Работников в России (2 ч.)

Содержание темы

1. Профессиональная подготовка и переподготовка по социальной работе. Многоуровневая структура подготовки специалистов.

2. Специализация в подготовке социальных работников.

3. Вузы и всероссийские организации по подготовке кадров.

4. Основные проблемы в подготовке специалистов по социальной работе.

Конспект лекции

В современной России профессиональная подготовка специалистов по социальной работе – это адекватная реакция на сложившуюся непростую социально-экономическую и духовно-нравственную ситуацию

В системе социального обслуживания задействовано свыше 300 тыс. человек, в том числе около 100 тыс. специалистов. Но, к сожалению, этого числа социальных служб и специалистов, работающих в них недостаточно для такой страны как Россия. К тому же современные условия диктуют необходимость переподготовки специалистов социальных служб. В переподготовке нуждаются не только пришедшие в социальную службу инженеры, технологи, агрономы, но и учителя, врачи, психологи, работники дошкольных заведений, работники МВД и др.

Проблема подготовки специалистов по социальной работе имеет ряд особенностей, зависящих как от основных тенденций развития социальной работы в различных странах мира, так и от социально-экономических, социально-политических условий становления профессии в Российской Федерации.

Весомых оснований для утверждения, что в России существует система социального образования, еще не существует. В 90-е гг. в России сложилась сеть учебных заведений, занимающихся подготовкой и переподготовкой социальных работников. И начиная с 1991 г. сеть высших учебных заведений, приступающих к подготовке и переподготовке специалистов по социальной работе, постоянно расширялась. Если в 1990/91 учебном году таких учебных заведений было 8, то в 2004/2005 учебном году – 120.

Ведущее место в сети учебных заведений занимает Московский государственный социальный университет, на базе которого создано Учебно-методическое объединение вузов России по образованию в области социальной работы.

Профессиональная подготовка социальных работников осуществляется в различных формах: с отрывом от производства (очная), без отрыва от производства (очно-заочная, заочная, вечерняя), экстернат.

Сегодня можно говорить о формировании многоступенчатой, многоуровневой системы подготовки и переподготовки социальных работников.

Профессиональная подготовка специалистов для социальных служб осуществляется в государственных университетах, педагогических и медицинских вузах, технических и технологических высших учебных заведениях. В целом по стране можно выделить несколько уровней подготовки кадров:

1. Курсовая или допрофессиональная подготовка на курсах, в школах, лицеях. Выпускники со средним образованием пополняют ряды социальных работников отделений по обслуживанию больных, престарелых, одиноких. Им предоставляется также право поступить в средние специальные учебные заведения или соответствующие вузы.

2. Обучение в средних специальных учебных заведениях. После их окончания можно работать бригадирами отделений по обслуживанию больных, одиноких, престарелых, социальными педагогами и т.д.

3. Обучение в университетах, академиях, отраслевых вузах (педагогических, медицинских и др.) на дневных, вечерних и заочных отделениях (срок обучения от 3 до 6 лет), на спецфакультетах (имеющие высшее образование обучаются 1-3 года).

Что касается высшего профессионального образования, то здесь также выделяются три ступени: подготовка бакалавров (4 года), специалистов (5 лет) и магистров (6 лет). Последние после получения диплома имеют право вести учебно-педагогическую и научно-исследовательскую работу.

Профессиональная переподготовка по социальной работе специалистов, получивших высшее образование по социальной работе, для работы в социальных учреждениях, осуществляется по индивидуальному плану с зачетом дисциплин (часов), входящих в структуру профессионального образования.

Индивидуальный план обучения составляется таким образом, чтобы освоение дисциплин, входящих в раздел базовой подготовки (общепрофессиональным дисциплинам по социальной работе), проводилось на начальных этапах обучения

Далее проводится повышение квалификации по социальной работе с расчетом последующей деятельности специалистов в социальных учреждениях. По окончании обучения при положительном заключении руководителя, который обобщает результаты подготовки, обучаемый проходит проверочные испытания и получает свидетельство (диплом) об окончании профессиональной переподготовки по социальной работе для последующей деятельности в социальных учреждениях.

Специализация выпускников, как правило, учитывает профильную направленность высших учебных заведений. В настоящее время в вузах введено значительное число разнообразных специализаций: организация социальной защиты населения, социально-экономическая поддержка населения, социально-правовая поддержка населения, медико-социальная работа с населением, социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями, социальная реабилитация взрослых с ограниченными возможностями, трудовая терапия лиц с ограниченными возможностями, психосоциальная работа с населением, социально-педагогическая работа с семьями и детьми, социальная работа с асоциальными семьями и детьми с девиантным поведением, медико-социальная помощь людям пожилого возраста и инвалидам в условиях стационарных учреждений социального обслуживания, социальная реабилитация лиц без определенного места жительства и занятий.

Однако имеется еще немало проблем, нерешенных вопросов. В числе актуальных проблем подготовки социальных работников необходимо отметить следующие:

- Более тесная связь обучения выпускников с их будущей профессиональной деятельностью.

- Подготовка социальных работников, предусматривающая получение общих знаний и умений и какой-то узкой специализации (специализаций) с учетом объектов и направлений социальной работы (скажем, организатор социальной защиты населения, юрист социальной службы, социальный педагог социальной службы, специалист по социальной работе с людьми пожилого возраста и т.д.). Сочетание универсальной (общей) и специальной профессиональной подготовки дает возможность социальным работникам более успешно решать свои проблемы на рынке труда.

- Обновление существующих программ, создание новых, подготовка учебников и учебных пособий по учебным дисциплинам, предусмотренным новым Государственным стандартом.

- Получение, хранение и распространение социальной информации.

Лекция 13. Использование зарубежного опыта в


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: