Книга Праздничная Минея называется Анфологион (греч. слово "цветослов"). Она содержит избранные из Месячной Минеи последования на праздники Господни, Богородичны и Святых, особо чтимых Православной Церковью, главным образом, те, которые в месяцеслове Типикона отмечены знаками, отличающими праздники - великие, средние и малые.
Анфологион назначен для употребления в тех храмах, где есть Общая Минея, но нет Месячной, а потому Общая Минея составляет как бы вторую часть Анфологиона. В конце Праздничной Минеи находятся паремии: святителю, святителям и святым отцам.
Г) Дополнительная Минея
Дополнительная Минея содержит службы святым, канонизированным в XIX - начале XX века и потому не включенным в Месячные Минеи. В эту абсолютно необходимую книгу входят следующие службы:
1. Св. Феодосию Черниговскому - сент. 9.
2. Преп. Сергию и Герману Валаамским - сент. 11 и июня 23.
3. Св. Димитрию Ростовскому - сент. 21.
4. Служба иконе Божией Матери "Иверской" - окт. 13, февр. 12.
5. Служба иконе Божией Матери "Всех скорбящих Радосте" окт. 24.
|
|
6. Преп. Иову Почаевскому - окт. 28, мая 6, авг. 28.
7. Св. Митрофану Воронсжскэму - ноября 23.
8. Св. Иннокентию Иркутскому - ноября 26.
9. Преп. Серафиму Саровскому - янв. 2, июля 14.
10. Равноапостольной Нине, просветительнице Грузии - янв. 14.
11. Преп. Феодосию Тотемскому - янв. 28.
12. Преп. Тихону Калужскому - 16 июня.
13. Равноап. Мефодию и Кириллу, учителям словенским - мая 11.
14. Св. Иоанну Воину - июля 30.
15. Св. Тихону Воронежскому - августа 13.
16. Иконе Божией Матери "Почаевской" - июля 23.
В Дополнительной Минее, как и в Месячной, имеются 4 приложения.
Дополнительная Минея была издана в первой четверти XX века. За это время литургическая сокровищница Русской Церкви пополнилась многими службами, которые были опубликованы отдельными изданиями или же помещены в "Журнале Московской Патриархии". Такова, прежде всего, служба Всем святым, в земле Российской просиявшим (празднование в 1-ю неделю Петр. поста), служба свт. Моск. Ермогену, служба св. равноап Николаю, архиеп. Японскому и др.
ТРИОДЬ
Именем Триоди обозначаются две богослужебные книги, в которых излагаются последования с изменяемыми молитвословиями для богослужения подвижных дней круга годичного, в которых иногда поются неполные каноны, состоящие из двух, четырех, но преимущественно трех песней. От этого преобладающего содержания получила свое название и самая книга.
Трипеснцы, четверопеснцы, двупеснцы назначено петь только в дни седмичные, но не воскресные. В продолжение шести седмичных дней поются все 9 (8) песней канона. Двупеснец состоит из 8-й пзи 9-й песни. Он положен в Триоди только в Великий Вторник на утрени, 8-я и 9-я песни находятся в каждом трипеснце и четверопеснце. Перед этими песнями в понедельник находится 1-я песнь, во вторник 2-я песнь, в среду 3-я, в четверг - 4-я, и пятницу - 5-я, в субботу - 6-я и 7-я песни. Итак, в седмичные дни Великого поста, кроме субботы, поются трипеснцы, а в субботу - четверопеснцы. Но так как трипеснцы и другие молитвословия обеих Триодей совершенно различны по содержанию и времени употребления, то и самые Триоди, составляя как бы две части одной книги, получили разные наименования - Триоди Постной и Триоди Цветной.
|
|