Развитии интеллекта

К. Коффка, анализируя опыты Келера,- обращает также внимание на то, что

Разумные действия обезьяны не могут быть названы волевыми действиями, но

Остаются по динамической природе всецело в плоскости инстинктивного сознания.

Есть ли какой-нибудь смысл д ействие шимпанзе называть волевым действием? Коффка

Показывает, что разумные действия шимпанзе находятся на противоположном полюсе

По отношению к волевым действиям. Очевидно, эти примитивные формы

Интеллектуальной деятельности как-то иначе связаны с а ффектом и волей, чем

Разумные действия человека. В частности, недооценка этой стороны дела и привела

Келера к ложному отождествлению действий шимпанзе с употреблением орудия

Человеком. Очевидно, в ходе развития меняются и совершенствуются не только ин

Теллектуальные функции, но и отношение интеллекта и аффекта.

В этом гвоздь всего вопроса. Мы к нему вернемся ниже. Сейчас мы хотели бы

Показать, что Левин, рассматривая проблему аффекта в гораздо более расчлененном

И аналитическом виде, чем интеллекта, все же всецело сохраняет метафизический и

Антидиалектический характер анализа и в этом вопросе. Аффективные процессы,

Возникающие из истинных потребностей и неистинных потребностей и связанной с

Ними побудительной динамической тенденции, рассматриваются Левином как нечто

Изначальное и не зависящее от психичес кой жизни в целом. Он знает только

Одностороннюю зависимость. Все в психической жизни зависит от ее динамической

Основы. Но Левин не видит второй стороны зависимости, того, что сама

Динамическая основа изменяется в ходе развития физической жизни и, в свою

Очередь, обнаруживает зависимость от тех изменений, которые претерпевает

Сознание в целом.

Он не знает того диалектического правила, что в ходе развития причина и

Следствие меняются местами, что раз возникшие на основе известных динамических

Предпосылок высшие психические образования оказывают обратное влияние на

Породившие их процессы, что в развитии низшее сменяется высшим, что в развитии

Изменяются не только сами по себе физиологические функции, но в первую очередь

Изменяются межфункциональные связи и отношения между отдельными процессами, в

Частности между интеллектом и аффектом. Лев ин рассматривает аффект вне развития

И вне связи с остальной психической жизнью. Он предполагает, что место аффекта в

Психической жизни остается неизменным и постоянным на всем протяжении развития и

Что, следовательно, отношения интеллекта и аффекта е сть константная величина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: