Представляет собой единство сложное, дифференцированное, динамическое и

Изменчивое как по отношению к отдельным психическим функциям, так и к разным

Этапам возрастного развития. Поэтому для правильного понимания процесса

Психического развития ребенка важно определить роль и значение каждого из этих

Факторов.

Любой психический процесс несет в себе как наследственные предпосылки, гак и

Влияние среды. Но удельный вес этих влияний различен для разных сторон психики,

В разном возрасте. Выготский, далее, подчеркивал, что развитие сложных

Психических процессов (произвольное внимание, активное запоминание,

Мыслительная деятельность), а также характера, поведения, которое проходит

Длительный путь формирования (дошкольный, школьный, подростковый, юношеский

Возраст), неизмеримо больше зависит от окружающей среды (от условий воспитания и

Обучения ребенка, культурно-бытового окружения, от характера общения, форм и

Способов деятельности и т. п.), чем от наследственности. При этом, по мысли

Выготского, для развития ребенка среда выступает не только как условие, но и

Источник его развития. Ребенок с первых, дней существования находится во

Взаимодействии и под влиянием окружающей социальной среды, которая определяет

Его развитие и как бы ведет его за собой. Однако наследственный компонент, как

Бы он мал ни был, участвует в формировании и высших психических функций. Одна из

Основных идей, полемически остро защищаемая Выготским,-идея о том, что

Особенности трудного ребенка должны рассматриваться не в статике, как сумма его

Дефектов, его недочетов, а в динамике. Своеобразие этой области не может быть

Понято в рамках традиционного количественного подхода, рассматриающего

Дефективного ребенка главным образом с негативной стороны. Так, отличие

Аномального ребенка от нормального видели в том, что у дефективного ребенка

Внимание слабее, объем памяти и прочность запоминания меньше, чем у нормального,

И т. д. Такое рассмотрение приводило к упрощенному пониманию своеобразия психики

Умственно отсталого и физически дефективного ребенка. Идея развития, выдвинутая

Выготским при разработке общей психологической теории высших психических функций

И введенная в дефектологию, сыграла большую роль в преодолении этой

"арифметической концепции дефективности".

Раскрывая динамику, лежащую в основе своеобразия развития умственно

Отсталого, физически дефективного и трудновоспитуемого ребенка, Выготский

Показал и положительные стороны личности этих детей. Эта оптимистическая


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: