В практике тестирования различают психологические и педагогические тесты.
Педагогический тест – это система заданий специфической формы, определенного содержания, возрастающей трудности, которая позволяет качественно оценить структуру и измерить уровень знаний, умений и навыков.
Алгоритм создания педагогических тестов:
1. Структуризация учебного материала.
2. Установление логических связей между элементами и составление логико – структурных схем.
3. Составление тестовых заданий на базе логико – структурных схем.
4. Выбор оптимальной формы тестовых заданий.
5. Проверка тестов в разных типах аудиторий.
6. Корректировка тестового материала.
Преимущества тестов в сравнении с традиционными видами контроля:
- возможность количественного измерения уровня знаний и трудности заданий;
- возможность определить не только уровень, но и структуру знаний, их систематичность;
- объективность и сравнимость оценок и полный охват знаний;
- систематичность контроля и более индивидуальный подход к каждому из экзаменующихся;
- высокая оперативность подведения итогов контроля;
- технологичность тестов, что позволяет автоматизировать процесс контроля результатов обучения.
Недостатки тестов:
- возможность угадывания;
- относительная сложность создания качественного тестового материала;
- ограничение творчества учащихся;
- ограничение способности учащихся к логическому мышлению.
Использование тестов связано с категорией «педагогическая требовательность» - это профессиональное качество преподавателя, которое предусматривает использование знаний по методике преподавания для влияния на учащихся с целью получения определенного педагогического результата.
Различают продуктивную и непродуктивную педагогическую требовательность.
Непродуктивная педагогическая требовательность характеризуется отсутствием представления как о результате, так и о способах его достижения. Непродуктивная требовательность является неоправданно завышенной в отношении других и очень заниженной относительно самого себя. Непродуктивная требовательность не опирается на методические знания путей достижения результата. У педагогов, которые не владеют искусством продуктивной требовательности, обычно нет представления о результате, а значит, отсутствует его прогнозирование. Учащиеся очень быстро распознают требования ради требования, а не ради результата, поэтому просто не выполняют их. Чтобы домашнее задание выполнялось, необходима большая подготовительная работа на занятии. Важно не забывать правило: «Задаешь - проверяй, не проверяешь – не задавай!».
В условиях продуктивной требовательности преподаватель побуждает к достижению определенного результата, опираясь на знание того, какими методическими средствами этого можно достигнуть. Процесс формирования продуктивной требовательности осуществляется в 4 этапа:
1. Формулирование педагогического задания.
2. Формулирование прогнозного результата и программы педагогического влияния.
3. Выдвижение требований.
4. Сравнение желаемого и реального, оценка результата педагогического влияния.