Тема IV. Культура средних веков и европейского Возрождения

Специфика феодальной культуры. Полюса культуры: замок и крестьянский двор, город и деревня. Основные черты средневековой культуры: господство религии, аскетизм, усиление внимания к внутреннему миру человека, его духовности, элементы двуеверия в народном сознании. Христианизация Европы. Библейские представления о человеке, догматы творения, грехопадения, искупления и вознесения. Города как центры культуры. Система школьного образования. Университеты и монастыри как средоточение научных знаний. Появление первых великих европейских стилей – романский, готика. Устремленность к небесному в архитектуре. Средства выразительности – канон, символ, аллегория. Куртуазная культура. Рыцарский кодекс чести. Поэзия менестрелей и трубадуров.

Роль Византии в становлении и развитии христианской культурной традиции средневековой Европы. Православная церковь и идея императорской власти. Имперский мессианизм. Иконоборчество. Византия и Русь. Пышная зрелищность византийской художественной культуры. Крестово-купольный тип храма. Канон росписи храма. Иконопись.

Восток-Запад – две культурные традиции, два типа духовности, две системы миропонимания. Арабо-мусульманская культура. Особенности исламской духовной традиции. Энциклопедичность арабо-мусульманской научной мысли. Поэзия Омара Хайяма, аль Хорезми, аль Бируни. Инб Сина. Суфизм – мистико-аскетическое течение. Народные сказки «Тысяча и одна ночь». Арабская архитектура (мечети, медресе, мавзолеи). Религиозный запрет изображать людей и животных. Принцип декоративности, арабески.

Возрождение как переворот традиций. Зарождение капиталистических отношений. Эпоха географических открытий. В культуре – возвращение к античности, светскому характеру мировоззрения. Характерные черты культуры: идея самоценности человеческой личности, гуманизм, рационализм, реформация и контрреформация. Свободомыслие и инквизиция. Титаны возрождения. Расцвет искусства. Живопись, графика, архитектура, ваяние. Возрождение идеалов: правило «Золотого сечения», воздушная перспектива, многообразие приемов. Маньеризм, барокко. Рождение эмпирической науки. География, геология, оптика, техника, химия, медицина, агрокультура. Книгопечатание. Значение научной деятельности Н. Коперника, И. Кеплера, Г. Галилея в разрушении птолемеевской картины мира. Новая картина мира. Новый тип трудовой этики. Проблема «свободы воли».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: