Полном смысле слова. Возможность воспитания идиотов бесспорно основ ана на

допущении, гораздо менее смелом, но аналогичном" (там же, с. 23). Мы сказали бы

Сейчас: аналогичном, но гораздо более смелом.

В этом отношении, как мы уже сказали, социальное воспитание глубоко отсталого

Ребенка является единственно состоятельным научным путем его воспитания. Вместе

С тем оно единственно только и способно воссоздать отсутствующие функции там,

Где их нет из-за биологической неполноценности ребенка. Только социальное

Воспитание может преодолеть одиночество идиотии и глубокой отсталости, провести

Глубоко отсталого ребенка через Процесс становления человека, ибо, по

Замечательному выражению Л. Фейербаха, кот орое может быть взято эпиграфом к

Учению о развитии ненормального ребенка, то, что абсолютно невозможно для

одного, возможно для двух. Добавим: то, что невозможно в плане индивидуального

развития, становится возможным в плане развития социального.

Проблема умственной отсталости

В проблеме умственной отсталости до последнего времени выдвигается на первый

план в качестве основного момента интеллектуальная недостаточность ребенка, его

Слабоумие. Это закреплено в самом определении детей, которых называют обычно

Слабоумными или у мственно отсталыми. Все остальные стороны личности такого

Ребенка рассматриваются как возникающие вторично в зависимости от основного

Интеллектуального дефекта. Многие склонны даже не видеть существенного отличия в

Аффективной и волевой сфере этих детей и детей нормальных.

Правда, это интеллектуалистическое направление, сводящее всю проблему

Умственной отсталости к слабоумию, уже давно встречало оппозицию со стороны

Многих исследований. Так, Э. Сеген указывал на то, что из всех недостатков этих

Детей самый главный-недос таток воли.

Расстройство воли, по его словам, гораздо важнее, чем все остальные

Физиологические и психические расстройства, взятые вместе. Воля-этот рычаг всех

Действий, всех способностей- отсутствует у умственно отсталого ребенка. В куполе

Вашего здания недостае т замыкающего его камня. Все здание рухнет, если вы,

Удовольствовавшись только внешней отделкой и украшениями, удалитесь, не придав

Прочности вашей работе, т. е. не связав новых способностей, развитых вами в

Ученике, органической связью-свободной волей.

Но Э. Сеген, говоря о расстройствах воли как о главном недостатке этих детей,

Имеет в виду не только ту высшую ступень в развитии воли, которую он называет

Замыкающим камнем в куполе всего здания. Он полагает, что и самые основные,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: