Фундаментальные понятия онтологии 6 страница


3. Какова динамика отношения веры и разума в философии Средневековья?

4. Каковы основные идеи ренессансной культуры, повлияв­шие на последующие традиции философствования?

5. Назовите основные стратегии решения гносеологической проблематики в философии раннего Нового времени.

6. Выделите основные идеи философии эпохи Просвещения.

7. Какова основная проблематика немецкого классического идеализма?

8. Назовите основные философские направления XIX в.

9. Какова определяющая тематика русской философии?

10. Выделите основные этапы развития философской мыс­ли в Беларуси.

11. В чем заключаются философские альтернативы XX в.?

12. Каковы основные философские проблемы начала XXI в.?

Литература

Кирвель, Ч. С. История философии / Ч. С. Кирвель [и др.]. Минск, 2001.

Перевезенцев, С. В. Практикум по истории западноевропей­ской философии / С. В. Перевезенцев. М., 1999.

Скирбекк, Г. История философии / Г. Скирбекк, Н. Гилье. М., 2000.

Яскееич, Я. С. Философия в вопросах и ответах / Я. С. Яске-вич. Минск, 2003.


Глава 3. ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ

3.1. Фундаментальные понятия онтологии

3.2. Основные виды и атрибуты бытия

3.3. Бытие человека в мире

Фундаментальные понятия онтологии

Бытие и небытие

Мы уже говорили, что с древ­них времен люди задумыва­лись: почему существует мир? Как он устроен? Каким законам подчиняется? Какое место занимает в нем человек? и т. п. Все эти вопросы составляют в своем единстве одну из фундаментальных проблем философии - проблему существования. Ее ана­лизом и решением издавна занимается особый раздел философского знания - онтология (от греч. оп (ontos) - сущее и logos - учение, наука), т. е. учение о бытии (су­ществовании) как таковом и о всеобщих принципах и за­конах его организации. Эта проблематика всегда состав­ляла важнейший компонент философии - начиная с ан­тичности и до наших дней.

Мир, в котором живет и действует человек, наполнен бесконечным множеством различных вещей и явлений, и любое из них есть нечто сущее, т. е. конкретно сущест­вующее в данное время. Философская категория бытия и фиксирует все то, что существует - независимо от того, каково это сущее по своей природе: материальное или духовное, действительное или возможное, единичное или общее и т. д. Таким образом, понятие бытия означа­ет в философии всеобщее свойство (атрибут) вещей и яв­лений существовать, присутствовать, т. е. быть. Эта



категория отражает «существование как таковое» неза­висимо от того, каков его конкретный носитель. К тако­му повороту философской мысли непросто привыкнуть -ведь человек живет в мире конкретных сущих, да и сам он привык всегда быть кем-то: сыном, студентом, муж­чиной, белорусом и т. д. («Непривычнее всего нам прос­то быть», - говорит английский поэт Д. Энрайт1). Но это просто быть многого стоит: ведь именно мое бытие и бытие мира лежат в основе всей моей жизни... Сколько радости, например, доставляет влюбленному то, что его девушка живет в этом мире, что она просто есть.

Вместе с тем в окружающем нас мире есть и эффект отсутствия вещей и явлений: в реальной действитель­ности нет многих предметов, которые человеку хотелось бы иметь, а уже существующие вещи (да и сами люди) рано или поздно погибают, уходят в никуда. Так посте­пенно в философии возникает категория небытия, кото­рая обозначает свойство вещей и явлений не существо­вать, отсутствовать, быть нереальными. Это свойство при­суще, во-первых, в виде возможности любому конкретно­му сущему, поскольку оно не вечно - за всяким присут­ствием всегда стоит тень отсутствия. Во-вторых, оно ха­рактерно для таких явлений, которые не существуют (и вряд ли будут существовать) в действительности - напри­мер, появление вечного двигателя и многих других явле­ний, составляющих сферу небытия. В-третьих, и в повсе­дневной жизни мы имеем дело с явлениями относитель­ного небытия - отверстиями, дырами, ямами и другими пустотами: для них характерно отсутствие вещественной субстанции в определенных пространственных границах2.

Таким образом, эти две категории (бытие и небы­тие) отражают онтологическую судьбу всех индивиду­альных вещей и явлений. Любое из них сначала как бы таится в небытии, его нет в реальности (как поначалу в мире нет каждого из нас до нашего рождения). Затем оно

1Энрайт, Д. Глагол «думать» / Д. Энрайт // Иностранная лите­ратура. 1992. № 7. С. 125.

2См. подробнее о ненастоящих объектах (квазиобъектах): Ру-башкин, В.Ш. Онтология: от натурфилософии к научному мировоз­зрению и инженерии знаний / В. Ш. Рубашкин, Д. Г. Лахути // Воп­росы философии. 2005. № 1.

9 0


приходит в реальность (в результате действия природ­ных или человеческих сил), существует в ней в течение определенного времени и рано или поздно исчезает, ухо­дя в небытие. «Все возникает на время, а погибает навеч­но», - пишет российский философ А. Н. Чанышев1. По­этому всякое явление в мире выступает как неразрывное единство бытия и небытия, оно лишь относительно и в своем бытии, и в своем небытии. Те же явления, которые в философии наделяются статусом абсолютного сущест­вования (Бог, Абсолютная идея, материя), представля­ют собой, строго говоря, некоторые идеальные модели: они существуют лишь в сознании мыслителей, но не в повседневной реальности. В этом же смысле в филосо­фии говорят и об абсолютном небытии - ничто, которое есть «отрицание всей совокупности сущего, оно - абсо­лютно несущее»2.

Говоря о содержании и статусе категорий бытия и не­бытия, следует отметить, что первой повезло в философии значительно больше, чем второй. Так, западная филосо­фия традиционно уделяла основное внимание прежде все­го проблеме бытия - это, по-видимому, объяснялось изна­чальной ориентацией мыслителей на реалии мира и чело­веческой жизни. Поэтому философская мысль была даже склонна к некоторой абсолютизации категории бытия и соответственно недооценке категории небытия.

Иной подход наблюдается в философии Древнего Вос­тока. Там небытию часто придавалась роль особого ис­точника всякого бытия. Например, по мнению китай­ского философа Лао Цзы, именно небытие можно считать началом небес и земли, а бытие - матерью всех конкрет­ных вещей. Современный эскиз философии небытия представлен в работах российских философов (А. Н. Чанышева, Н. М. Солодуха и др.). Серьезное внимание уде­ляется категориям бытия и небытия в философии экзис­тенциализма, которая анализирует специфику челове­ческого существования. Большое значение имеют обе ка­тегории для разных видов художественной культуры -

^Чанышев, А. Н. Трактат о небытии / А. Н. Чанышев // Вопросы философии. 1990. № 10. С. 162.

2Хайдеггер, М. Что такое метафизика? / М. Хайдеггер // Время и бытие. М., 1993. С. 18.


особенно литературы, где трагическая тема небытия личности вызывает зачастую глубокие философские раз­мышления. Достаточно вспомнить гамлетовский вопрос Быть или не быть? или же строки современного поэта: «Век скоро кончится, но раньше кончусь я. Это, боюсь, не вопрос чутья. Скорей, влияние - небытия на бытие...»1. Философские категории бытия и небытия обладают мировоззренческой и методологической значимостью для человека. Деятельность субъекта вписывает его в бытийствующий мир и придает всему сущему как бы двойное бытие - непосредственное (бытие вещей самих по себе) и опосредованное (бытие вещей для человека). В своей жизни и практической деятельности человек критически оценивает как бытие окружающих его явле­ний, так и собственное бытие. Он переделывает их, со­здавая в мире новую реальность и уничтожая, превра­щая в небытие то, что его не устраивает. В человеческой деятельности эти категории выступают как культурные ценности: они ориентируют каждого из нас на осознание уникальности, неповторимости и бренности бытия лю­бого явления в мире и в первую очередь - своего сущест­вования на Земле. Отсюда вытекает необходимость наполнения нашего повседневного бытия подлинно че­ловеческим содержанием, ориентации не только на сиюминутные практические цели и интересы, но и на высокие ценности. Быть Человеком - не просто, но им надо быть.

3.2. Основные виды и атрибуты бытия

1 Единый и целостный мир

Виды бытия представляет собой бесконечное множество самых различных вещей и явлений. Все они индивидуальны и неповторимы в своем бытии, но вместе с тем обладают и неко­торыми общими свойствами. Поэтому реальное многообразие бытия может быть так или иначе классифицирова­но, в нем можно выделить определенные виды сущего и

1Бродский, И. Бог сохраняет все / И. Бродский. М., 1992. С. 166.


его атрибуты, т. е. необходимые и неотъемлемые свой­ства вещей и явлений.

В первую очередь выделяют два основных вида всего сущего: материальное и духовное бытие. Взятые в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все конкретные вещи и явления мира - по крайней мере из­вестные нам на сегодняшний день. К материальном у бытию относят те явления, которые как бы проти­востоят человеческому сознанию, существуют вне и не­зависимо от него и представляют собой объективную реальность. Сюда могут быть включены все природ­ные объекты и множество явлений жизни человека и об­щества.

К идеальному бытию относятся многообраз­ные явления духовной жизни человека и социума, суще­ствующие в сфере их сознания - чувства, настроения, мысли, идеи, теории и т.д. - и составляющие содержа­ние субъективной реальности. Все эти явления возника­ют сначала в индивидуальном человеческом сознании, а многие из них так и остаются достоянием лишь данной личности (какими-то своими мыслями и чувствами я мо­гу ни с кем не делиться). Чаще всего, однако, духовные явления принимают объективированную, физическую форму (в виде устного сообщения, текста, формулы и т. д.) и входят уже в систему материального бытия. По­этому в реальной человеческой жизни эти основные ви­ды сущего - материальное и идеальное - обычно взаи­мосвязаны, представляют собой неразрывное целое. Су­ществование человека и общества не может быть одно­значно отнесено лишь к материальному или духовному бытию, поскольку человеческая деятельность включает как постоянное зарождение тех или иных идей, так и их воплощение в материальные результаты творчества. В связи с этим некоторые философы считают необходи­мым уточнить исходную классификацию видов сущего и выделяют бытие:

• вещей и процессов природы;

• человека;

• духовного;

• социального.


При этом считается, что подобная градация лучше фик­сирует целостность материального и идеального бытия в повседневной деятельности человеческого общества.

Для обозначения объективно-реального бытия в фи­лософии традиционно используется категория материи (от лат. таЫгьа - вещество). Это понятие возникает еще в античности в результате мысленного поиска некой первоосновы всего бытия, изначальной сущности, объ­единяющей мир в единое целое. Такая первичная сущ­ность должна находиться в природе и не зависеть в сво­ем существовании от каких-либо духовных явлений -ни от человеческого сознания, ни от высшего разума.

За долгую историю философии понятие материи не­однократно меняло свое содержание в зависимости от уровня знаний человека о мире. Так, в античной Греции под материей понималась первичная субстанция, свое­образный строительный материал, из которого возника­ют конкретные вещи. Этот субстрат, единый для всего сущего, греки называли «архэ» - начало. Аристотель, например, считал что материя - это первичный субстрат каждой вещи, из которого эта вещь возникает. На пер­вых порах роль такого субстрата отводилась простым природным явлениям (стихиям): воде, воздуху, огню, земле, из них в различных сочетаниях якобы возникали все вещи мира. Позднее под материей-субстанцией ста­ли понимать атомы - мельчайшие неделимые частицы, из которых, как слова из букв, строится все многообра­зие сущего. Разумеется, эти взгляды имели тогда умо­зрительный и во многом наивный характер, но в то же время такое конкретно-вещное понимание материи нес­ло в себе заметное рациональное зерно. Оно, во-первых, предугадало существование в физическом мире опреде­ленных базисных элементов (хотя и не абсолютно прос­тых!), как бы лежащих в фундаменте мировой структу­ры. Во-вторых, оно ориентировало мыслителей на поиск таких элементарных структур в самой природе, а не в сфере сверхъестественных сил и законов. Поэтому-то взгляд на материю как на первичные частицы вещества оказался весьма живучим и сохранился в модернизиро­ванной форме вплоть до наших дней (особенно в естест­веннонаучных текстах).


В эпоху Нового времени трактовка материи заметно меняется. Во-первых, всеобщая сущность вещей видит­ся в наличии у них не столько единой субстанции, сколь­ко некоторых обязательных свойств (атрибутов) - мас­сы, протяженности, непроницаемости и т. п. Именно их считают главным критерием материальности, а носите­лем этих атрибутов выступают те или иные структурные элементы вещества (корпускулы, атомы и т. д.). Кстати, эта интерпретация материи имеет сторонников в наши дни: так, французский философ Д. Жюлиа определяет материю как субстанцию, «для которой характерны протяженность, делимость, вес и восприимчивость к формам любого вида»1. Во-вторых, у некоторых филосо­фов этой эпохи намечается принципиально новый под­ход к понятию материи - на основе ее противопоставле­ния человеческому сознанию. «По отношению к нам, -пишет, например, известный французский философ Поль Анри Гольбах (1723 - 1789), - материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на найти чувства»2. Именно подобный подход в наибольшей мере отвечает сущности и специфике философского мышле­ния, которое ориентировано прежде всего на отношение человека к миру.

В Х1Х-ХХ вв. такая трактовка материи находит наи­более полное выражение в философии марксизма (Маркс, Энгельс, Плеханов, Ленин). Здесь на первый план выдвигается лишь одно абсолютное свойство мате­риального бытия - его существование вне и независимо от какого бы то ни было духовного начала. Иными слова­ми, главным критерием материального сущего становит­ся его свойство быть объективной реальностью. Этим ка­чеством обладают вещи и явления природы и общества, а также их свойства, связи, отношения. Словом, мир есть бытие бесчисленного множества материальных явлений, во многом отличающихся друг от друга, но существую­щих вне сферы духовной реальности, т. е. объективно.

Категория материи в ее современной интерпретации обладает серьезным мировоззренческим значением для

Жюлиа, Д. Философский словарь / Д. Жюлиа. М., 2000. Гольбах, П. Система природы / П. Гольбах. М., 1940. С. 25.



9 4



каждого из нас. Она диктует человеку реалистический взгляд на мир, требует от него умения видеть действитель­ность такой, какой она есть, а не такой, какой нам хоте­лось бы ее видеть. Этот принцип реализма предписывает нам понять простую истину: самая сильная власть в мире -власть объективной реальности. Признавать эту власть и действовать в соответствии с ее непреложными законами должно стать правилом для любого здравомыслящего че­ловека. Не случайно, например, папа Иоанн-Павел II (К. Войтыла, 1920-2005), не являвшийся, разумеется, ма­териалистом, призывал тем не менее каждого человека: «Что бы ты ни делал, оставайся в согласии с объективной действительностью» (добавляя, правда, - «какой ее тебе показывает не только разум, но и вера»1). Следование это­му простому принципу поможет людям избежать многих ошибок и заблуждений, успешнее жить и работать в слож­ном, но единственно реальном мире.

Говоря о реальности, в которой живет современный человек, нельзя не отметить ее особую форму - виртуаль­ное (от лат. 01гез - возможность) бытие. Это понятие по­лучило распространение сначала в квантовой физике: им обозначали «не вполне родившиеся» микрочастицы, по­являющиеся на очень малое время в физическом вакууме и вновь исчезающие в нем. Вечно виртуальными счита­ются обычно и кварки - фундаментальные частицы, ко­торые не обладают автономным, независимым от других частиц существованием. Достижения науки и техники погружают многих людей в другое виртуальное бытие - компьютерную реальность. Человек как бы живет в этом иллюзорном мире, зачастую уходя от подлинной реаль­ности и реализуя себя в таком «бытии - небытии» Интер­нета так, как ему не удается в своей повседневной жизни.

Онтологический анализ не
Атрибуты бытия только констатирует существование самых различных вещей и явлений, но и стремится выявить и х общие атрибу­ты. Прежде всего, к ним относят такие свойства, как

1 ВойтШйш-, К. Основания этики / К. Войтыла // Вопросы филосо­фии. 1991. № 1.С. 33,34.


структурность, движение, развитие, связи, простран­ственные и временные параметры и др. Эти атрибуты ха­рактеризуют в первую очередь материальные объекты, хотя некоторые из них могут относиться и к существова­нию идеальных явлений (например, движение, разви­тие, связи). Рассмотрим атрибуты сущего.

Структурная организация сущего означает, что лю­бой материальный объект так или иначе устроен, т. е. обычно представляет собой систему некоторых элемен­тов (ее составных частей), организованных в единое це­лое с помощью структуры (устойчивых связей и отно­шений между элементами). Системно-структурный под­ход к бытию позволяет прийти к следующим основным положениям.

1. Мир как системное целое состоит из бесконечного множества различных структурно организованных объ­ектов.

2. В этом неисчерпаемом множестве могут быть выде­лены большие классы объектов, обладающих общими структурными свойствами - виды материи. Так, в са­мом первом приближении можно зафиксировать физи­ческие, химические, биологические и социальные виды материи.

3. Более детальный анализ обнаруживает в организа­ции сущего структурные уровни. Это - группы объек­тов, которые обладают следующими признаками:

• одинаковый принцип построения объектов;

• одинаковая природа связи между их элементами;

• общие существенные свойства объектов (например, пространственные параметры) и законы их бытия (они, как правило, специфичны именно для данного струк­турного уровня). На основе этих признаков выделяют главные структурные уровни в организации больших сфер реальности. Так, в неживой природе фиксируют та­кую иерархию систем: физический вакуум - элементар­ные частицы - атомы - молекулы - макротела - плане­ты - звезды - галактики - Метагалактика («наша Все­ленная») - Универсум («мир как целое»),

4. Между всеми структурными уровнями существует
генетическая связь: каждый более низкий уровень является основой для формирования более высоких уровней.
Объекты относительно низких уровней и законы их




4 Зак. 3024



функционирования входят в качестве элементов в более высокие системы, подчиняясь при этом специфике их организации и развития.

Динамическая организация сущего заключается, прежде всего, в том, что любое конкретное явление нахо­дится в постоянном изменении (это в равной мере отно­сится и к материальным, и к идеальным явлениям). В онтологии эта специфика бытия всякого сущего вос­производится с помощью категорий движения, покоя, развития.

Уже философами древности было обнаружено, что в мире существуют и взаимодействуют две тенденции -изменчивости вещей и их устойчивости. «В одну и ту же реку, - говорил, например, Гераклит, - нельзя войти дважды», поскольку она уже в чем-то изменилась к тому моменту, когда мы повторно входим в нее. Однако он до­бавлял, что река «изменяясь, покоится (отдыхает)», так как при всех своих изменениях она остается именно этой, а не другой рекой. Для обозначения вышеназван­ных тенденций в философии и были выработаны катего­рии движения и покоя.

Эти понятия прошли определенную эволюцию в исто­рии философского знания. Так, в античной философии было распространено широкое понимание движения как всякого превращения вещи, ее изменения. Однако в Но­вое время с появлением и развитием классической меха­ники под движением преимущественно начинают пони­мать лишь перемещение тела в пространстве. При этом, опять-таки ориентируясь на классическую меха­нику, некоторые ученые (например, Ньютон) допускали начальное неподвижное состояние мира, которому внешняя сверхсила (Бог) придала первотолчок, привед­ший мир в движение.

