1. Что такое семьеведение? Какова роль семьеведения в профессиональной подготовке социальных работников?
2. Какие вы можете назвать предпосылки, факторы возникновения семьи?
3. Перечислите этапы развития семейно-брачных отношений в человеческом обществе?
4. Дайте определение понятия семья. Охарактеризуйте современную российскую семью.
5. Что такое семейная народная педагогика? Назовите теории семейного воспитания в русской классической педагогике.
6. Каковы цели и задачи воспитания и обучения детей в семье?
7. Охарактеризуйте кризис воспитательной функции семьи в России в начале ХХ века? Почему воспитание стало функцией государства?
8. Каковы основные направления экспериментального изучения семьи во второй половине ХХ века?
9. Каковы цели, задачи, принципы и основные направления государственной семейной политики в России?
10. Перечислите основные типы семей на современном этапе. Дайте развернутую характеристику каждого типа.
11. Каковы основные направления укрепления современных брачно-семейных отношений?
12. Перечислите функции семьи. Какие из них вы считаете основными и почему?
13. Кратко докажите, что функции семьи видоизменяются со временем.
14. Какие нормативно-правовые документы способствуют укреплению брачно-семейных отношений? Перечислите, кратко охарактеризуйте.
15. В чем заключается ответственность семьи как социального института перед обществом?
16. Каковы разновидности семьи на конкретно-исторических этапах развития человеческого общества?
17. Назовите основные признаки современной типологии семьи.
18. Охарактеризуйте модель современной российской семьи, ее структуру и особенности.
19. Перечислите основные жизненные циклы семьи. Дайте их краткую характеристику.
20. Каковы основные проблемы дестабилизации современной семьи и причины их возникновения?
21. В чем состоит кризис современной семьи?
22. Кратко опишите динамику показателей рождаемости и брачности на современном этапе. Каковы основные направления и механизмы реализации демографической политики в РФ в условиях рыночных отношений?
23. Дайте определение понятия “социализация” личности. Перечислите факторы социализации личности.
24. Обоснуйте роль и место социально-педагогической деятельности (СПД) с семьей в профессиональной сфере “Социальная работа”,
25. Каковы основные направления СПД с семьей в современных условиях?
26. Что вы знаете о современных социально-педагогических технологиях?
27. Дайте определение понятия “социальный статус” семьи. Охарактеризуйте действия социального работника по организации и предоставлению помощи семье в зависимости от ее социального статуса.
28. Какова специфика и основные направления СПД в рамках семейной политики?
29. Опишите структуру СПД с семьей. Каковы ее основные компоненты?
30. В каких ролях приходится выступать социальному работнику при организации СПД с семьей?
31. Каковы формы организации СПД с семьей и условия ее эффективности?
32. Кратко определите понятия: отклонения в здоровье; недуг; ограниченная возможность; недееспособность.
33. Перечислите основные физические и психические отклонения у детей.
34. Охарактеризуйте педагогические и социальные отклонения и их доминанты.
35. Что вы понимаете под “социальной нормой” в поведении детей? Назовите причины отклоняющегося поведения.
36. Перечислите категории детей, находящихся “в трудной жизненной ситуации” (Федеральный закон РФ “Об основных гарантиях прав ребенка”).
37. Каковы основные направления СПД по интеграции в общество детей с нарушениями в развитии?
38. Опишите подростковый возраст и его характерные особенности. Кого вы относите к “трудным” и “трудновоспитуемым” подросткам
39. Объясните сущность понятия “девиация”. Что понимается под “девиантным”, “делинквентным” и “криминальным” поведением подростков?
40. Какова природа отклоняющегося поведения? Перечислите основные факторы отклоняющегося поведения.
41. Назовите стили семейных отношений, ведущих к асоциальному поведению несовершеннолетних.
42. Что вы знаете о профилактических и реабилитационных технологиях работы с дезадаптированными подростками?
43. Каковы особенности взаимодействия семьи и детского дошкольного учреждения в современных условиях?
44. Ваши советы- рекомендации родителям, чьи дети идут в детский сад? В школу?
45. Какова специфика дидактических процессов в малообеспеченной многодетной семье? Малообеспеченной малодетной семье?
46. Каковы особенности дидактических процессов в семьях со средним достатком? В высоко обеспеченных, процветающих семьях?
47. Что вы знаете о педагогике семейного социума?
48. Каковы основные причины отставания детей в учебе? Проанализируйте ситуацию оказания социально-педагогической помощи семье с педагогически запущенным ребенком.
49. Каково, на ваш взгляд, место учебной информации в общем информационном потоке? Назовите опасные тенденции влияния СМИ на интеллектуальное и духовное развитие современных детей.
50. Как защитить от нежелательных воздействий СМИ и средств массовой коммуникации психику ребенка?
51. Что вы знаете о медиаобразовании? Каковы его цели и задачи?
52. Назовите основные государственные программы социальной защиты семьи и детей.
53. Представьте одну из моделей оказания социально-педагогической помощи семье (тематика проблемы – на ваш выбор).
54. Назовите основные причины семейных конфликтов.
55. Каковы признаки семейных конфликтных ситуаций и способы их разрешения?
56. Каковы особенности взаимоотношений в трехпоколенной семье?
57. Перечислите факторы гармонизации межличностных отношений в современной семье.
58. Что вы можете сказать о распределении домашних ролей и обязанностей в балансе семейных взаимоотношений?
59. Охарактеризуйте иерархию семейных ценностей в современной семье.
60. Опишите новый тип семьи – “семья-партнерство”.
61. Каковы особенности семейной жизни пожилых людей?
62. Перечислите основные этапы в периодизации психологического старения в пожилом возрасте.
63. Каковы основные решения проблемы ухода и помощи пожилому человеку в семье?
64. Какова роль бабушек и дедушек в воспитании детей и внуков?
65. перечислите основные направления организации культурно-досуговой деятельности с пожилыми людьми.