Универсальные учебные действия, которые можно формировать на уроках физической культуры в начальной школе и формы контроля их сформированности, представлены в таблице 12.
Таблица 12
Универсальные учебные действия, формируемые на уроках физической культуры в начальной школе
УУД | Действия | Диагностика |
Личностные УУД | ||
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню. Учебная мотивация. | Соблюдение конвенциональных норм. | Количество случаев нарушения договорённостей. Тест «Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов» Отметки не выставляется. |
Регулятивные УУД | ||
Целеполагание | 1. Цели передвижений. 2. Цели упражнений для разминки. 3. Цель упражнений для отработки элементов. 4. Определение цели каждого элемента ДД. | 1. Устный опрос, тестирование. 2. Оценка практических действий. Результаты работы в рабочей тетради, оценка умения. Устный, письменный опрос. |
Планирование (определение промежуточных целей). | 1. Умение подобрать упражнения для качественной самостоятельной разминки. 2. Умение составить план эксперимента. | 1. Письменная работа, оценка практических действий. 2. Соответствие плана проблеме и выдвинутой гипотезе. |
Прогнозирование (увидеть то, что будет) | Прогноз личных рекордов | Подтверждение прогноза. |
Контроль | Выделение контрольных точек отдельных элементов ДД. | Правильность выполнения элементов. |
Коррекция | 1. Умение вносить изменения в выполняемые виды ДД. Управление движениями. 2. Исправлять ошибки в ДД, корректировать ход работы над УЗ. 3. Умение подобрать упражнения для исправления ошибок | 1. Правильное выполнение разных видов ДД. 2. Положительная динамика техники выполнения ДД. 3. Качество упражнений. Положительная динамика техники выполнения ДД |
Оценка | 1. Умение выбрать критерии для оценки. 2. Умение оценить правильность выполнения элемента ДД другого и себя. | 1. Степень обоснованности критериев оценки. 2. Объективность оценки и самооценки. |
Познавательные УУД | ||
Классификация | Умение классифицировать виды ДД | 1. Обоснованность выбора основания для классификации. 2. Полнота классификации. |
Постановка и формулирование проблемы. | Умение сформулировать проблему. | Тест «Формулировка проблем». |
Знаково-символические действия. | 1. Умение составить схему ДД. 2. Умение выявить сущностное отношение в ДД и изобразить его в знаково-символической форме. | 1. Правильность схемы ДД. 2. Соответствие выполненного задания сути результативности ДД. |
Выдвижение гипотезы. | Умение выдвинуть гипотезу. | Соответствие гипотезы сформулированной проблеме. |
Коммуникативные УУД | ||
Действие по инструкции | Умение правильно выполнить действие по инструкции. | Количество ошибок при выполнении действия по инструкции. |
Составление инструкций. | Умение составить устную и письменную инструкции ДД. | Степень совпадения инструкции с эталоном ДД. |
Контроль действий другого. | Умение контролировать действия другого. | Степень объективности контроля. |
Знания | ||
Эмпирические | Знание техники Д.Д. | Полнота описания техники ДД. |
Теоретические | Объяснение причинно-следственных связей. | Правильность объяснения причин выполнения эффективных элементов ДД. |
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее – система оценки).
На разных этапах обучения предметом оценивания становятся:
1) Классификация видов двигательного действия (прыжков, бега, метаний, и т.д.). Например, если берётся за основу классификации постановка стопы на опору, то бег может быть: с постановкой стопы с передней части; с пятки; одна нога с передней части, другая с пятки; с постановкой стопы на внешнюю поверхность, на внутреннюю поверхность.
2) Оценка правильности выполнения элемента. Начинается работа над умением оценивать действия другого. Полгруппы по очереди выполняют упражнение, полгруппы – оценивает их действия по принципу: правильно-неправильно, используя для этого предварительно выбранные жесты. Это даёт возможность продиагностировать, насколько правильно ученики могут оценивать действия других.
3) Самооценка правильности выполнения элементов.
4) Правильное выполнение элемента.
5) Описание какого-либо вида изучаемого действия. Описание производится в виде инструкции.
6) умение выявить проблему;
7) умение выдвигать гипотезу;
8) постановка задач исследования;
Диагностика. Умение поставить цель упражнения. Умение описывать ощущения. Написание инструкций. Объективность оценки. Объективность самооценки. Уровень сформированности объяснительных (теоретических) знаний.
Результатом первых трёх этапов обучения является: знание, от чего зависит эффективность двигательного действия (элементы, обусловливающие эффективность); умение видеть ошибки других и собственные. Определив ошибки (неправильные элементы), нужно подобрать упражнения для их отработки.
Диагностика. Умения подобрать упражнения для исправления ошибок в двигательном действии и правильно их выполнять, правильное выполнение целостного двигательного действия. Умение поставить цель и найти средства (упражнения) для её достижения. Достижение результата и его оценка. Рефлексия.