Становление и развитие наук, которые изучали слож­ные виды движения (химии, биологии и др.), постепен­но привело к более глубоким представлениям о движе­нии - оно вновь стало пониматься как всякое изменение вещей и явлений. И в современной философии катего­рия движения обычно обозначает всеобщее свойство су­щего изменяться, непрерывно переходить из одного со­стояния в другое. Способ бытия мира (как единства ма­териальных и духовных явлений) состоит, следователь-


но, в том, что и весь мир, и любое сущее, входящее в не­го, могут существовать только в постоянном движении, изменении.

Категория покоя обозначает свойство сущего обла­дать относительной устойчивостью, определенностью. Изменения, происходящие с вещами и явлениями, всег­да ограничены какими-то рамками: любое сущее в про­цессе движения так или иначе в чем-то сохраняется, не теряя своей индивидуальности до тех пор, пока оно су­ществует. Иначе бы вещи, подчиняясь абсолютному за­кону изменения, перестали бы существовать как опреде­ленные сущие, «расплылись» в своем бытии, преврати­лись в нечто неопределенное, бесформенное. Поэтому способ бытия мира (и каждого сущего) состоит не только в движении, но и в покое, точнее - в единстве движения и покоя. Это относится и к человеку: любой из нас изме­няется во всех отношениях каждую секунду, но вместе с тем все же остается самим собой - со своим характером, привычками и т. д. И очень важно быть самим собой, не изменять себе даже в самых сложных ситуациях, требу­ющих от нас серьезных изменений.

Изменения, происходящие с вещами и явлениями, качественно разнообразны и зависят от специфики того или иного сущего. Но это бесконечное многообразие дви­жений можно сгруппировать в определенные типы, или формы движения (учитывая неразрывную связь движе­ния и покоя, можно говорить и о формах покоя). Все формы движения и покоя различаются друг от друга по следующим основным признакам:

• специфика вида сущего - носителя движения и по­коя;

• своеобразие его изменений (движения) и устойчи­вости (покоя);

• особые законы движения и стабильности, характер­ные именно для данного вида сущего.

К основным формам движения (и покоя) относят обычно механическое, физическое, химическое, биоло­гическое и социальное, хотя возможна и более деталь­ная классификация - часто говорят о квантово-физической, молекулярно-физической, геологической, кибер­нетической и других формах движения. Применительно к духовной реальности можно говорить и об идеальном





движении, т. е. изменении чувств, мыслей, понятий, идей и т. п. Между всеми формами движения существу­ет тесная взаимосвязь. Так, высшие формы движения возникают на основе более низших форм, включают их и подчиняют себе - жизнь, например, требует для своего бытия определенных химических реакций. Кроме того, одно и то же сущее может участвовать одновременно в разных формах движения: человек, скажем, представ­ляет собой единство физических, химических, биологи­ческих, духовных и социальных процессов. Поэтому в своем индивидуальном и общественном бытии он не мо­жет нарушать не только социальные законы, но и зако­ны физики и биологии. Всякая попытка пренебречь ими неизбежно обернется неудачами, потерями или даже ка­тастрофой - вспомним хотя бы современную экологиче­скую ситуацию, возникшую во многом из-за забвения законов существования и развития биосферы на Земле.

Если движение, как уже отмечалось, есть всякие из­менения сущего, то категория разв ит ия обозначает осо­бый их вид - лишь закономерные необратимые качест­венные изменения1. Таким образом, всякое развитие есть движение, но не всякое движение есть развитие -например, изменение пространственного положения те­ла, т. е. механическое движение. И все-таки реальный мир устроен так, что подавляющее большинство измене­ний сущего связано с его развитием.

Взгляд на реальность сквозь призму идеи ее движе­ния и развития, целостности и системности имеет боль­шое мировоззренческое значение. В философии сформи­ровался особый метод мышления, базирующийся на двух фундаментальных принципах - развития и всеоб­щей связи - диалектика (от греч. dialektike - искусство вести беседу, спор). Ее истоки лежат в античной филосо­фии: например, Сократ обозначал этим термином искус­ство обнаружения истины в споре путем столкновения противоположных мнений. У древних философов диа­лектика выступала в качестве метода мышления, ис­пользующего идеи внутренней противоречивости сущего,

1Вместе с тем довольно широко распространено и традиционное понимание развития как процесса совершенствования сущего, т. е. прогрессивного движения.


его изменения и связи с окружающим миром, отно­сительности любых знаний об этом сущем.

Вместе с тем складывался и такой подход к сущему, когда вещи и явления рассматривались как неизмен­ные, статичные и независимые друг от друга. Позже он был назван Гегелем метафизическим методом мышле­ния и получил довольно широкое распространение: в частности, он присущ обычному житейскому познанию, для которого часто вполне достаточно рассматривать вещь в ее статике и вполне автономном состоянии.

Однако по мере развития науки (прежде всего естест­вознания) для философов становился все более очевид­ным тот факт, что мир диалектичен по своей сути, что он представляет собой целостное единство развивающихся и взаимосвязанных вещей и явлений. Усилиями мысли­телей немецкой классической философии (Канта, Фих­те, Шеллинга, Гегеля) и марксистской философской школы (Маркса, Энгельса, Плеханова, Ленина и др.) ди­алектика превратилась в философское учение о развива­ющемся бытии и метод его познания, основанный на принципах развития и взаимосвязи.

Названные принципы составляют фундамент диа­лектики - и как философской теории, и как философ­ского метода познания. Они говорят о том, что любое су­щее подвержено закономерным и необратимым качест­венным изменениям (развитию) и находится в опреде­ленной зависимости (т. е. в связи) от других вещей и яв­лений, воздействуя, в свою очередь, на них. Эти базис­ные идеи наполняются более конкретным содержанием в системе законов диалектики - основных и неоснов­ных.

Основными законами диалектики, раскрывающи­ми главные черты процессов развития, традиционно считаются:

закон взаимного перехода количественных и каче­ственных изменений: изменения любого сущего рано или поздно нарушают его меру (т. е. устойчивое един­ство количественных и качественных характеристик) и вызывают переход в новое качественное состояние;

закон единства и взаимодействия противополож­ностей: основным источником развития сущего служат его внутренние противоречия (т. е. взаимодействия





противоположных элементов, свойств, связей и т. д.). Се­годня этот закон нуждается в некоторой корректировке: достижения науки (прежде всего синергетики) показа­ли, что у сложных самоорганизующихся систем (физи­ческих, биологических, социальных) источником разви­тия выступают не противоречия, а согласованные, ко­оперативные взаимодействия между элементами этих систем;

закон отрицания отрицания: любое развитие есть,
с одной стороны, движение сущего вперед, к новым качествам, а с другой - повторение на новой основе отдельных свойств старых качеств. Обычно эти черты развития
обозначаются понятиями «преемственность», «возврат
якобы к старому», «развитие по спирали» и т. п.

К неосновным законам диалектики, дополняющим и детализирующим содержание основных, обычно относят:

закон единичного и общего: всякие общие свойства, связи, законы реализуются лишь через характеристики единичного развивающегося сущего;

закон необходимости и случайности: любая необ­ходимость (например, закон) проявляется в развитии су­щего через случайности и дополняется ими. Вместе с тем синергетика сегодня установила, что и случайности мо­гут играть роль конструктивного фактора и порождать новые необходимости в развитии;

закон содержания и формы: содержание сущего (т. е. набор его элементов, свойств, связей и т. д.) опреде­ляет форму его развития, которая, в свою очередь, влия­ет на этот процесс;

закон причины и следствия: все свойства и связи раз­вивающегося сущего есть следствия определенных причин;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: