назвать, какие строения содержатся в локтевом канале запястья.

6.5. Найти и показать на препарате ладонный апоневроз.

6.6. Найти и показать на препарате фасции бедра, межмышечные перепонки бедра, подкожную щель.

6.7. Найти и показать на препарате решетчатую фасцию, верхний удерживатель мышц-разгибателей, нижний удерживатель мышц-разгибателей, удерживатель мышц-сгибателей, верхний удерживатель малоберцовых мышц, нижний удерживатель малоберцовых мышц.

6.8. Найти и показать на препарате мышцы, сухожилия которых имеют влагалища вокруг медиальной и латеральной лодыжек.

6.9. Найти и показать на препарате фасции стопы, подошвенный апоневроз, поверхностную поперечную связку плюсны.

7. Формы и методы самоконтроля:

7.1. Тесты:

7.1.1. Сколько каналов есть на ладонной стороне запястья?

A. 3. *

B. 2.

C. 4.

7.1.2. Сколько каналов есть на тыльной стороне запястья?

A. 6. *

B. 3.

C. 4.

7.1.3. Сколько сухожильных влагалищ вокруг медиальной лодыжки?

A. 3. *

B. 2.

C. 4.

7.1.4. Сколько сухожильных влагалищ вокруг латеральной лодыжки?

A. 3. *

B. 2.

C. 4.

7.1.5. Где находится широкая фасция?

A. На бедре. *

B. На голени.

C. На стопе.

7.1.6. Сухожилия каких мышц имеют влагалища вокруг латеральной лодыжки?

A. Длинной и короткой малоберцовых мышц. *

B. Длинной малоберцовой и задней большеберцовой мышц.

C. Передней большеберцовой и котроткой малоберцовой мышц.

7.2. Контрольные вопросы:

7.2.1. Какие фасции выделяют на плече?

7.2.2. Какие структуры образовывают фасции плеча?

7.2.3. Какие фасции выделяют на предплечье?

7.2.4. Какие структуры образовывают фасции предплечья?

7.2.5. Что такое удерживатели мышц?

7.2.6. Чем образован канал запястья?

7.2.7. Сколько и какие каналы образовываются на тыльной поверхности запястья?

7.2.8. Сколько и какие каналы образовываются на ладонной поверхности запястья?

7.2.9. Какие мышцы проходят в лучевом канале запястья?

7.2.10.Чем образован канал запястья?

7.2.11.Назовите фасции нижней конечности.

7.2.12.Где расположена подкожная щель? Какова ее функция?

7.2.13.Что такое широкая фасция бедра? Какова ее функция?.

7.2.14.Что такое дырчатая фасция? Где она расположена?

7.2.15.Какие мышцы имеют сухожильные влагалища вокруг медиальной лодыжки?

7.2.16.Какие мышцы имеют сухожильные влагалища вокруг латеральной лодыжки?

7.2.17.Что такое подошвенный апоневроз? Какова его функция?

Содержательный модуль 5: Спинномозговые нервы.

1. Тема 15: РАЗВИТИЕ СПИННОГО МОЗГА. ФОРМИРОВАНИЕ СПИННОМОЗГОВОГО НЕРВА. ЗАДНИЕ ВЕТВИ СПИННОМОЗГОВЫХ НЕРВОВ.

2. Цель занятия: выучить развитие центральной нервной системы; выучить на препаратах, схемах и рисунках особенности строения спинномозгового нерва (чем он образован, на какие ветви делится). Определить функции задних ветвей спинномозговых нервов, топографию и объекты их иннервации.

3. Базовый уровень знаний:

3.1. Из курса биологии – филогенез нервной системы, понятие о рефлекторной дуге.

3.2. Из курса анатомии – строение скелета туловища, соединение костей туловища и конечностей, мышцы туловища и конечностей.

4. Программа самоподготовки студентов к теме:

4.1. Выучить этапы развития спинного мозга.

4.2. Выучить формирование спинномозгового нерва.

4.3. Выучить деление спинномозгового нерва на ветви.

4.4. Выучить строение, топографию и функцию задних ветвей спинномозговых нервов.

5. Программа самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

5.1. Повторить филогенез нервной системы. Рассмотреть особенности развития диффузной, ганглионарной и трубчатой нервных систем.

5.2. Определить и выучить стадии развития нервной трубки (медуллярная пластинка, медуллярная борозда, мозговая трубка и ее дифференциирование. Образование задних и передних корешков).

5.3. Выяснить топографию, строение и функцию задних и передних корешков. Найти на препарате эти структуры. На заднем корешке найти спинальний узелок (ганглий).

5.4. Выучить и определить деление спинномозгового нерва на 3 основные ветви – менингеальную, заднюю и переднюю.

5.5. Определить и выучить, какая ветвь является дополнительной, в каких сегментах спинного мозга она образовывается и почему.

5.6. Выучить и определить на препаратах области иннервации задних ветвей спинномозговых нервов.

5.7. Выучить и определить, как отличаются по функциям задняя ветвь І шейного нерва и первых трех нервов поясничного отдела.

6. Исходящийй уровень знаний и умений.

6.1. Студент должен знать:

6.1.1. Стадии развития нервной трубки

6.1.2. Чем образован спинномозговой нерв.

6.1.3. Ветви (основные и вспомогательные), на которые делится спинномозговой нерв.

6.1.4. Функцию и область иннервации менингеальных, задних, передних и белых соединительных ветвей.

6.1.5. Функцию и объекты иннервации подзатылочного нерва, верхнего и среднего ягодичных нервов.

6.2. Студент должен уметь:

6.2.1. Показать на схеме и рассказать об особенностях строения разных типов нервной системы.

6.2.2. Найти и показать на препарате задние и передние корешки спинного мозга, спинномозговой ганглий. Объяснить функциональное значение этих структур.

6.2.3. Найти и показать на препарате мышцы, котрые иннервируются задними ветвями спинномозговых нервов.

7. Формы и методы самоконтроля:

7.1. Тесты:

7.1.1. Сколько основных ветвей выделяют в спинномозговом нерве?

A. 3. *

B. 2.

C. 4.

7.1.2. На сколько ветвей делится спинномозговой нерв?

A. 4. *

B. 3.

C. 6.

7.1.3. Сколько корешков образуют спинномозговой нерв?

A. 2. *

B. 3.

C. 4.

7.1.4. Сколько пар спинномозговых нервов у человека?

A. 31. *

B. 32.

C. 34.

7.1.5. Сколько пар спинномозговых нервов выходят из шейного отдела?

A. 8. *

B. 5.

C. 7.

7.1.6. Каким по функции является подзатылочный нерв?

A. Чувствительным. *

B. Двигательным.

C. Смешанным.

7.1.7. Сколько копчиковых спинномозговых нервов у человека?

A. 1. *

B. 3.

C. 5.

7.1.8. Какой тип нервной системы развивается у человека?

A. Трубчатая нервная система. *

B. Ганглионарная нервная система.

C. Диффузная нервная система.

7.2. Контрольные вопросы:

7.2.1. Какие типы нервной системы выделяют в филогенезе?

7.2.2. Какие выделяют стадии развития нервной трубки?

7.2.3. Чем образован задний корешок спинного мозга?

7.2.4. Какие структуры образовывают передний корешок спинного мозга?

7.2.5. Что такое спинальный ганглий?

7.2.6. Чем образован спинномозговой нерв?

7.2.7. Сколько и какие ветви отходят от спинномозгового нерва?

7.2.8. Сколько пар спинномозговых нервов выходят в каждом отделе спинного мозга?

7.2.9. Какими по функции являются задние ветви спинномозговых нервов?

1. Тема 16: ИННЕРВАЦИЯ МЫШЦ ВЕРХНЕЙ КОНЕЧНОСТИ.

2. Цель занятия: выучить иннервацию мышц верхней конечности, выучить на препаратах, схемах и рисунках особенности топографии спинномозговых нервов, которые расположены на верхней конечности.

3. Базовый уровень знаний:

3.1. Из курса биологии – филогенез нервной системы.

3.2. Из курса анатомии – строение скелета туловища, соединение костей туловища и конечностей, мышцы туловища и конечностей.

4. Программа самоподготовки студентов к теме:

4.1. Выучить классификацию плечевого сплетения.

4.2. Выучить формирование пучков спинномозговых нервов в подмышечной ямке.

4.3. Выучить короткие ветви плечевого сплетения и объекты их иннервации.

4.4. Выучить, какие нервы отходят от медиального пучка плечевого сплетения.

4.5. Выучить, какие нервы отходят от латерального пучка плечевого сплетения.

4.6. Выучить, какие нервы отходят от заднего пучка плечевого сплетения.

4.7. Выучить иннервацию мышц передней и задней групп плеча.

4.8. Выучить иннервацию мышц передней и задней групп предплечья.

4.9. Выучить иннервацию мышц возвышения большого пальца, средней группы и возвышения мизинца кисти.

5. Программа самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

5.1. Определить формулу плечевого сплетения (какими сегментами спинного мозга оно образовано).

5.2. Определить и выучить, как формируются стволы плечевого сплетения. Определить на препарате топографию этих стволов.

5.3. Выяснить топографию коротких ветвей плечевого сплетения. Найти на препапарате короткие ветви и объекты их иннервации (мышцы пояса верхней конечности).

5.4. Выучить и определить деления спиномозгового нерва на 3 основные ветви – менингеальну, заднюю и переднюю.

5.5. Выучить и определить на препарате пучки плечевого сплетения в подмышечной ямке.

5.6. Выучить и определить на препаратах ветви медиального пучка плечевого сплетения. Проследить ход нервов медиального пучка в медиальной двуглавой борозде и их топографию на предплечье.

5.7. Выучить и определить на препаратах ветви латерального пучка плечевого сплетения, их топографию на плече и предплечье.

