В процессе эволюции многие отрасли переживают переход от периода быстрого роста к периоду более умеренного развития – зрелости отрасли. Это критический момент, требующий от компании сложных стратегических решений.
Изменения в отрасли:
- Замедление роста означает усиление конкуренции за долю рынка.
- Расширяется сбыт продукции отрасли опытным, постоянным покупателям.
- Конкурентная борьба в области издержек и обслуживания.
- Предел наращивания мощностей и рабочей силы.
- Претерпевают изменения методы производства, маркетинга, распределения и сбыта.
- Усложняется освоение новых продуктов
- Усиливается международная конкуренция
- Падение прибыльности отрасли
- Прибыльность дилеров снижается, их рыночная власть возрастает.
Быстрый рост скрывает стратегические ошибки, позволяет выжить и достичь финансового процветания, в стратегии применяется экспериментирование. А в период зрелости фирмы нередко в первый раз сталкивается с необходимостью выбора одной из базовых стратегий конкуренции. Также можно избежать перехода к зрелости, выбрав стратегию выхода на международный рынок.
|
|
Конкурентная стратегия в период отраслевого спада
В период спада отрасль испытывает устойчивое абсолютное сокращение объема продаваемой продукции в течение длительного периода времени.
Возможный спектр стратегий:
1. Стратегия лидерства (приобретение лидирующей позиции в отношении доли рынка)
2. Стратегия занятия ниши (создание и защита сильной позиции в определенном сегменте)
3. Стратегия сбора урожая (контролируемое изъятие капиталовложений с использование преимуществ сильной позиции)
4. Стратегия быстрого выхода (ликвидация капиталовложений на наиболее раннем этапе спада)