Новая теория, родившаяся в недрах немецкой структурной психологии, исходит из
Того понимания природы интеллектуального акта, которое было развито Кодером в
Известном исследовании интеллекта человекоподобных обезьян. Сущность этого акта,
По Келеру, зак лючается в изменении структур видимого поля. Образы,
Воспринимавшиеся прежде как изолированные целые, образуют в результате этого
Акта единую замкнутую структуру. Несамостоятельные части каких-либо целых
Становятся самостоятельными или связываются с д ругими частями других целых в
Новые структуры. Короче говоря, структуры поля скачкообразно изменяются,
Происходит группировка отдельных целых внутри них.
Сведя, таким образом, интеллектуальный акт к изменению структур, новая теория
Заключает, что сам по себе интеллектуальный акт у слабоумного ребенка
Обнаруживает во всех основных свойствах ту же самую природу, что и у
Нормального. Нельзя сказать, чтобы слабоумный не воспринимал структур или чтобы
|
|
Они были у него менее ясно выражены. Нельзя даже утверждать, что его
Интеллектуальные процессы менее интенсивны. Иногда они даже производят
Впечатление более интенсивных, чем у нормального ребенка. Совершен но так же,
Как у нормального ребенка и у антропоида, интеллектуальный акт у слабоумного
Заключается в изменении структурных отношений в поле.
Новая теория соглашается признать только две особенности, отличающие
Интеллект слабоумного от интеллекта нормального ребенка. Первое (чисто внешнее)
Различие состоит в следующем: типичные для интеллекта изменения структур
Возникают у слабоумных детей не при тех условиях, что у нормальных детей того же
Возраста, но при более легких и примитивных задачах. Второе качественное
Различие заключается в том, что слабоумный ребенок мыслит более конкретно и
Наглядно, чем нормальный.
Мы видим, таким образом, что на смену интеллектуалистической теории слабоумия
Выдвигается новая, которая не только видит свою цель в преодолении
Интеллектуализма, но и пытается свести на нет значение интеллектуального дефекта
Как такового при объяснен ии природы детского слабоумия.
Различия в интеллекте слабоумного и нормального ребенка оказываются
Несущественными, природа интеллектуального процесса оказывается идентичной у
Обоих, следовательно, не в области интеллекта следует искать причины,
Объясняющие своеобразие умственно от сталых детей по сравнению с нормальными,
Наоборот, их незначительные отличия в области умственных процессов сами должны