5.8. Выучить и определить на препаратах ветви заднего пучка плечевого сплетения, их топографию на плече и предплечье (повторить строение четырехстороннего отверстия, плече-мышечного канала).

5.9. Выучить иннервацию мышц возвышения большого пальца кисти, средней группы кисти и возвышения мизинца кисти.

6. Исходящий уровень знаний и умений.

6.1. Студент должен знать:

6.1.1. Иннервацию передней и задней групп мышц плеча.

6.1.2. Иннервацию передней и задней групп мышц предплечья.

6.2. Студент должен уметь:

6.2.1. Показать на скелете и на мышечном препарате и рассказать о формировании и топографии плечевого сплетения (какими сегментами образовано, показать стволы, межлестничное пространство, надключичную ямку, подмышечную ямку).

6.2.2. Определить на препарате медиальный, латеральный и задний пучки плечевого сплетения.

6.2.3. Найти и показать на препарате ветви заднего пучка плечевого сплетения (лучевой и подмышечный нервы). Показать четырехстороннее отверстие, плече-мышечный канал и лучевую борозду, соответствующие нервы в них.

6.2.4. Найти и показать на препарате ветви латерального пучка плечевого сплетения

6.2.5. Найти и показать на препарате ветви медиального пучка плечевого сплетения (локтевую и срединную борозды предплечья).

6.2.6. Найти и показать на препарате мышцы разных групп кисти и назвать их иннервацию.

7. Формы и методы самоконтроля:

7.1. Тесты:

7.1.1. Сколько стволов образовывает плечевое сплетение?

A. 3. *

B. 2.

C. 4.

7.1.2. Какие нервы отходят от заднего пучка плечевого сплетения?

A. Лучевой и подмышечный. *

B. Лучевой и локтевой.

C. Локтевой и подмышечный.

7.1.3. Сколько нервов отходит от латерального пучка плечевого сплетения?

A. 2. *

B. 3.

C. 4.

7.1.4. Какой нерв плечевого сплетения иннервирует переднюю группу мышц плеча?

A. Мышечно-кожный нерв. *

B. Локтевой.

C. Лучевой.

7.1.5. Сколько нервов отходит от заднего пучка плечевого сплетения?

A. 2. *

B. 5.

C. 3.

7.1.6. Какой нерв плечевого сплетения иннервирует заднюю группу мышц предплечья?

A. Лучевой. *

B. Локтевой.

C. Мышечно-кожный нерв.

7.1.7. Какие нервы иннервируют мышцы возвышения большого пальца кисти?

A. Срединный и локтевой. *

B. Срединный и лучевой.

C. Локтевой и лучевой.

7.1.8. Какой нерв проходит в плече-мышечном канале?

A. Лучевой. *

B. Локтевой.

C. Срединный.

7.2. Контрольные вопросы:

7.2.1. Какие сегменты спинного мозга образовывают плечевое сплетение?

7.2.2. Какие стволы выделяют в плечевом сплетении?

7.2.3. Какие пучки выделяют в плечевом сплетении?

7.2.4. Какие короткие ветви отходят от плечевого сплетения?

7.2.5. Назовите нервы заднего пучка плечевого сплетения.

7.2.6. Назовите нервы латерального пучка плечевого сплетения.

7.2.7. Назовите нервы медиального пучка плечевого сплетения.

7.2.8. Опишите топографию лучевого нерва.

7.2.9. Назовите мышцы, которые иннервирует подмышечный нерв.

7.2.10. Опишите топографию локтевого нерва.

7.2.11. Опишите топографию срединного нерва.

7.2.12. Чем иннервируются мышцы плеча?

7.2.13. Чем иннервируются мышцы предплечья?

7.2.14. Чем иннервируются мышцы срединной группы кисти?

7.2.15. Чем иннервируются мышцы возвышения мизинца кисти?

7.2.16. Чем иннервируются мышцы возвышения большого пальца кисти?

7.2.17. Что иннервирует локтевой нерв на кисти?

7.2.18. Что иннервирует локтевой нерв на предплечье?

7.2.19. Что иннервирует лучевой нерв на кисти?

7.2.20. Что иннервирует срединный нерв на кисти?

7.2.21. Что иннервирует срединный нерв на предплечье?

7.2.22. Что иннервирует лучевой нерв на плече?

7.2.23. Что иннервирует лучевой нерв на предплечье?

1. Тема 17: ИННЕРВАЦИЯ МЫШЦ НИЖНЕЙ КОНЕЧНОСТИ.

2. Цель занятия: выучить иннервацию мышц нижней конечности, выучить на препаратах, схемах и рисунках особенности топографии спинномозговых нервов, которые расположены на нижней конечности.

3. Базовый уровень знаний:

3.1. Из курса биологии – филогенез нервной системы.

3.2. Из курса анатомии – строение скелета туловища, соединение костей туловища и конечностей, мышцы туловища и конечностей.

4. Программа самоподготовки студентов к теме:

4.1. Выучить классификацию поясничного сплетения.

4.2. Выучить строение и топографию бедренного нерва.

4.3. Выучить строение и топографию запирательного нерва.

4.4. Выучить классификацию крестцово-копчикового сплетения.

4.5. Выучить строение и топографию коротких ветвей крестцового сплетения.

4.6. Выучить строение и топографию длинных ветвей крестцового сплетения.

4.7. Выучить строение и топографию большеберцового нерва.

4.8. Выучить строение и топографию малоберцового нерва.

4.9. Выучить иннервацию мышц передней, медиальной и задней групп бедра.

4.10. Выучить иннервацию мышц передней, задней и латеральной групп голени.

4.11. Выучить иннервацию мышц возвышения большого пальца, средней группы и возвышения мизинца стопы.

5. Программа самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

5.1. Определить формулу поясничного сплетения (какими сегментами спинного мозга оно образовано).

5.2. Определить и выучить, как формируются ветви поясничного сплетения. Определить на препарате их топографию.

5.3. Выяснить топографию бедренного нерва поясничного сплетения. Найти на препапарате мышечную лакуну, бедренный треугольник, приводящий канал и мышцы передней группы бедра.

5.4. Выяснить топографию запирательного нерва поясничного сплетения. Найти на препапарате запирательное отверстие и мышцы медиальной группы бедра.

5.5. Определить формулу крестцово-копчикового сплетения (какими сегментами спинного мозга оно образовано).

5.6. Выучить и определить на препаратах длинные и короткие ветви крестцово-копчикового сплетения. Проследить выход нервов из полости малого таза (найти надгрушевидное и подгрушевидное отверстия, седалищно-прямокишечную ямку).

5.7. Выучить и определить на препаратах мышцы таза и короткие ветви крестцово-копчикового сплетения, которые их иннервируют.

5.8. Выучить и определить на препаратах топографию седалищного нерва на задней поверхности бедра и мышцы задней группы бедра.

5.9. Выучить и определить на препаратах топографию ветвей седалищного нерва и объекты его иннервации (найти голеноподколенный канал, верхний и нижний мышечно-малоберцовые каналы).

5.10. Выучить иннервацию мышц возвышения большого пальца стопы, средней группы стопы и возвышения мизинца стопы (найти медиальную и латеральную подошвенные борозды и соответствующие нервы).

6. Исходный уровень знаний и умений.

6.1. Студент должен уметь:

6.1.1. Рассказать и показать на скелете и на мышечном препарате о формировании и топографии поясничного сплетения (какими сегментами образован, показать большую поясничную мышцу, мышечную и сосудистую лакуны, запирательное отверстие).

6.1.2. Определить на препарате мышцы передней и медиальной группы бедра, показать бедренный и запирательный нервы, которые их иннервируют.

6.1.3. Найти и показать на препарате крестцово-копчиковое сплетение, надгрушевидное и подгрушевидное отверстия, седалищно-прямокишечную ямку и нервы, которые проходят через эти структуры.

6.1.4. Найти и показать на препарате мышцы задней группы бедра и седалищный нерв, который их иннервирует.

6.1.5. Найти и показать на препарате ветви седалищного нерва - большеберцовый и малоберцовый нервы.

6.1.6. Найти и показать на препарате большеберовый нерв, голеноподколенный канал и заднюю группу мышц голени.

6.1.7. Найти и показать на препарате малоберцовый нерв, мышцы передней и латеральной групп голени, которые он иннервирует.

6.1.8. Показать на стопе мышцы разных групп и объяснить их иннервацию.

7. Формы и методы самоконтроля:

7.1. Тесты:

7.1.1. Какие сегменты спинного мозга образовывают поясничное сплетение?

A. Th XII, L I - L IV, L V. *

B. L II – L V.

C. L III – S V.

7.1.2. Через какое топографическое образование выходит из полости таза бедренный нерв?

A. Через мышечную лакуну. *

B. Через сосудистую лакуну.

C. Через паховый канал.

7.1.3. Какой нерв крестцового сплетения иннервирует заднюю группу мышц бедра?

A. Седалищный. *

B. Запирательный.

C. Верхний ягодичный.

7.1.4. Какой нерв поясничного сплетения иннервирует медиальную группу мышц бедра?

A. Запирательный нерв. *

B. Седалищный нерв.

C. Бедренный нерв.

7.1.5. Через какое топографическое образование выходит из полости таза седалищный нерв?

A. Через подгрушевидное отверстие. *

B. Через сосудистую лакуну.

C. Через надгрушевидное отверстие.

7.1.6. Какой нерв поясничного сплетения иннервирует переднюю группу мышц бедра?

A. Бедренный. *

B. Запирательный..

C. Седалищный.

7.1.7. Какой нерв иннервирует мышцы возвышения большого пальца стопы?

A. Медиальный подошвенный. *

B. Латеральный подошвенный.

C. Поверхностный малоберцовый.

7.1.8. Какой нерв проходит в голеноподколенном канале?

A. Большеберцовый. *

B. Малоберцовый.

C. Бедренный.

7.2. Контрольные вопросы:

7.2.1. Какие сегменты спинного мозга образовывают поясничное сплетение?

7.2.2. Какие сегменты спинного мозга образовывают крестцово-копчиковое сплетение?

7.2.3. Чем ограничен бедренный треугольник и какие структуры в нем расположены?

7.2.4. Какие короткие ветви отходят от крестцово-копчикового сплетения?

7.2.5. Назовите длинные нервы крестцово-копчикового сплетения.

7.2.6. Назовите нервы поясничного сплетения.

7.2.7. Назовите нервы, котрые иннервируют мышцы таза. К какому сплетению они принадлежат?

7.2.8. Опишите топографию бедренного нерва.

7.2.9. Назовите мышцы, котрые иннервирует бедренный нерв.

7.2.10. Опишите топографию запирательного нерва.

7.2.11. Опишите топографию седалищного нерва.

7.2.12. Чем иннервируются мышцы бедра?

7.2.13. Чем иннервируются мышцы голени?

7.2.14. Чем иннервируются мышцы стопы?

7.2.15. Опишите топографию большеберцового нерва.

7.2.16. Опишите топографию малоберцового нерва?

7.2.17. Что иннервирует бедренный нерв на бедре?

7.2.18. Что иннервирует бедренный нерв на голени?

7.2.19. Что иннервирует седалищный нерв на бедре?

7.2.20. Что иннервирует седалищный нерв на голени?

7.2.21. Что иннервирует малоберцовый нерв?

7.2.22. Что иннервирует большеберцовый нерв?

Содержательный модуль 6: Иннервация и кровоснабжение конечностей.

1. Тема 18: АНАТОМИЯ СЕРДЦА: КАМЕРЫ, КЛАПАНЫ, СТРОЕНИЕ СТЕНКИ. МАЛЫЙ И БОЛЬШОЙ КРУГИ КРОВООБРАЩЕНИЯ.

2. Цель занятия: выучить строение, анатомическое положение, иннервацию, топографию сердца. Выучить особенности строения слоёв сердечной стенки. Определить строение и функцию большого и малого кругов кровообращения.

3. Базовый уровень знаний:

3.1. 1.Из курса биологии – филогенез сосудистой системы, развитие сердца, круги кровообращения.

3.2. 2.Из курса анатомии – строение скелета туловища, соединение костей туловища, топография грудной клетки.

4. Программа самоподготовки студентов к теме:

4.1. Выучить строение и топографию сосудов большого круга кровообращения.

4.2. Выучить строение и топографию сосудов малого круга кровообращения.

4.3. Выучить внешнее строение сердца.

4.4. Выучить внутреннее строение сердца (структуры камер, перегородок, клапанов).

4.5. Выучить внутреннее строение стенки сердца.

4.6. Выучить топографию сердца.

5. Программа самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

5.1. Определить функцию большого круга кровообращения, где он начинается и где заканчивается.

5.2. Найти в левом желудочке начало аорты, место отхождения венечных артерий. Определить на препарате топографию аорты. Рассмотреть строение аортального клапана

5.3. Выяснить топографию легочных вен. Найти на препапарате место их впадения в правое предсердие.

5.4. Выяснить топографию легочного ствола. Найти на препапарате выход легочного ствола из правого желудочка.

5.5. Найти на препарате легочные атрерии, определить их топографию и место вхождения в левое предсердие.

5.6. Выучить и определить на препаратах поверхности сердца, его основание, верхушку, венечную борозду и венечный синус в ней. Проследить выход венечных артерий от луковицы аорты и разделение их на ветви. Найти на препарате переднюю и заднюю межжелудочковые борозды.

5.7. Выучить и определить на препаратах строение предсердий: ушки, гребенчатые мышцы, межпредсердную перегородку, овальную ямку, отверстия верхней и нижней полых вен и венечного синуса в правом предсердии; легочных артерий в левом предсердии.

5.8. Выучить и определить на препаратах строение желудочков: сосочковые мышцы, сухожильные хорды, мясистые трабекулы, створки правого и левого предсердно-желудочковых клапанов, межжелудочковую перегородку. Рассмотреть особенности строения и функции этих структур.

5.9. Определить на препаратах слои стенки сердца: перикард, эпикард, миокард, эндокард. Выучить особенности строения и функции любого из слоёв.

5.10. Выучить и определить на скелете топографию сердца, места проектирования данных отверстий: аортального, легочного ствола, предсердно-желудочкового.

6. Исхоящий уровень знаний и умений.

6.1. Студент должен уметь:

6.1.1. Рассказать и показать на скелете и на мышечном препарате нормальное анатомическое положение и топографию сердца.

6.1.2. Уметь определять на препарате отделы сердца, венечную борозду и венечный синус.

6.1.3. Найти и показать на препарате верхушку, основание сердца, его поверхности, ушки, сосуды правого и левого предсердия, аорту, легочной ствол.

6.1.4. Найти и показать на препарате межжелудчковую и межпредсердную перегородки. Определить овальную ямку. Рассказать об особенностях их строения.

6.1.5. Найти и показать на препарате гребенчатые и сосочковые мышцы, мясистые трабекулы, сухожильные хорды.

6.1.6. Найти и показать на препарате трехстворчатый и двухстворчатый клапаны, клапаны аорты и легочного ствола. Объяснить особенности строения этих структур.

6.1.7. Найти и показать на препарате слои сердца.

6.1.8. Уметь показать на препарате перикард и рассказать о его топографии и функциональном значении.

7. Формы и методы самоконтроля:

7.1. Тесты:

7.1.1. Какие отделы имеет сердце?

A. Правое и левое предсердие, правый и левый желудочки. *

B. Предсердие, правый и левый желудочек, межжелудочковую перегородку.

C. Предсердие, желудочек, межжелудочковую перегородку, межпредсердную перегородку.

7.1.2. Какие слои образовывают стенку сердца?

A. Эпикард, миокард, эндокард. *

B. Наружный, средний, внутренний.

C. Адвентициальний, медиальный, внутренний.

7.1.3. Сколько слоев миокарда образуют желудочек?

A. 3. *

B. 2.

C. 4.

7.1.4. Сколько створок имеет правый предсердно-желудочковый клапан?

A. 3. *

B. 2.

C. 4.

7.1.5. Сколько створок имеет левый предсердно-желудочковый клапан?

A. 2. *

B. 3.

C. 4.

7.1.6. На какой структуре сердца расположена овальная ямка?

A. На межпредсердной перегородке. *

B. На межжелудочковой перегородке.

C. В правом предсердии возле верхней полой вены.

7.1.7. В каком отделе сердца расположены сосочковые мышцы?

A. В желудочках. *

B. В ушках сердца.

C. В предсердиях.

7.1.8. Какие части имеет межжелудочковая перегородка?

A. Перепончатую и мышечную. *

B. Верхнюю и нижнюю.

C. Правую и левую.

7.2. Контрольные вопросы:

7.2.1. Определите нормальное анатомическое положение сердца. Назовите признаки, по которым вы это сделали.

7.2.2. Какие поверхности, края и структуры выделяют на поверхности сердца?

7.2.3. Какая структура поверхности сердца выступает границей между предсердиями и желудочками?

7.2.4. Какие камеры выделяют в сердце, как они соединяются между собой?

7.2.5. Какие сосуды и откуда доставляют кровь к левому предсердию?

7.2.6. Какие сосуды впадают в правое предсердие?

7.2.7. Куда кровь оттекает из правого желудочка? Какой сосуд ее выносит?

7.2.8. Как и куда оттекает кровь из левого желудочка?

7.2.9. Чем и где начинается и заканчивается малый круг кровообращения?

7.2.10. Чем и где начинается и заканчивается большой круг кровообращения?

7.2.11. Как устроены трехстворчатый и двухстворчатый (митральный) клапаны и какова их функция в сердце?

7.2.12. Расскажите особенности строения аортального клапана и клапана легочного ствола?

7.2.13. Опишите строение сердечной стенки?

7.2.14. Что такое эндокард? Какие структуры сердца он образовывает?

7.2.15. Как устроен и какую роль выполняет миокард?

7.2.16. Опишите особенности строения миокарда предсердия и желудочков.

7.2.17. Что такое эпикард и перикард? Назовите их функции.

7.2.18. Что составляет скелет сердца?

7.2.19. Чем отличаются венечный синус и венозный синус сердца?

7.2.20. Какие особенности строения имеет межпредсердная перегородка?

7.2.21. Какие особенности строения имеет межжелудочковая перегородка?

7.2.22. Где расположены сосочковые мышцы? Какую функцию они выполняют?

7.2.23. Где в сердце находятся гребенчатые мышцы и ушки сердца?

1. Тема 19: АНАСТОМОЗЫ СОСУДОВ ВЕРХНЕЙ КОНЕЧНОСТИ.

2. Цель занятия: выучить соединения сосудов верхней конечности, образование артериальных сетей суставов и коллатерального кровообращения верхней конечности. Выучить особенности кровоснабжения больших суставов верхней конечности.

3. Базовый уровень знаний:

3.1. Из курса биологии – филогенез сосудистой системы, развитие сердца, кругов кровообращения.

3.2. Из курса анатомии – строение сердца, топография аорты и её ветвей.

4. Программа самоподготовки студентов к теме:

4.1. Выучить строение и топографию подключичной, подмышечной, плечевой, локтевой и лучевой артерий.

4.2. Выучить разветвление подключичной, подмышечной, плечевой, локтевой и лучевой артерий.

4.3. Выучить кровоснабжение акромиально-ключичного сустава. Определить анастомозы между подключичной и подмышечной артериями.

4.4. Выучить кровоснабжение плечевого сустава. Определить анастомозы в области этого сустава.

4.5. Выучить кровоснабжение локтевого сустава. Определить анастомозы в области этого сустава.

4.6. Выучить кровоснабжение лучезапястного сустава. Определить анастомозы в области этого сустава.

4.7. Выучить образование поверхностной и глубокой ладонной дуг. Определить, анастомозы каких артерий образовали эти дуги.

5. Программа самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

5.1. Используя знания строения и топографии подключичной и подмышечной артерий, определить анастомозы в области акромиально-ключичного сустава. Записать в тетрадь источники кровоснабжения акромиально-ключичного сустава и анастомозы в его области.

5.2. Используя знания строения и топографии подключичной, подмышечной и плечевой артерий, определить анастомозы в области плечевого сустава. Записать в тетрадь источники кровоснабжения плечевого сустава и анастомозы в его области. Найти на препарате подключичную, подмышечную артерии.

5.3. Используя знания строения и топографии плечевой, локтевой и лучевой артерий, определить анастомозы в области локтевого сустава. Записать в тетрадь источники кровоснабжения локтевого сустава и анастомозы в его области. Найти на препапарате плечевую артерию и глубокую артерию плеча.

5.4. Определить анастомозы между локтевой и лучевой артериями в области лучезапястного сустава. Записать в тетрадь источники кровоснабжения лучезапястного сустава и анастомозы между вышеперечисленными артериями.

5.5. Найти на препарате поверхностную и глубокую ладонные дуги, определить, чем образована каждая из них.

6. Исходный уровень знаний и умений.

6.1. Студент должен уметь:

6.1.1. Рассказать и показать на скелете топографию подключичной артерии.

6.1.2. Определять на препарате топографию и отделы подмышечной артерии.

6.1.3. Найти и показать на препарате артериальные ветви, которые принимают участие в кровоснабжении акромиально-ключичного и плечевого суставов.

6.1.4. Найти и показать на препарате медиальную двуглавую борозду и плечевую артерию.

6.1.5. Найти и показать на препарате плече-мышечный канал и глубокую артерию плеча в нем.

6.1.6. Найти и показать на препарате локтевую ямку и плечевую артерию, ее разветвление на локтевую и лучевую артерии. Объяснить особенности строения артериальной сети локтевого сустава.

6.1.7. Найти и показать на препарате лучевую и локтевую борозды предплечья и соответствующие артерии в них. Объяснить образования ладонной и тыльной сети запястья.

6.1.8. Показать на препарате и объяснить образования поверхностной ладонной дуги и глубокой ладонной дуги. Россказать, какие артерии образовывают анастомозы между двумя дугами. Объяснить функциональное значение дуг и анастомозов.

7. Формы и методы самоконтроля:

7.1. Тесты:

7.1.1. Какие артерии анастомозируют в области лучезапястного сустава?

A. Лучевая, локтевая, передняя и задняя межкостные артерии. *

B. Плечевая, локтевая, передняя и задняя межкостные артерии.

C. Лучевая, локтевая, плечевая артерии.

7.1.2. Какие артерии анастомозируют в области акромиально-ключичного сустава?

A. Подключичная и подмышечная артерии. *

B. Подключичная и лучевая артерии.

C. Подмышечная и плечевая артерии.

7.1.3. Какие артерии анастомозируют в области плечевого сустава?

A. Подключичная, подмышечная и плечевая артерии. *

B. Подключичная, подмышечная и локтевая артерии.

C. Подключичная, подмышечная и лучевая артерии.

7.1.4. Какие артерии анастомозируют в области локтевого сустава?

A. Плечевая, глубокая артерия плеча, локтевая, лучевая, межкостная артерии. *

B. Плечевая, локтевая, лучевая, межкостная артерии.

C. Подмышечная, глубокая артерия плеча, локтевая, лучевая, межкостная артерии.

7.1.5. Какие артерии соединяют глубокую и поверхностную ладонные дуги?

A. Ладонные пястные артерии. *

B. Передняя межкостная артерия.

C. Общие ладонные пальцевые артерии.

7.2. Контрольные вопросы:

7.2.1. Определите анастомозы в области плечевого сустава.

7.2.2. Покажите на препарате подмышечную и подключичную артерии. Назовите ветви, которые анастомозируютв области акромиально-ключичного сустава.

7.2.3. Какие артериальные ветви анастомозируютв локтевом суставе?

7.2.4. Чем образована сеть плечевого сустава?

7.2.5. Какие сосуды образовывают сеть локтевого сустава?

7.2.6. Какие сосуды образовывают ладонную пястную сеть?

7.2.7. Какие сосуды образовывают тыльную пястную сеть?

7.2.8. Какие сосуды образовывают поверхностную ладонную дугу?

7.2.9. Какие сосуды образовывают глубокую ладонную дугу?

7.2.10. Какие сосуды образовывают анастомоз между поверхностной и глубокой ладонными дугами?

1. Тема 20: АНАСТОМОЗЫ СОСУДОВ НИЖНЕЙ КОНЕЧНОСТИ.

2. Цель занятия: выучить соединения сосудов нижней конечности, образование артериальных сетей суставов и коллатерального кровообращения нижней конечности. Выучить особенности кровоснабжения больших суставов нижней конечности.

3. Базовый уровень знаний:

3.1. Из курса биологии – филогенез сосудистой системы, развитие сердца, круга кровообращения.

3.2. Из курса анатомии – строение сердца, топография аорты и ее ветвей.

4. Программа самоподготовки студентов к теме:

4.1. Выучить строение и топографию наружной и внутренней подвздошных артерий, бедренной артерии, их разветвления.

4.2. Выучить топографию разветвления бедренной артерии на большеберцовую и малоберцовую артерии.

4.3. Выучить кровоснабжение крестцово-подвздошного сустава. Определить анастомозы между артериями, которые его кровоснабжают.

4.4. Выучить кровоснабжение тазобедренного сустава. Определить анастомозы в области этого сустава.

4.5. Выучить кровоснабжение коленного сустава. Определить анастомозы в области этого сустава.

4.6. Выучить кровоснабжение межберцового сустава. Определить анастомозы в области этого сустава.

4.7. Выучить кровоснабжение голеностопного сустава. Определить анастомозы в области этого сустава.

4.8. Выучить образование тыльной и подошвенной дуг стопы. Определить, анастомозы каких артерий образовали эти дуги.

5. Программа самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

5.1. Используя знания строения и топографии аорты, наружной и внутренней подвздошной артерий, определить анастомозы в области крестцово-подвздошного сустава. Записать в тетрадь источники кровоснабжения крестцово-подвздошного сустава и анастомозы в его области.

5.2. Используя знания строения и топографии аорты, наружной и внутренней подвздошной артерий, бедренной артерии определить анастомозы в области подвздошного гребня и тазобедренногосустава. Записать в тетрадь источники кровоснабжения тазобедренного сустава и анастомозы в его области.

5.3. Используя знания строения и топографии бедренной, большеберцовой и малоберцовой артерий, определить анастомозы в области коленного сустава. Записать в тетрадь источники кровоснабжения коленного сустава и анастомозы в его области. Найти на препапарате бедренную, подколенную, бльшеберцовую, малоберцовую артерии.

5.4. Определить анастомозы, котрые формируются в области межберцового сустава.

5.5. Определить, какие артерии образовывают сеть медиальной и латеральной лодыжек. Записать в тетрадь источники кровоснабжения голеностопного сустава и анастомозы между этими артериями.

5.6. Найти на препарате и объяснить образование тыльной дуги стопы. Определить, чем образована подошвенная дуга стопы.

5.7. Определить, чем соединяются между собой дуги стопы и какое функциональное значение артериальных анастомозов на стопе.

6. Исходящий уровень знаний и умений.

6.1. Студент долен уметь:

6.1.1. Рассказать и показать на скелете топографию сосудов малого таза.

6.1.2. Уметь определять на препарате топографию и ветви наружной и внутренней подвздошных артерий.

6.1.3. Найти и показать на препарате артериальные ветви, которые принимают участие в кровоснабжении крестцово-подвздошного сустава.

6.1.4. Найти и показать на препарате сосудистую лакуну и бедренную артерию.

6.1.5. Найти и показать на препарате приводящий канал и бедренную артерию в нем.

6.1.6. Найти и показать на препарате подколенную, большеберцовую и малоберцовую артерии, их разветвление. Объяснить особенности строения артериальной сети коленного и межберцового суставов.

6.1.7. Найти и показать на препарате голеноподколенный канал, большеберцовую и малоберцовую артерии. Объяснить образования медиальной и латеральной сети лодыжек.

6.1.8. Уметь показать на препарате и объяснить образования тыльной дуги стопы и подошвенной дуги стопы. Рассказать, какие артерии образовывают анастомозы между двумя дугами. Объяснить функциональное значение дуг и анастомозов.

7. Формы и методы самоконтроля:

7.1. Тесты:

7.1.1. Какая артерия проходит в связке головки бедра?

A. Запирательная артерия. *

B. Бедренная артерия.

C. Внутренняя половая артерия.

7.1.2. Какие артерии анастомозируют в области проксимальной части тела бедренной кости?

A. Медиальная и латеральная огибающие артерии. *

B. Медиальная огибающая и запирательная артерии.

C. Наружная подвздошная и бедренная артерии.

7.1.3. Какая артерия проходит в приводящем канале?

A. Бедренная артерия. *

B. Глубокая бедренная артерия.

C. Подколенная артерия.

7.1.4. Какие сосуды проходят сквозь сосудистую лакуну?

A. Бедренная артерия и вена. *

B. Бедренная артерия и большая подкожная вена.

C. Наружная подвздошная и бедренная артерии, бедренная вена.

7.1.5. Какая артерия соединяет тыльные и подошвенные дуги стопы?

A. Глубокая подошвенная артерия. *

B. Дугообразная артерия.

C. Тыльная артерия стопы.

7.1.6. Какая артерия расположена в голеноподколенном канале?

A. Задняя большеберцовая артерия.*

B. Малоберцовая артерия.

C. Передняя большеберцовая артерия.

7.2. Контрольные вопросы:

7.2.1. Определите анастомозы в области крестцово-подвздошного сустава.

7.2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: