Установка на поиск положительных воз можностей развития аномального ребенка

Является ведущей во всех дефектологических работах Выготского, в частности в его

Работах, касающихся диагностики развития. Внимание Выготского-и в этом состояла

Новизна его подхода-привлекли те способности, котор ые оставались сохранными у

Таких детей и могли составить основу для развертывания их потенциальных

Возможностей. Именно возможности детей, а не их дефекты прежде всего

Заинтересовали Выготского.

Л. С. Выготский настаивал на новом подходе к аномальному ребенку-на отказе от

Изучения внешних проявлений отдельных функций при той или иной аномалии и на

Генетическом рассмотрении всей системы функций и их соотношения при разных

Аномалиях. Он показал необходимость генетического анализа системы, во-первых, в

плане развития не только самих психических процессов, но и их соотношения, т. е.

изменения межфункциональных отношений; во-вторых, в плане причинно-следственного

Рассмотрения своеобразия развит ия и всех тех отклонений, которые имеют место

При той или иной аномалии.

Особое значение Выготский придавал развитию у аномальных детей высших

Психических процессов и их взаимосвязи с более элементарными. Его исследования

Показали возможность развития и компенсации умственного и сенсорного дефекта за

Счет развития и соверш енствования в первую очередь высших психических функций,

А не простой тренировки элементарных.

Выготский подчеркивал необходимость изучать не только симптомы того или иного

Дефекта, но и сущность изменений, характер новообразований.

В качестве основы теории и клиники трудного детства Выготским впервые

Сформулировано требование перейти от изучения симптомов того или иного дефекта к

Изучению сущности изменений, происходящих в процессе развития, обнаруживающих

Себя в этих симптомах. Переворот этого типа, осуществленный в психиатрии Э.

Крепелином, близок и дорог Выготскому преодолением феноменологичности, открытием

За феноменами механизмов. Однако это лишь начало движения для Выготского.

Революция Крепелина представляла собой факт ически замену симптома

Симптокомплексом, или малого комплекса большим.

Л. С. Выготский ставил перед исследователями трудного детства важнейшую

Задачу перехода от изучения симптокомплексов как самоцели к изучению процессов

развития, "лишь обнаруживающих себя в этих условиях". Трудно переоценить новизну

(для ранней эпохи р азвития дефектологии) и плодотворность этой идеи,

Направленной на раскрытие внутренних закономерностей, внутренней логики процесса


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: