Изменчивое как по отношению к отдельным психическим функциям, так и к разным
Этапам возрастного развития. Поэтому для правильного понимания процесса
Психического развития ребенка важно определить роль и значение каждого из этих
Факторов.
Любой психический процесс несет в себе как наследственные предпосылки, гак и
Влияние среды. Но удельный вес этих влияний различен для разных сторон психики,
В разном возрасте. Выготский, далее, подчеркивал, что развитие сложных
Психических процессов (произвольное внимание, активное запоминание,
Мыслительная деятельность), а также характера, поведения, которое проходит
Длительный путь формирования (дошкольный, школьный, подростковый, юношеский
Возраст), неизмеримо больше зависит от окружающей среды (от условий воспитания и
Обучения ребенка, культурно-бытового окружения, от характера общения, форм и
Способов деятельности и т. п.), чем от наследственности. При этом, по мысли
|
|
Выготского, для развития ребенка среда выступает не только как условие, но и
Источник его развития. Ребенок с первых, дней существования находится во
Взаимодействии и под влиянием окружающей социальной среды, которая определяет
Его развитие и как бы ведет его за собой. Однако наследственный компонент, как
Бы он мал ни был, участвует в формировании и высших психических функций. Одна из
Основных идей, полемически остро защищаемая Выготским,-идея о том, что
Особенности трудного ребенка должны рассматриваться не в статике, как сумма его
Дефектов, его недочетов, а в динамике. Своеобразие этой области не может быть
Понято в рамках традиционного количественного подхода, рассматриающего
Дефективного ребенка главным образом с негативной стороны. Так, отличие
Аномального ребенка от нормального видели в том, что у дефективного ребенка
Внимание слабее, объем памяти и прочность запоминания меньше, чем у нормального,
И т. д. Такое рассмотрение приводило к упрощенному пониманию своеобразия психики
Умственно отсталого и физически дефективного ребенка. Идея развития, выдвинутая
Выготским при разработке общей психологической теории высших психических функций
И введенная в дефектологию, сыграла большую роль в преодолении этой
"арифметической концепции дефективности".
Раскрывая динамику, лежащую в основе своеобразия развития умственно
Отсталого, физически дефективного и трудновоспитуемого ребенка, Выготский
Показал и положительные стороны личности этих детей. Эта оптимистическая