К теме 36. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

В рамках общей характеристики преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления целесообразно уделить особое внимание анализу объекта данной группы преступлений и их субъекта. Следует знать понятие должностного лица, правильно раскрывать все его признаки (особенно место службы и характер выполняемых функций), отграничивать профессиональные и служебные функции, отличать должностное лицо от лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации; необходимо усвоить уголовно-правовую классификацию должностных лиц. Важно обратить внимание на общую характеристику последствий должностных преступлений.

Изучая проблемы квалификации злоупотребления должностными полномочиями, важно обратить внимание на содержание признаков объективной стороны. Важно понять, что должностное лицо, совершая это преступление, остается в рамках своих служебных полномочий, используя их вопреки интересам службы и причиняя вред. Надо знать содержание последствий данного преступления и их значение. Важно обратить внимание на содержание вины и мотивы действий преступника. Необходимо уметь отграничивать этот общий состав преступления от некоторых специальных составов (хищения, совершаемые с использованием служебного положения; некоторые экономические и должностные преступления).

При изучении состава превышения должностных полномочий важно уяснить содержание оценочного понятия «действия, явно выходящие за пределы полномочий», понять формы такого превышения, содержание и значение последствий преступления. надо уметь отграничивать превышение полномочий от злоупотребления ими, а также от иных, специальных составов преступлений (ст. 169, 178, 289 и др. УК РФ).

Рассматривая составы полученияи дачи взятки, необходимо уяснить предмет данных преступлений и их взаимосвязь, что отражается на моменте окончания взяточничества. Важно уметь отграничивать взятку от подарка, а дачу взятки от ее провокации. Надо понять, что обусловленные взяткой действия должностного лица не охватываются составом взяточничества, а потому в ряде случаев требуют дополнительной правовой оценки. Важно обратить внимание на содержание квалифицирующих признаков, понимание которых в практике вызывает порой затруднения (групповое взяточничество, вымогательство взятки); на проблемы квалификации подконтрольной правоохранительным органам взятки; проблемы квалификации получения взятки по совокупности с иными преступлениями, проблемы разграничения группового взяточничества и посредничества во взяточничестве (ст. 2911 УК РФ).

Изучая служебный подлог, необходимо уяснить содержание признаков данного состава преступления, обращая особое внимание на характеристику предмета преступления (официальные документы) и круг его субъектов (не только должностное лицо, но и иные служащие). Следует понимать, что данный состав является общим по отношению к некоторым специальным составам преступлений, в связи с чем их необходимо отграничивать друг от друга (ст. 142, 170, 233 и др. УК РФ); важно обратить внимание, что подлог в ряде случаев выступает способом или этапом совершения другого преступления, в связи с чем возникают некоторые трудности в его квалификации.

В рамках анализа состава халатности важно обратить внимание на особенности объективной стороны (полное или частичное бездействие должностного лица) преступления и вину лица (неосторожность), особенно в квалифицированных состава преступления. Следует иметь в виду, что это материальный состав преступления, надо знать содержание признака «крупный ущерб».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: