К. Коффка, анализируя опыты Келера,- обращает также внимание на то, что
Разумные действия обезьяны не могут быть названы волевыми действиями, но
Остаются по динамической природе всецело в плоскости инстинктивного сознания.
Есть ли какой-нибудь смысл д ействие шимпанзе называть волевым действием? Коффка
Показывает, что разумные действия шимпанзе находятся на противоположном полюсе
По отношению к волевым действиям. Очевидно, эти примитивные формы
Интеллектуальной деятельности как-то иначе связаны с а ффектом и волей, чем
Разумные действия человека. В частности, недооценка этой стороны дела и привела
Келера к ложному отождествлению действий шимпанзе с употреблением орудия
Человеком. Очевидно, в ходе развития меняются и совершенствуются не только ин
Теллектуальные функции, но и отношение интеллекта и аффекта.
В этом гвоздь всего вопроса. Мы к нему вернемся ниже. Сейчас мы хотели бы
Показать, что Левин, рассматривая проблему аффекта в гораздо более расчлененном
И аналитическом виде, чем интеллекта, все же всецело сохраняет метафизический и
Антидиалектический характер анализа и в этом вопросе. Аффективные процессы,
Возникающие из истинных потребностей и неистинных потребностей и связанной с
Ними побудительной динамической тенденции, рассматриваются Левином как нечто
Изначальное и не зависящее от психичес кой жизни в целом. Он знает только
Одностороннюю зависимость. Все в психической жизни зависит от ее динамической
Основы. Но Левин не видит второй стороны зависимости, того, что сама
Динамическая основа изменяется в ходе развития физической жизни и, в свою
Очередь, обнаруживает зависимость от тех изменений, которые претерпевает
Сознание в целом.
Он не знает того диалектического правила, что в ходе развития причина и
Следствие меняются местами, что раз возникшие на основе известных динамических
Предпосылок высшие психические образования оказывают обратное влияние на
Породившие их процессы, что в развитии низшее сменяется высшим, что в развитии
Изменяются не только сами по себе физиологические функции, но в первую очередь
Изменяются межфункциональные связи и отношения между отдельными процессами, в
Частности между интеллектом и аффектом. Лев ин рассматривает аффект вне развития
И вне связи с остальной психической жизнью. Он предполагает, что место аффекта в
Психической жизни остается неизменным и постоянным на всем протяжении развития и
Что, следовательно, отношения интеллекта и аффекта е сть константная величина.