Целому, в динамике их развития (Si duo paciunt idem non est idem).
Теоретически этот пример показателен. Он объясняет возникновение мнимой
Психопатии, мнимого дефекта (moral insanity), который был создан в воображении
Исследователей, почему они и не могли объяснить глубокой социальной
Неприспособленности детского раз вития в подобных случаях. Значение социо- и
Психогенных факторов в развитии ребенка столь велико, что могло привести к
Иллюзии дефекта, к подобию болезни, к мнимой психопатии.
4.
В последние два десятилетия научная дефектология познакомилась с новой формой
Детской дефективности. Сущность ее сводится к двигательной недостаточности (М.
О. Гуревич) (21). В то время как олигофрения характеризуется всегда главным
Образом теми или и ными дефектами интеллекта, новая форма неправильного
Развития, сделавшаяся в последнее время предметом пристального изучения и
Практического педагогического и лечебного воздействия, сводится к недоразвитию
|
|
Моторного аппарата ребенка. Эту форму детской дефективности называют по-разному.
Дюпре (22) назвал ее debilitetmotrice, т. е. моторной дебильностью, по аналогии
С интеллектуальной дебильностью; Т. Геллер (23) - моторной отсталостью, а в
Крайних формах - моторной идиотией; К. Якоб (24) и Ф. Гомбур гер - моторным
Инфантилизмом; М. О. Гуревич - двигательной недостаточностью. Сущность явлений,
Скрывающихся за различными обозначениями, сводится к более или менее ярко
Выраженной недостаточности развития моторной сферы, во многом аналогичной
Интеллек туальной недостаточности при олигофрении.
Моторная недостаточность в огромной мере допускает компенсацию, упражнение
Моторных функций, выравнивание дефекта (Гомбургер, М. Надолечный (25), Геллер).
Моторная отсталость часто и легко поддается, в известных, конечно, пределах,
Педагогическому и л ечебному воздействию. Поэтому взятая сама по себе моторная
отсталость нуждается в 'двойной характеристике по схеме "дефект-компенсация".
Динамика этой формы недостаточности, как и всякой другой, раскрывается только
При учете вызываемых ею положительных ответных реакций организма, компенсирующих
Дефект.
Глубокое принципиальное значение, которое имело введение в инвентарь науки
Этой новой формы недостаточности, заключается не только в том, что наше
Представление о детской дефективности расширилось и обогатилось знанием
Дефектологии - теоретической и практической - факт, что эта форма дефективности
не связана необходимо с интеллектуальной отсталостью. "Этого рода