допущении, гораздо менее смелом, но аналогичном" (там же, с. 23). Мы сказали бы
Сейчас: аналогичном, но гораздо более смелом.
В этом отношении, как мы уже сказали, социальное воспитание глубоко отсталого
Ребенка является единственно состоятельным научным путем его воспитания. Вместе
С тем оно единственно только и способно воссоздать отсутствующие функции там,
Где их нет из-за биологической неполноценности ребенка. Только социальное
Воспитание может преодолеть одиночество идиотии и глубокой отсталости, провести
Глубоко отсталого ребенка через Процесс становления человека, ибо, по
Замечательному выражению Л. Фейербаха, кот орое может быть взято эпиграфом к
Учению о развитии ненормального ребенка, то, что абсолютно невозможно для
одного, возможно для двух. Добавим: то, что невозможно в плане индивидуального
развития, становится возможным в плане развития социального.
Проблема умственной отсталости
В проблеме умственной отсталости до последнего времени выдвигается на первый
|
|
план в качестве основного момента интеллектуальная недостаточность ребенка, его
Слабоумие. Это закреплено в самом определении детей, которых называют обычно
Слабоумными или у мственно отсталыми. Все остальные стороны личности такого
Ребенка рассматриваются как возникающие вторично в зависимости от основного
Интеллектуального дефекта. Многие склонны даже не видеть существенного отличия в
Аффективной и волевой сфере этих детей и детей нормальных.
Правда, это интеллектуалистическое направление, сводящее всю проблему
Умственной отсталости к слабоумию, уже давно встречало оппозицию со стороны
Многих исследований. Так, Э. Сеген указывал на то, что из всех недостатков этих
Детей самый главный-недос таток воли.
Расстройство воли, по его словам, гораздо важнее, чем все остальные
Физиологические и психические расстройства, взятые вместе. Воля-этот рычаг всех
Действий, всех способностей- отсутствует у умственно отсталого ребенка. В куполе
Вашего здания недостае т замыкающего его камня. Все здание рухнет, если вы,
Удовольствовавшись только внешней отделкой и украшениями, удалитесь, не придав
Прочности вашей работе, т. е. не связав новых способностей, развитых вами в
Ученике, органической связью-свободной волей.
Но Э. Сеген, говоря о расстройствах воли как о главном недостатке этих детей,
Имеет в виду не только ту высшую ступень в развитии воли, которую он называет
Замыкающим камнем в куполе всего здания. Он полагает, что и самые основные,