Выборы в представительные органы власти осуществляются по установленным в каждом обществе правилам - избирательным системам. Так, в зависимости от порядка определения результатов голосования различают две основные избирательные системы: мажоритарную и пропорциональную.
♦ Мажоритарная система основана на принципе большинства и предполагает голосование за конкретных кандидатов (независимых или от партий). Избирательные округа здесь являются одномандатными, т. е. от каждого из них избирается один депутат. Победителем считается кандидат, набравший абсолютное (более 50 % голосов) или относительное (хотя бы на один голос больше, чем у соперника) большинствоголосов. Если кандидатов несколько (три и более), то выборы чаще проходят в два тура, поскольку в 1-м туре добиться необходимого абсолютного большинства кому-либо из претендентов довольно трудно. Вышедшим во 2-й тур двум наиболее популярным политикам для победы уже достаточно относительного большинства.
Вот условный пример. Допустим, в одномандатном округе N. на одно место в парламент баллотируются 5 кандидатов. В 1-м туре необходимого абсолютного большинства (как минимум 50 % голосов + 1 голос) никто не набрал. Два лидирующих по числу голосов претендента, скажем, Икс (29 % голосов) иИгрек (26 %) вышли во 2-й тур. Там, Игрек, собравший 49,8 % голосов, против 49,2 % у Икса (пусть 1 % голосов оказался против обоих соперников), одержал верх и прошел в парламент.
♦ Пропорциональная система предполагает голосование не за конкретных кандидатов, а за названия политических партий. При этом депутатские места в органе власти распределяются между победившими партиями соразмерно количеству поданныхза них голосов. Условно и упрощенно говоря, партия, собравшая на выборах 24 % голосов, получает и24 % мест в парламенте; партия с 19 % голосов - 19 % мест и т. д. Что касается конкретных людей, занимающих кресла в парламенте, то они определяются здесь посписку своей партии. К примеру, если партия получила 25 мест, то первые 25 кандидатов в ее списке и займут эти места в парламенте.
У обеих систем есть плюсы и минусы. К наиболее заметным достоинствам мажоритарной системы можно отнести два. (1) Она обеспечивает тесную связь избирателей со своим депутатом, так как последний лично участвовал в предвыборных мероприятиях и обычно хорошо знает свой округ. (2) Она способствует вытеснению из органов власти мелких и средних по влиянию партий и установлению двух-трехпартийных систем, поскольку здесь чаще на выборах проходят представители крупным политических сил. В результате укрепляются позиции лидирующей в парламенте партии и есть возможность сформировать более стабильное и эффективно действующее правительство.
Среди главных недостатков мажоритарной системы, * во-первых, сокращение представительства партий (а значит, и интересов определенных групп общества) во властных структурах; * во-вторых, есть опасность, что в деятельности тесно связанных с округами депутатов региональные интересы будут преобладать над общенациональными (и тогда общегосударственная роль парламента снизится); * в-третьих, «мажоритарному» депутату трудно избежать зависимости от местной, региональной элиты.
Основные плюсы пропорциональной системы, напротив, — (а) более полное представительство партий в органах власти, что (С)) стимулирует в них и в обществе политический плюрализм. Главные же минусы в том, что ♦ слаба связь депутатов и избирателей (они могут вовсе не знать друг друга), ♦ иногда чрезмерны многопартийность и разношерстность парламентского состава (сложнее добиться согласия), ♦ наконец, велика зависимость «списочного» депутата от его партийных «начальников».
Таким образом, обе избирательные системы в чем-то дополняют друг друга. Не случайно в ряде стран, включая Россию (1993 и 1995 гг.), применяется смешанная, пропорционально-мажоритарная избирательная система: одна часть депутатов (в российской Госдуме - половина, 225 чел.) попадает в парламент через прямые (мажоритарные) выборы, другая - по спискам партий (пропорциональная модель). Кроме того, для ограничения чрезмерной многопартийности депутатского корпуса практикуют установление определенного барьерного минимума собранных голосов (обычно 5 %), ниже которого партия лишается права иметь своих представителей по партийному списку в парламенте. К примеру, именно такой барьер «не пропустил» в Думу-95, скажем, «Демократическийвыбор России» и другие партии и движения.