Как продукт созидательной деятельности педагога

Профессиональная образовательная система является одним из объективных и очень значимых факторов развития и самореализации творческого потенциала человека.

К числу объективных факторов относятся также окружающая среда (географические, социальные, семейные условия и т.д.) и наследственность. Реализация задатков, заложенных природой, зависит в значительной мере от самого человека.

Наряду с объективными большую роль играют и субъективные факторы развития и самореализации творческого потенциала. Одним из таких факторов является самоорганизация деятельности человека. Именно с ним прежде всего связаны субъектно-деятельностные характеристики.

Результаты функционирования образовательных систем могут оцениваться по разным показателям. Наиболее значимыми, видимо, можно считать те из них, которые связаны с профессиональной деятельностью:

– адаптацию к самостоятельной профессиональной деятельности и включение в решение задач производственного коллектива;

– профессиональную устойчивость, «преданность» профессии;

– самосовершенствование, стремление к достижению более высокого уровня мастерства;

– эффективность решения профессиональных задач различного уровня.

Перечисленные показатели будут выше у выпускников тех профессиональных учебных заведений, где успешно решались как педагогические, так и функциональные задачи. Это возможно при наличии сильного педагогического коллектива, где имеется общая ориентация на творческий подход к организации педагогического процесса.

В настоящее время в России осуществляется становление новой системы образования. В этих условиях происходят следующие значимые изменения.

1. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями и развитием творческих способностей.

2. Усиливается влияние компьютерных средств обучения и телекоммуникационных сетей.

3. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно ориентированное взаимодействие педагога с обучаемыми.

4. Важная роль отводится духовно-нравственному воспитанию личности обучаемых.

5. Повышается роль науки в разработке педагогических технологий.

Основные тенденции психолого-педагогического характера при совершенствовании образовательных технологий связаны с переходом:

– от учения, где основной функцией является запоминание, к учению, где главным становится развитие личности;

– от ориентации на среднего обучаемого к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения.

Новаторство проявляется и в создании новых форм образования, которые становятся дополнением и альтернативной государственной системе образования. Появляются современные инновационные технологии, идеи, целостные педагогические системы и т.д., что позволяет говорить о принципе вариативности в российской системе образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: