Болевым раздражениям и т. д. В этом видят черты этической дефективности, или
Moral insanity, которые с рождения обрекают ребенка на асоциальное поведение. И
Это кажется правдоподобным, если рассматривать поступки ребенка в отдельности,
сводить их в те или иные "свойства", а из свойств составлять характер.
Опыты с перемещением таких детей в другую, лучшую среду показывают, что в
Новом целом все свойства нередко приобретают совсем иной вид, дети становятся
Мягкими, любезными, живыми, уживчивыми. Часто оказывается, что мы имели дело с
Детьми, у которых ос обо повышенная чувствительность, а наблюдавшееся понижение
Чувствительности есть не что иное, как защитная реакция, самооборона,
Биологический защитный панцирь против болезненных воздействий среды.
Советские психологи и педагоги с чувством удовлетворения отметят назревающий
За границей пересмотр учения о моральной дефективности и увидят в этом еще одно
|
|
Доказательство правильности того пути, на который встала в этом вопросе наша
Педагогика, - пути, намеченного в резолюциях II съезда по социально-правовой
Охране несовершеннолетних (1924): деление ребят на нормальных, сказано в этих
Резолюциях, морально дефективных, этически дефективных, этически отсталых и т.
Д. съезд признает недопустимым. Ос тановиться на этом перекрестке советской и
Иностранной педагогике нужно, однако, не только для того, чтобы почерпнуть новое
Научное подтверждение давно нами принятого и проводимого в жизнь решения, но и
Для того, чтобы сравнить свой опыт с иностранным, проверить себя чужим примером
И опытом, что столь необходимо для закрепления революционной реформы и
Постановки собственной научной работы.
К вопросу о динамике детского характера
1.
В психологической теории и в педагогической практике самая постановка вопроса
Не оставляла места для учения о детском характере, о развитии и процессе его
Становления. К этому вопросу подходили статически и рассматривали характер как
Устойчивую и пост оянную величину, всегда равную самой себе, наличную и данную.
Характер понимали как статус, а не как процесс, как состояние, а не как
Становление. Классическую формулу этого традиционного воззрения дал Т. Рибо,
Выдвинувший два условия, необходимых и д остаточных для того, чтобы установить
Понятие характера: единство и стабильность, под которыми он подразумевал
Единство во времени. Истинный признак характера, по Рибо, то, что он появляется
В раннем детстве и остается постоянным в течение жизни; наст оящий характер