Назначение невербального общения

Мехрабиан выявляет три области человеческих переживаний, чувств и отношений, которые наиболее эффективно проявляются при невербальном общении:

• любовь и неприязнь;

• власть или статус;

• ответственность.

Часто наблюдая положение тела (позу), выражение липа, использование пространства между двумя беседующими, можно построить вполне точное представление о том, насколько эти люди совместимы и кто из них сильнее. Например, управляющий может гордиться тем, что он одинаково относится ко всем служащим. Тем не менее, при опросе сотрудников выясняется, что у него есть любимчики. Показателем его отношения к людям было место, которое он предлагал им при встречах. Одним предлагалось сесть в мягкое и удобное кресло у стола, другим - на небольшой стул ближе к двери. Этот невербальный сигнал - использование места - стал ясным сообщением служащим, хотя сам управляющий и не сознавал того, что сообщает о своем отношении к ним каждый раз, когда они заходят к нему в кабинет.

Делексанти обращает внимание на роль невербального общения в организации беседы. Он считает, что невербальные сигналы играют настолько важную роль, что могут укрепить, усилить, опровергнуть или нейтрализовать то, что сказано при беседе. Такое воздействие может иметь место в различных ситуациях.

Большинство авторов согласны с тем, что невербальные сигналы обычно выполняют следующие функции при общении:

§ Повторение. Жест, указывающий на стул (куда именно сесть) ясно повторяет то, что только что сказано "Садитесь, пожалуйста."

§ Опровержение. Если менеджер во время разговора часто смотрит на часы, его взгляд опровергает то, что сказано "Это Ваше время."

§ Замещение. Часто невербальное сообщение настолько ясно, что слова д не нужны (у неопытного игрока в покер по несчастному выражению < лица легко понять, насколько была нужна ушедшая карта).

§ Дополнение. Когда сказанное и неразговорное сообщения одинаковы, говорят об одном и том же, неразговорное будет лишь дополнять.

§ Регулирование. Кивок, движение глаз, изменение позы являются •ж сигналом или знаком другому продолжать говорить.

Все это может быть и помехой, и поддержкой в ходе общения между людьми. Всегда важно понимать, что сообщение передается двумя способами - речью и невербальными сигналами.

Значительное количество исследований доказывает влияния невербальных сигналов на переданное словами сообщение. В одном эксперименте людей просили оценить сообщение, сделанное человеком, который специально контролировал свои жесты, мимику и др. Целью эксперимента было определить, что является более убедительным - словесное сообщение или сопровождающие его невербальные сигналы. Часть тех, кто участвовал в эксперименте, оценили оратора, как неискреннего, ссылаясь на сигналы, характеризующие неискренность (изменчивая улыбка, опущенная голова, нервная, стремящаяся угодить, речь, руки в карманах). Другая группа людей, бывшая на другом прослушивании, дала противоположную оценку - выступавший использовал другие сигналы: суровое, неулыбчивое выражение лица, высоко поднятая голова и громкий голос, открытые ладони). Результаты исследований подтвердили предположение о том, что слушающие подчиняются состоянию говорящего. Когда речь и невербальные сигналы не совпадают, мы обычно склонны приписывать человеку намерения, подсказанные неразговорной частью сообщения, хотя это может вызвать переосмысление устного сообщения.

Невербальные методы общения можно классифицировать на следующие группы:

1. Паралингвистические: интонация, пауза, темп речи, тональность, сила звука.

2. Кинесические: прикосновение, рукопожатие, жесты, позы, улыбка.

3. Специфические: визуальный контакт, пространственное расположение, внешний вид, нерефлексивное слушание и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: