Одним из заданий является разработка сообщения в виде электронной презентации в рамках тематики данного курса и должно быть отражением практического применения навыков анализа культурных текстов в конкретной культурологической проблеме. Форма сообщения должна быть представлена в виде электронной презентации, что в целом способствует выработке умений по грамотной работе с информацией (отбор, презентация, схематизация, выводы). Электронная презентация создается с помощью программы PowerPoint.
Общие требования к презентации:
Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены:
- название проекта;
- фамилия, имя, отчество автора, должность, место учебы, год.
Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.
Дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.
|
|
Последними слайдами презентации должны быть глоссарий и список литературы.
В оформлении презентаций выделяют два блока:
1. оформление слайдов
2. представление информации на них.
Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.
Оформление слайдов:
Стиль
· Соблюдайте единый стиль оформления
· Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
· Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).
Фон
Для фона предпочтительны холодные тона
Использование цвета
· На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.
· Для фона и текста используйте контрастные цвета.
Анимационные эффекты
· Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.
· Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
Звук
· звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда, презентации;
· необходимо выбрать оптимальную громкость, чтобы звук был слышен всем слушателям, но не был оглушительным;
· если это фоновая музыка, то она должна не отвлекать внимание слушателей и не заглушать слова докладчика. Чтобы все материалы слайда воспринимались целостно, и не возникало диссонанса между отдельными его фрагментами, необходимо учитывать общие правила оформления презентации.
|
|
Представление информации:
Содержание информации
· Используйте короткие слова и предложения.
· Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.
· Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
Расположение информации на странице
· Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
· Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
· Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.
Шрифты
· Для заголовков – не менее 24.
· Для информации не менее 18.
· Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.
· Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
· Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.
· Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).
Способы выделения информации
Следует использовать:
· рамки; границы, заливку;
· штриховку, стрелки;
· рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.
Объем информации
· Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
· Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
Виды слайдов
Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:
· с текстом:
· Каждый слайд должен иметь заголовок.
· Не полностью заполненный слайд лучше, чем переполненный. Обычно, в слайде должно быть от 20 до 40 слов. Разумный максимум - 80 слов.
· Делайте слайд проще. У аудитории всего около 50 секунд на его восприятие.
· Не стоит переоценивать аудиторию. Делайте доклад более доступным.
· Не показывайте в слайдах то, о чем не будете рассказывать.
· Избегайте сплошной текст. Лучше используйте нумерованные и маркированные списки.
· Не используйте уровень вложения в списках глубже двух. Лучше используйте схемы и диаграммы.
· Используйте краткие предложения или фразы.
· Не переносите слова.
· с таблицами:
Таблицы с цифровыми данными плохо воспринимаются со слайдов, в этом случае цифровой материал, по возможности, лучше представить в виде графиков и диаграмм.
· с диаграммами:
· рисунки, фотографии, диаграммы, призваны дополнить текстовую информацию или передать ее в более наглядном виде;
· желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления;
· цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда;
· иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом;
· если графическое изображение используется в качестве фона, то текст на этом фоне должен быть хорошо читаем.
Эссе.
Напишите эссе на тему, предложенную в афоризме, высказывании.
Этот тип заданий состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.
Эссе - прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно. Эссе не претендует дать полную исчерпывающую характеристику рассматриваемой проблемы. Автор должен поразмышлять в направлении, заданном автором того или иного афоризма или высказывания. Рассуждение должно вестись вокруг главной мысли афоризма, высказывания. Оно обязательно должно сопровождаться примерами.
План эссе:
1. Титульный лист (Приложение А)
2. Введение - суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически;
На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования.
|
|
При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?», «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?»,«Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?». Например, при работе над темой «Культурные доминаторы европейского средневековья» в качестве подтемы можно сформулировать следующий вопрос: «Какие признаки были характерны для культуры того периода?».
3. Основная часть - теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса.
Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность. Поэтому важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую аргументацию, анализ. Там, где это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы.
В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным материалом. Следовательно, наполняя содержанием разделы аргументацией (соответствующей подзаголовкам), необходимо в пределах параграфа ограничить себя рассмотрением одной главной мысли.
Хорошо проверенный (и для большинства — совершено необходимый) способ построения любого эссе — использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения: это помогает посмотреть на то, что предполагается сделать (и ответить на вопрос, хорош ли замысел). Такой подход поможет следовать точно определенной цели в данном исследовании. Эффективное использование подзаголовков - не только обозначение основных пунктов, которые необходимо осветить. Их последовательность может также свидетельствовать о наличии или отсутствии логичности в освещении темы.
|
|
4. Заключение - обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл, и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.
5. Список литературы
Особенности эссе
· Наличие конкретной темы или вопроса.
· Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления.
· Небольшой объем - не более 5 страниц текста.
· Свободная композиция.
Оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом «Все — наоборот!».
· Непринужденность повествования.
· Парадоксальность.
· Эссе призвано удивить читателя – это его обязательное качество. Более того, эссе рождается из удивления, которое возникает у автора при чтении книги, просмотре кинофильма. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко являются афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее, на первый взгляд, бесспорные, но взаимно исключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы.
· Внутреннее смысловое единство.
· Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.
· Открытость.
Эссе при этом остается принципиально незавершенным — не в том смысле, что автор останавливается на полуслове и намеренно не высказывает своего мнения до конца, а в том, что он не претендует на исчерпывающее ее раскрытие, на полный, законченный анализ.
Различные варианты клише, которые уместно использовать к написанию эссе.
Вступление | Я согласен с данным мнением… Я не разделяю подобную точку зрения… Нельзя не согласиться с мнением … Поражает глубина мысли великого… Удивляет нестандартный подход к проблеме… Эта фраза заставляет задуматься над… Для меня эта фраза является ключом к пониманию... Выбор данной темы продиктован следующими соображениями... Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание... Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что... Эта емкая фраза заставляет переосмыслить… Задумываясь над этой фразой, приходишь к мнению… Я не могу присоединиться к этому утверждению… |
Основная часть. | Существует несколько подходов к данной проблеме… С незапамятных времен бытовало мнение… Посмотрим на проблему с другой стороны… Во-первых,... во-вторых,... в-третьих,… Рассмотрим несколько подходов... Например,… Проиллюстрируем это положение следующим примером... Для полемического эссе: С одной стороны,... С другой стороны,… Следует отметить… Необходимо заметить… |
Заключение | Исходя из вышесказанного… Подводя итог размышлениям… Таким образом,… Подведем общий итог рассуждению... Итак,… Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания... Вот почему я согласен с мнением… Резюмируя сказанное, следует отметить… |