Развитие психодиагностики в 1940-е гг

В этот период продолжает увеличиваться количество диагностических методик. Представление о количестве психологических тестов в 1940 г. дает «Ежегодник психических измерений», издаваемый Оскаром Буросом (Buros, 1941), в соответ­ствующем выпуске которого опубликованы обзоры по 325 тестам и просто пере­числены 200 тестов. Естественно, далеко не все из этих тестов пользовались по­пулярностью среди психологов.

Так же как и Первая мировая война, Вторая мировая стимулировала разработ­ку новых тестов. В начале Второй мировой войны психологи США вновь обраща­ются к разработке групповых тестов для нужд армии. Так появляется Армейский общий классификационный тест {The Army General Classification Test) — группо­вой тест, проведенный примерно с 10 млн военнослужащих в ходе войны. Были изобретены многие другие тесты для использования, например, при отборе морс­ких офицеров, пилотов. Известны множество «военных» модификаций ранее при­меняемых тестов (групповой тест Роршаха, сокращенный вариант ТАТ и др.). В то же время значительный прогресс был достигнут в создании ситуационных тестов, которые допускали прямое воздействие на обследуемого мощных стрессовых фак­торов. Они использовались для отбора лиц, наиболее подходящих для выполне­ния разведывательно-шпионской деятельности во время Второй мировой войны. Едва ли кто-нибудь из взрослых мужчин, пригодных к военной службе, сумел из-

1 См. также о шкалировании по Г. Рашу в разделе, посвященном развитию психодиагностики в 1950-е гг.


бежать прохождения психологических тестов. По имеющимся данным, к 1944 г. были обследованы 20 млн человек.

В Великобритании основным тестом, проводимым с целью военной классифи­кации, был тест прогрессивных матриц Ранена. Этот тест оказался полезным как средство предсказания успешности в деятельности, связанной с эксплуатацией радарных установок.

Несмотря на официальную политику, направленную против использования тестов, они сумели выжить и в нацистской Германии. При формировании воору­женных сил рейха, наряду с тестами, определяющими разного рода технические способности, использовались и тесты отбора командного состава. К началу Вто­рой мировой войны в Германии существовало немало пунктов определения пси­хологической пригодности к военной службе, а позднее к службе в авиации. Официально тестирование было запрещено в 1942 г. Американские историки пси­хологии обычно указывают на две причины такого запрета: 1) психологическое тестирование — это демократическая процедура в том смысле, что отбор основы­вается на психологических особенностях индивидуума, а не на членстве в домини­рующей политической партии или социальной группе, и 2) проявлялось желание отрицать существование психологических проблем в немецких вооруженных си­лах. Однако психологическое тестирование скрытно проводилось в рамках немец­кой программы использования рабского труда народов оккупированных стран. Отдельные германские промышленники санкционировали тестирование для наи­более эффективного распределения рабочих ресурсов. Примерно 425 тыс. людей, насильно привлеченных к работе на Германию, были подвергнуты групповым те­стам, созданным по образцу тех, которые использовались в США во время Пер­вой мировой войны.

Несмотря на то что использование тестов в армии приносило несомненную пользу для решения широкого круга задач, делались заключения и о том, что роль психологии и психологов не была столь значительна, как это могло показаться. Такая точка зрения «изнутри» принадлежит Дж. Гилфорду, принимавшему не­посредственное участие в психологических исследованиях в авиации во время войны. Этот исследователь отмечает, что психологи действительно усовершен­ствовали процедуры обучения пилотов. Тем не менее было обнаружено, что мно­гообразие тестов для диагностики личностных качеств имеет небольшую ценность для предсказания успешности пилотирования. Данные, полученные с помощью личностных опросников и проективных методик, имели весьма невысокую до­стоверность. Наиболее полезной для предсказания того, кто будет хорошим авиа­тором, была биографическая информация. Впрочем, военные психологи, отвечая на эту критику, обоснованно подчеркивали, что они не могли предсказать резуль­таты обучения пилотов, не получив возможности узнать личностные характери­стики успешного военного летчика.

В 1942 г. появляется вторая редакция теста Векслера, известная как Векслер-Белльвью-И, или «армейский Векслер». В этом десятилетии шкала Векслера — несомненный лидер среди методик для определения уровня интеллектуального развития в США. Ее привлекательность возросла, когда Векслер указал на то, что определенные типы разброса показателей по отдельным субтестам могут быть по­лезны для диагностики органических поражений мозга, шизофрении и некоторых



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: