Создание временного детского коллектива — сложная и увлекательная задача, решение которой начинается с первой минуты встречи с ребятами и заканчивается вожатским спектаклем. Исследования, проведенные педагогами К. Н. Травиным, А. И. Лутошкиным, Т Н. Мальковской, Л К. Кленевской и другими показывают, что временный детский коллектив при соответствующих условиях и квалифицированном педагогическом руководстве за весьма короткий срок достигает весьма высокого уровня развития, которое происходит поэтапно, и каждый этап имеет свое качественное своеобразие
Развитие временного детского коллектива идет по трем этапам:
— оргперпод (1 этап, адаптационный период); 4—5 дней
— основной период (2 этап), 16—18 дней
— итоговый период (заключительный, 3 этап), 2—3 дня
На каждом этапе развития ВДК ставятся этапные цели.
Организационный период
Организационный период — это период адаптации ребенка и подростка к новым условиям жизнедеятельности, период первоначального сплочения коллектива, период становления коллектива.
Адаптация к новым условиям жизнедеятельности предполагает приспособление:
— к условиям закрытого или органического социума;
— к смене основных видов деятельности,
— к новизне общения, установлению коммуникативных связей с большим числом сверстников и взрослых;
— к режиму жизни;
— к новым бытовым условиям,
Цель оргпериода – заложить основы ВДК.
Задачи оргпериода:
— удовлетворить потребность детей в информации о лагере, о людях, в нём работающих, об окрестностях;
— создать необходимые условия для адаптации подростка к новым условиям жизнедеятельности;
— предъявить единые педагогические требования (ЕПТ),
— наметить перспективы совместной деятельности с отрядом (планирование);
— организовать деятельность, способствующую раскрытию творческого потенциала детей;
— получить необходимую информацию о каждом ребенке.