Возникает необходимость пронаблюдать эти наследственные данные в истории
Дальнейшего развития реб енка, проследить их судьбу и установить основных законы
Связи между определенным наследственным задатком с линией последующего развития
Ребенка. Сказанное относится не только к сфере характера, но и к физическому
Развитию ребёнка, в частности его росту. В качестве примера укажем на
Исследование Л. С. Гешелиной, выясняющие влияние наследственного и средового
Моментов на рост детей. Правильное конституциональное изучение роста ребенка,
Этого относительно простейшего явления требует изучения наследст венных и
Средовых влияний, а послед нее возможно только с помощью изучения всей семьи.
Следующий момент, на который нужно обратить внимание, - изучение
Наследственных влияний в единстве со средовыми. При этом отдельные моменты и
Показатели среды не могут быть просто свалены в кучу путем беспорядочного
|
|
Перечисления, исследователь должен представить их как структурное целое,
Сконструированное с точки зрения развития ребенка. Изучение среды в истории
Развития ребенка никогда не явится окончательным и полным, если мы не примем во
Внимание то же самое, о чем говорили и в отношении наследственности.
Как алкоголизмом деда иногда прямо объясняют поведение внука, так те или иные
Семейно-бытовые моменты (теснота помещения, плохие отношения между родителями,
Наличие дурных примеров и пр.) ставят в непосредственную зависимость с жалобами
На поведение р ебенка. При этом опять-таки считается, что достигнуто
Удовлетворительное научное объяснение, когда указано на бросающийся в глаза
Средовой момент. Ребенка приводят к исследователю с рядом жалоб на
Трудновоспитуемость, идущих от семьи и школы. Исследов атель устанавливает
Тяжелые экономические, жилищные и моральные условия в семье. Анализ закончен. Но
Ведь такой же анализ способен дать любой сосед-обыватель, который в подобных
случаях обычно говорит: "Да вы посмотрите, как люди живут-то!"
Задача педолога отнюдь не ограничивается таким обывательским констатированием
Связи между тяжелыми условиями жизни и трудновоспитуемостью ребенка. Научный
Подход тем и отличается от житейски-эмпирического, что он предполагает вскрытие
Глубоких внутрен них зависимостей и механизмов возникновения того или иного
Средового влияния. До тех пор пока это не сделано, до тех пор пока не показано,
Как, каким путем, через какие посредствующие звенья, с помощью каких