Рис.3. Поле стратегий конкурентной борьбы
К - коммутанты,
В - виоленты,
П -- патиенты,
Э - эксплеренты.
Таблица.2.
Стратегии и факторы конкуренции инновационных предприятий на товарном рынке
Факторы | Виолентная | Патиентная | Коммутантная | Эксплерентная |
(силовая) | (нишевая) | (приспособительная) | (пионерная) | |
Сущность | Доминиро- | Доминирование | Удовлетворение | Ориентация на |
стратегии | вание на | в узком секторе | нестандартного | принципиально |
Обширном рынке | рынка | спроса на локальном рынке | новый товар | |
Особенности | Высокие | Приспособлен- | Гибкость реакции на | Лидерство в |
конкурентной | производи- | ность к | запросы | инновациях |
стратегии | тельность | специфическому | многочисленных | (критические. |
и эффектив- ность | рынку | продавцов | Закрывающие технологии) | |
Масштаб | Крупные | Любые | Малые и средние | Средние и |
компании | малые | |||
Фундамен- | Малые | Узкая | Несложная | Поиск |
тальные | издержки | специализация, | продукция, | революционных |
особенности | производства, | средний круг | неспециализи- | решений, |
компании | широкий | потребителей, | рованное | внедрение |
фронт НИР, | нестандартная | производство | радикальных | |
Крупные рекламные компании, развитая сбытовая сеть | продукция | инноваций, высочайший риск | ||
Характерис- | Добротный | Уникальный | Разнообразные | Новейшая |
тики товара и | товар | высокока- | товары; малые | продукция; |
спpoca на него | среднего | чественный | объемы выпуска | стремление |
качества, | товар; высокая | каждого из них; | привить | |
доступный по | цена; | локальный спрос | перспективные | |
цене; | ограниченный | потребности; | ||
массовый | спрос | повышенный | ||
спрос | спрос | |||
Бизнес-план инновационного предприятия
|
|
Чем более неопределённой является перспектива успешного завершения инновационного проекта, тем более полно и тщательно должен быть разработан его бизнес-план. При рассмотрении бизнес-плана инвестор должен получить ответы на множество вопросов, основными из которых являются следующие:
1.Какова инвестиционная эффективность проекта по сравнению с безрисковой рыночной ставкой ссудного процента, характеризующей простейшую альтернативу вложения средств, например, в государственные ценные бумаги? Как при этом учитываются риски проектов?
2.Насколько ёмким, выгодным по конъюнктуре, перспективным (растущим) и лёгким для освоения, т. е. не слишком конкурентным является рынок сбыта товара, выпуск которого предлагается наладить? Проработан ли вопрос хотя бы первых крупных заказов на этот продукт?
|
|
З.Если рынок является достаточно конкурентным или уже монополизированным, то насколько значимы и в чём заключаются конкурентные преимущества начинаемого предприятия и его продукта, позволяющие рассчитывать на вытеснение с рынка уже имеющихся конкурентов?
4.Насколько удовлетворительным по уровню цен и объёмам предложения, надёжным, в смысле неухудшения этих параметров и доступа к поставкам, услугам, является выбранный в бизнес-плане рынок ресурсов (сырья, материалов, производственных площадей, оборудования и т. д.), особенно критичный для осваемого продукта и необходимый по данному проекту?
5.Каковы технические и коммерческие риски предприятия, и как,
какими издержками планируется их минимизировать?
6.Сколько средств, когда, в какой форме (деньги, оборудование, ноу-хау и т. п.) и почему именно столько и в этой форме требуется от венчурного инвестора для создания и последующего развития инновационного предприятия?
7.Каковы ближайшие перспективы финансового состояния намечаемого предприятия и возможности извлечь из него прибыль (когда и в какой форме это можно будет начать?)? С каким объективным стартовым периодом временно убыточной деятельности предприятия надо считаться (и не нужно ли будет, спасая вложенный капитал, какое-то время даже предотвращать неплатежеспособность нового предприятия дополнительными влияниями ликвидных фондов)?
8.Насколько продуманной в смысле максимизации прибыли является политика прибыли предприятия в части наилучшего сочетания намечаемых цен сбыта, объема выпуска товара, структуры текущих издержек и объёма, или размера, привлекаемых стартовых инвестиций?
Упрощенный алгоритм составления бизнес-плана венчурного предприятия представлен на рис.4.
Наиболее важными из этих вопросов являются 1, 2, 6 и 7. Ответы на них могут дать инвестору ясное представление о том, в каком проекте ему предлагают участвовать, насколько реалистичны запрашиваемые суммы и практические перспективы получения от них отдачи в обозримое время.
Рис.4. Упрощенный алгоритм составления бизнес-плана венчурного
предприятия
1.Оценка инвестиционной эффективности проекта.
2.выявление и демонстрация ёмкости и роста рынка сбыта продуктов.
3.Анализ конкурентных преимуществ продукта и предприятия, позволяющих рассчитывать на завоевание и удержание определенной доли рынка (конкурентного, монополизированного или состязательного).
4.Учёт конъюнктуры и позиции предприятия на рынках закупок (особенно критичных ресурсов).
5.Анализ рисков проекта и планирование мероприятий и фондов для их минимизации.
6.Планирование стартового баланса предприятия и вт. ч. Обоснование сторонних потребных венчурных инвестиций.
7.Обоснование на ближайшие периоды плановых балансов и счетов прибыли и убытков предприятия, а по возможности также намечаемых условий продаж и закупок, кассовых планов.
8.0птимизиция политики предприятия в части цен продаж, объёмов выпуска, структуры затрат и располагаемых стартовых инвестиций.