Емкость рынка. Емкость рынкаопределяется, как правило, объемом продаж определенного рынка в денежном или натуральном выражении в заданный период времени

Емкость рынка определяется, как правило, объемом продаж определенного рынка в денежном или натуральном выражении в заданный период времени.

Показатели емкости рынка:

потенциал рынка; прогноз сбыта; доля рынка.

Потенциалом рынка называют верхний предел спроса за определенный период. Потенциал рынка — это максимальный объем продаж определенного рынка в заданный период времени. Это также возможный совокупный объем продаж всех компаний, оперирующих на данном рынке. Потенциал рынка представляет собой верхнюю границу продаж, которая может быть достигнута всеми его участниками на товарно-родовом, товарно-типовом и товарно-видовом рынках.

Прогноз сбыта — это предполагаемый объем продаж определенного рынка в заданный период времени. Прогноз сбыта отрасли представляет собой совокупный предполагаемый объем продаж всех участников рынка. Прогноз сбыта не может превышать потенциал рынка. Прогноз сбыта может быть составлен для любого уровня рынка (товарно-родового, товарно-типового и товарно-видового) и для отдельных рыночных подгрупп (например, сегментов рынка). Прогноз сбыта также может относиться к отдельной компании.

Показатель доли рынка компании рассчитывается как отношение объема продаж компании к совокупному объему продаж данного рынка. Доля рынка может быть рассчитана на основании фактического объема продаж или прогнозируемого объема сбыта. Показатель доли рынка может использоваться для прогноза объема продаж компании, а также для определения рыночной позиции компании путем сравнения доли рынка компании с аналогичными показателями конкурентов.

Для целей стратегического маркетингового анализа используют коэффициент относительной доли рынка, который позволяет оценить долю рынка с качественных позиций (высокая, низкая). Коэффициент относительной доли рынка рассчитывается по формуле. Относительная доля рынка рассчитывается как отношение объема продаж компании к объему продаж основного конкурента. Если Ко.д.р.>1, то доля фирмы оценивается как высокая, если же Ко.д.р.<1, то доля фирмы считается низкой.

Для расчета емкости рынка могут быть предложены следующие методы:

1. Определение емкости рынка на основе его структурных характеристик. Этот подход требует относительно небольших финансовых затрат, немного времени, как правило, может быть реализован в ходе кабинетных исследований.

2. Определение емкости рынка на основе индекса исследовательской панели. Для расчета емкости рынка могут быть использованы данные панели продавцов или панели покупателей.


3. Определение емкости рынка на основе норм потребления. Метод используется, как правило, для расчета емкости рынка продовольственных товаров, сырья и расходных материалов.

4. Определение емкости рынка на основе частоты покупок и стандартных норм расходования товара. Метод используется для потребительских быстрорасходуемых товаров, приобретаемых систематически (например, зубная паста, стиральный порошок и т.п.).

5. Определение емкости рынка на основе суммирования первичных, повторных и дополнительных продаж. Метод используется для потребительских товаров длительного пользования.

6.Определение емкости рынка на основе коэффициентов приведения объемов продаж. Если с достаточной точностью известны реальный объем продаж компании на одном из региональных рынков и основные факторы, определяющие продажи, можно определить емкость других региональных рынков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: