Учение о социальной форме движения материи — методологическая основа изучения соотношения общества и природы

Исторический материализм раскрыл сущность и содержание высшей формы движения материи — социальной — как способа существования человеческого общества. Это позволило понять общество с точки зрения его вещественного содержания, без чего невозможно раскрыть систему связей общества и природы, а также давало объективную основу для изучения соотношения естественных и социальных закономерностей, целого ряда других важных вопросов.

Таким способом существования человеческого общества является процесс материального производства. Ранее мы уже отмечали, что К.Маркс исследовал противоречивую сущность материального производства и показал, что материальное производство представляет собой противоречивый процесс взаимодействия людей и средств производства. При этом взаимодействие людей (субъекта производства) со средствами производства (объектом производства) является диалектическим единством субъективного и объективного потребления и субъективного и объективного производства. Средства производства выступают в данном случае как преобразованная человеком природа, с которой он находится в диалектическом единстве. Иногда это положение К.Маркса о единстве человека и природы неверно отождествляют с ошибочным положением о единстве общества и природы. К. Маркс, например, отмечал диалектическое единство человека и природы в промышленности. Вместе с тем из анализа материального производства следует, что оно является внутренним для общества процессом взаимодействия людей и средств производства.

К. Маркс и Ф.Энгельс считали, что средства производства вне общества не существуют. Таким образом социальная форма движения материи (материальное производство) есть способ существования общества и представляет собой внутренний процесс взаимодействия людей и средств производства как основных компонентов общественной системы.

Материальное производство существует всегда также как конкретный набор отраслей производства. Отметим при этом, что, как высшая форма движения материи, материальное производство включает в себя механическую, физические, химическую и биологическую формы движения материи. И такие отрасли как животноводство и растениеводство, земледелие, виноделие, химическая промышленность» энергетика и т.д. связаны с этими низшими формами движения. Это значит, что законы природы действуют в составе человеческого общества именно через эти низшие формы движения материи, которые вовлечены в качестве подчиненных в содержание социальной формы движения. Наряду с этим действием законов природы как внутренних, можно говорить о действии законов природы как "внешнего". Таково действие законов географической зональности на сельское хозяйство, которое в результате этого внешнего воздействия также становится зональным. Однако социальные законы в природе не действуют, так как в ней нет социальных явлений, которые являются носителем законов общества. Таким образом учение о социальной форме движения материи позволяет понять содержание общества как материальной системы и является методологической основой рассмотрения соотношения природных и общественных законов.

Добавим к этому, что часто встречающееся положение о том, что "общество является частью природы" не следует понимать в буквальном смысле, рассматривая их соотношение с точки зрения категорий "часть" и "целое". Последние обозначают явления друг без друга не существующие. Природа существовала и до человеческого общества. Более того, социальная форма движения материи, что вытекает уже из ее сущности, не может быть частью какой—либо низшей формы движения материи, также как, например, биологическая форма движения материи не является частью низшей по отношению к ней химической формы движения материи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: