Философия Предпросвешения

В конце XVII в. Европа вступила в эпоху Просвещения. Фило­софский деизм, постепенное освобождение человека и природы от вмешательства Бога превращали разум в верховного мирового пра­вителя, а распространение знаний, просвещение народа объявля­лись решающим фактором общественного прогресса. В этом смысле не является исключением и отечественная философия.

Вместе с тем здесь есть свои особенности. Если западному Просвещению предшествовал рационализм Нового времени, то отечественное Просвещение начиналось в направлении преодо­ления схоластики. Исследователи называют его Предпросвещени-ем. Оно избегает как французского радикализма, так и английского эмпирического материализма и сенсуализма. Связа­но оно с именами Казимира Нарбута, Аниола Довгирда, Мартина Почебута и Яна Снядецкого.

Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой

J 3.12. Казимир Нарбут

К. Нарбут (1738—1807) родился на Гродненщине. Светское имя — Даниель. Казимиром Нарбут стал в 1755 г. после вступления в пи­арский орден. Учился в пиарских школах в Щучине, Любешове, Дубровице, и затем - в Виленском коллегиуме. После его оконча­ния преподавал математику в пиарских школах, затем четыре года изучал в Италии естественные науки и иностранные языки.

После возвращения на родину он был назначен на должность префекта Дубровицкой пиарской школы и преподавал в ней фи­лософию, математику, всеобщую историю и французский язык. В середине 60-х годов XVIII столетия переезжает в Вильно и препо­дает в шляхетском пансионе. Там же в 1769 г. вышла его «Ло­гика, или Наука размышления и суждения о предметах...», кото­рая была школьным учебником в Литве и Беларуси до конца XVIII в. Значительно освободив «Логику...» от схоластики, Нар­бут существенно расширил традиционное содержание аналогич­ных пособий, введя разделы «О философии вообще и ее частях» и «О философской свободе».

В 1771 г. совместно с учениками издает «Избранные сужде­ния из философии...». В конце 80-х годов активно сотрудничает в составе «Эдукационной комиссии», отстаивает идеи светского образования, необходимость взаимосвязи его с жизнью.

От схоластики к философской свободе. Сущностью схоласти­ки является подчинение всякого действенного рационального зна­ния и науки истинам откровения и веры,,априорно принимаемым в качестве высшего критерия истинности. К. Нарбут одним из пер­вых в истории отечественной философии аргументированно выс­тупил против схоластики. Он подчеркивал необходимость разграничения философии и теологии, так как первая должна быть свободной в поисках истины. Задача философии — найти причины вещей. Она является наукой о всех вещах и явлениях мира.

Наиболее близки по духу К. Нарбуту философские идеи Де­карта.

Раздел III

Свободу философия приобрела, начиная с Декарта, подчер­кивает К. Нарбут. Саму философию он понимал как науку о Боге и всех естественных вещах. Она состоит из шести частей: есте­ственной теологии (науки о Боге), онтологии (науки о свойствах, присущих всем вещам), психологии (науки о человеческой душе), логики (науки о достижении истины), физики (науки о природных телах), нравственной философии (науки о добре и зле). Он доказывает, что философия связана со всеми другими ча­стными науками и она им просто необходима. Особенно нужда­ются в философии медицина и риторика.

Как и большинство мыслителей этой эпохи, в философии К. Нарбут — деист' и дуалист2. Мир создан Богом, но затем он не вмешивается ни в природу, ни в человеческие дела. Природа раз­вивается по своим законам. Философу, утверждает К. Нарбут, не­обходимо следовать разуму, а не громким именам. В этом и заключается философия свободы. Она обосновывается необходи­мостью постоянной проверки методов, с помощью которых че­ловек доказывает как истинность, так и ложность суждений. Истина является результатом человеческих знаний. Достигается она четырьмя путями: внутренним душевным сознанием, умозак­лючениями, внутренним и внешним опытом (внутренний опыт — это способность человека мыслить разумно; внешний — представ­ляет собой чувственную ступень познания) и на основании опы­та других ученых.

Истинными являются знания, согласующиеся с предметами и явлениями. Критерий истины - в достоверности и ясности представлений.

Социально-политические взгляды. В учении об обществе К. Нарбут исходил из теории естественного права. Главную роль в общественно-политическом устройстве он отводил государству. Люди первоначально жили в состоянии естественного права,

1 Деизм — учение о существовании Бога лишь как первопричины мира и отрицавшее существование его как личности.

3 Дуализм - учение о признании материи и сознания двумя самостоя­тельными началами. Дуалисты пытались сочетать материализм с идеализмом.

Философская мысль Беларуси периода Речи Посполигпой

затем на смену ему приходит гражданское. Только в государ­стве может быть реализована идея общего блага. Государство яв­ляется его гарантом. Само государство возникает из потребности охраны общественного порядка, оно — продукт все­общей воли и согласия. Человека вне общества быть не может. Люди живут счастливо в том обществе, где все основывается на соблюдении законов и на уважении к власти.

Человек должен постоянно стремиться к счастью. Такие стремления превращаются в желание всеобщего счастья. Если задача законодательства — закрепить естественные права граж­дан, то власть должна обеспечить их осуществление. Частная собственность является священным правом человека.

ъ£ц^ 3.13. Аниол Довгирд

А. Довгирд (1776-1835) родился в имении Юрковщина Мстиславского уезда Могилевской губернии. После учебы в пи­арских училищах долгие годы преподавал в этих же учебных за­ведениях математику, физику, поэтику и риторику, французский язык и польскую литературу.

В 1814 г. написал свое первое философское сочинение «Фило­софия Канта, или Беспристрастное исследование его системы».

В 1818 г. преподавал логику и философию в Виленском уни­верситете. Ему сдавал логику А. Мицкевич. Лекционный курс, читаемый в Виленском университете, стал основой его главной работы — «Трактата о присущих мышлению правилах, или Логи­ка теоретическая и практическая». В 1828 г. в Полоцке был издан один из написанных трех томов «Трактата».

В рукописях остались также «Историческая философия», «Материальная философия» и первое его сочинение — «Филосо­фия Канта, или Беспристрастное исследование его системы».

Логика и критика идеализма Канта и Юма. Логика является искусством правильного мышления. Она «...не ставит себе целью

Раздел HI

извлечение каких-либо конкретных соединений, но даст лишь способы их последовательного приобретения во всех отраслях одного и того же человеческого познания, т.е. познания всего мира, поэтому добротность правил логики может быть доказа-налишь путем их верного применения» [5.С.418].

Одной из основных задач логики является исследование са­мой структуры познания. Процесс познания берет начало с чув­ственных форм отражения, среди которых, по мнению А. Довгирда, велика роль осязания, особенно прикосновения че­ловеческой руки.

Что касается декартовой теории врожденных идей, то «таких представлений в человеке быть не может».

В своем учении А. Довгирд придерживался идей французского философа Кондильяка, которого считал своим учителем. Конди-льяк по просьбе Эдукационной комиссии должен был написать для школ Речи Посполитой несколько учебников. В связи же с бо­лезнью написал только «Логику», которая была популярной среди студентов и преподавателей Виленского университета.

А. Довгирд объявляет несправедливой критику Локка и Кон­дильяка представителями немецкой классической философии, обвинявших ученых в узком эмпиризме, что, на их взгляд, не вписывалось в рамки чистой, умозрительной философии. Не­мецкую философию за ее умозрительность он называет идеалис­тической мнимофилософией.

А. Довгирд утверждает: «Упомянутые философы-эмпирики имеют те неоспоримые достоинства, что в исследовании истины они придерживались простого пути, и потому раскрыли много новых вещей. Если бы и трансцендентальные философы пошли тем же путем, особенно при их национальной склонности в том ценном даровании глубокого мышления, то, по моему мнению, они уже до сих пор раскрыли бы много вещей, важных для про­свещения, а науку метафизику, ныне столь презренную, показа­ли бы достойной уважения и привлекательной для ученой общественности» [5.С.422-423].

Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой

Философия должна основываться на здравом и всеобщем рассудке, стать предметной действительностью человеческих зна­ний. Логика, по А. Довгирду, является первейшей и важнейшей отраслью философии. Поэтому она должна предшествовать всякой философии и всякой науке. Только с помощью логики можно отличить истину от ошибки. Безусловно, в отдельных случаях, когда истина очевидна, роль логики не так велика, но и в этом случае ее задачей является, указывает А. Довгирд, уясне­ние этих признаков истинности.

Когда же к истине путь долог, не так явен, то логика должна указать только на выполнение определенных операций, осветить главное направление, оставив детали самой конкретной науке.

А. Довгирд критикует последователей Канта, понимавших логику только как науку о формах мышления, лишая этим са­мым ее действительного содержания и взаимосвязи с конкрет­ными науками.

Не согласен он и с кантовским априоризмом, утверждая, что пространство и время являются свойствами вещей, а не свойства­ми человеческого разума. Представление о пространстве формиру­ется у человека в результате его познавательной и практической деятельности.

Критикует А. Довгирд и субъективный идеализм Юма, сво­дивший причинно-следственные отношения к простой последо­вательности явлений и ощущений.

Формы чувственного познания предшествуют рационально­му познанию. По Юму же, пишет Довгирд, «... наши чувства... мы должны были считать не следствием, а причиной существования внешних предметов, что противоречит разуму. Согласно этому предположению заря была бы причиной coiHua, дым - причи­ной огня, землетрясение - причиной вулканических взрывов...» [5.С.460].

Объективность причинно-следственных отношений подтвер­ждается, подчеркивает А. Довгирд, всей историей науки.

3ак. 2314

Раздел

4. В чем актуальность учения С. Полоцкого о разуме-нрав­ственности?

5. В чем совпадает учение А. Белобоцкого о «естестве» с уче­нием Парменида о бытии?

6. Как понимает свободу Г. Конисский?

7. Почему в учебных заведениях Беларуси в период Контр­реформации господствовала схоластическая философия?

8. Какие идеи характеризуют философию белорусского Предпросвещения?

Литература к III разделу

I. Цитируемая:

1. Бантыш-Каменский Н. Историческое известие о возник­шей в Польше унии. М, 1805.

2. Витебская старина. Т.1. Витебск, 1883.

3. Голенищев-Кутузов И.Н. Гуманизм у восточных славян (Ук­раина и Белоруссия). М., 1963.

4. Голенищев-Кутузов И.Н. Итальянское возрождение и сла­вянские литературы XV—XVI веков. М., 1963.

5. Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии. Избранные произведения XVI - нач. XIX вв. Мн., 1962.

6. Кашуба М.В. Георгий Конисский. М., 1979.

7. Короткий В.Г. Творческий путь Мелетия Смотрицкого. Мн., 1987.

8. Памятники философской мысли Белоруссии XVII — пер­вой половины XVIII вв. Мн., 1991.

9. Полоцкий Симеон. Вирши. Мн., 1990.

10. Прокошина Е.С. Мелетий Смотрицкий. Мн., 1966.

11. Прокошина Е.С, Шалькевич В.Ф. Казимир Лыщинский. Мн., 1987.

Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой П. Используемая:

1. Голубев СТ. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники. (Опыт историч. исследования). Т.1. Киев, 1898.

2. Горфункель А.Х. Андрей Белобоцкий - поэт и философ конца XVII — нач. XVIII в. // Труды отдела древнерусской лите­ратуры. Т. 18, М., 1962.

3. Бирало А.А. Философская и общественная мысль в Бело­руссии и Литве в конце XVII — середине XVIII вв. Мн., 1971.

4. Бирало А.А. Философские проблемы в науке эпохи Про­свещения в Белоруссии и Литве. Мн., 1979.

5. Ботвинник М. Лаврентий Зизаний. Мн., 1973.

6. Дорошевич Э.К. Аниол Довгирд - мыслитель эпохи Про­свещения. Мн., 1967.

7. Дорошевич Э.К. Философия эпохи Просвещения в Бело­руссии. Мн., 1971.

8. Коршунов А.Ф. Афанасий Филиппович. Мн., 1965.

9. Коялович М.О. Литовская церковная уния. СПб, 1859,1861.

10. Мараш Я.Н. Ватикан и католическая церковь в Белорус­сии. (1569-1795). Мн., 1971.

11. Очерк отношений Польского государства к православию и православной церкви. Вильно., 1866.

12. Падокшын С.А. Ун1я. Дзяржаунасць. Культура (фшасофс-ка-пстарычны анал1з). Мн., 1998.

13. Памятники полемической литературы в Западной Руси. Кн. 1. (Русская историческая библиотека. Т.4.). СПб, 1878.

14. Памятники полемической литературы в Западной Руси. Кн. 2. (Русская историческая библиотека. Т.7.). СПб, 1882

15. Памятники полемической литературы в Западной Руси. Кн. 3. (Русская историческая библиотека. Т. 19.). СПб, 1903.

16. Стельмашенко М.А. Петр Скарга. (Историческое иссле­дование). Киев, 1912.

Раздел III

Хрестоматийное приложение к III разделу

Василий ОСТРОЖСКИЙ О единой вере1

(отрывок)

0 единой истинной православной вере и о святой соборной апос-толской церкви, откуду начало приняла, и како повсюду распростреся.

Предсловие.

Бога благаго благостию, по благодати Господа нашего Иисуса Христа и по действу Святого Духа. Иже от божественых писаний из-вестившеся, и прелесть диаволю ощутивше, и мрачных лукавых сетей его избежавши, не терпят прочее инем не преподати, да не от неведе­ния в пагубныя ереси впадше, своего спасения отпадут. Понеже бо враг плевел свой пшеницы уподобляти извыче, и сим сластолюбивых неутверженых человек души, яко птицы силом, в свою погибель ло­вит, насеявши много душегубных ересей през лукавых сосудов своих растленых человек. Мы же, ощутившие прелести его, с пророком к Господу внием, глаголюще: «благословен Господь, иже не даст нас в ловитву зубом их. Душя нашя яко птица избавися от сети ловящих: сет скрушися, мы же избавлени быхом».

Сего ради мало нечто о истинней вере писанием предложихом. Аще бо и сами есмо ку деланию тоя ленивы; но никтоже должен сый нерадением скрывати истину.

Яко бо единый истиный в Троицы покланяемый Бог есть, а не много богов (яже поганстии народи, от бесов прелыцаеми, иногда в почитание многобожиа испадошя), также и едина истинаа вера, а не­много вер (яко отщепенцы, с подущения шатанскаго в различныя ере­си укланяющеися, в много раздробляючи превращати ту обыкошя. Но якоже единый Бог истинен ест и не отменяется никогдаже, сице и вера в единаго истинаго Бога всегда непреложна и невредима пребы­вает. Точию сами отступницы веры поврежаючися в вечныя мукы со диаволом осужаются. Ибо лжа ничтож ино, толко то, што не есть, ко-

1 Памятники полемической литературы в Западной Руси. Кн. 2. Рус­ская историческая библиотека. Т.7. СПб., 1882. С. 601—604. Текст ориги­нальный, шрифт современный. Обработка А.А. Козела.

Философская мысль Беларуси периода Речи Посполигтюй

тораа похибенем истотнаго состоится. Якоже бо оскудением здравиа настает недуг, или отшествием света бывает тма, — сице сластолюбием и прочими страстьми недугующе оскудевает здравие душевное. От сего убо впадающе в темность проклятых ересей, лишаемся истинаго света, погрешающе единыа правыа веры. Нашедшу же свету, без вести тма «огибает; тако и ереси, понеже от лжи суть составлены, обличени­ем от истиныа веры, так яко от света тма, исчезают.

О чом ширей со вниманием прочитающи з самаго того писаниа, еже о вере и о прочих, в книжицы сей написаных, зрозумети мощно есть. Аще бо и не всякому угодно обрящется, наипачеже прелщеным богоборцем и ругателем православна, но ради присных в вере право­славных христиан сия написана бышя, да не от неведения нецыи пре-лестию вражиею у того волю уловлени будут. Не просто бо всем поведено предати, но «сия (рече апостол) предажд верным человеком, иже доволни будут и инех научити». И аще кто не есть верен, таковый ниже слышати есть достоин. Житие бо растленно имущым, скотом уподобльшимся, не повеле Господь бисарей пометати. Мнози бо слы-шят и прочитают Божие евангелие и апостольская учения и никакоже разумеют истину. О таковых великий Павел глаголет: «аще закрыто благовествование наше, тогды в таковых которие на згинение идут закрыто есть, в которых печаловане века сего заслепило разумы их».

Конец предсловию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: